Первые платежки за отопление показали каждой украинской семье, какие у нее реальные доходы в этой стране. Об этом в эксклюзивном комментарии «Фразе» заявил политолог, директор Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев.
«Платежки действительно потрясают, но проблема не в аргументах власти и энергетиков по поводу обоснованности цены. Проблема в том, что эти платежки воочию показали каждому украинцу, каждой украинской семье, какие у нее реальные доходы в этой стране. Это нищета заработных плат, заниженные стандарты оплаты труда, заниженные социальные стандарты. Люди увидели рыночную стоимость газа и коммунальных услуг и сравнили их со своими реальными доходами. А теперь учтите, что все это происходит на фоне обнародованных состояний народных депутатов, которые показали огромный контраст. Одно дело — прочесть в газете о разрыве между бедными и богатыми в цивилизованных странах и совсем другое — взять и сопоставить это со своей зарплатой. Вот это стало причиной психологического шока. Сколько ни говори, но один раз все-таки стоит увидеть и сравнить. Другое дело, что украинцы независимо от региона проживания, независимо от настроений и политических симпатий уже травмированы событиями начиная с 2004 года и заканчивая 2014-2016 годами. Они травмированы в том плане, что все попытки личного участия в протестах, в революциях, в поддержке радиальных перемен, как это было в 2014 году, оборачиваются ухудшением их реального положения, причем как материального, так и психологического. Уровень неудовлетворенности жизнью у нас — в лидерах среди европейских стран», — отметил политолог.
«Можно также зафиксировать разочарование людей от способности что-то изменить. Я думаю, что вот это желание что-то изменить, желание справедливости и страх перед личным участием плюс разочарованность в возможности что-то изменить очень сильно будет сдерживать людей. Одно дело — проявить протест, участвовать в сборе подписей, в выборах или даже разово поддержать какую-то акцию или митинг и совсем другое дело — лично участвовать в акциях, которые могут привести к еще одному потрясению в стране», — отметил Ермолаев.
«По нашим наблюдениям, люди сейчас занимают растерянно-выжидательную позицию, но почва для протеста, конечно, есть. Скорее всего, эти события будут носить локальный характер как реакция на конкретную беду или несправедливость где-то в регионах. Другое дело, что все политические силы, которые выступают как критики и оппоненты нынешней власти, конечно же, опираясь на общее недовольство, попытаются это как-то использовать. Это тоже правда. Тем более, что уровень доверия к нынешней власти сейчас просто ниже плинтуса. Мы сейчас находимся в своеобразном пике падения. Власть прекрасно понимает, что в такой ситуации возможности социальных и политических потрясений очень велики. Особенно учитывая приближающуюся годовщину Майдана, учитывая будущие пощечины в части безвиза, в части неудач с реализацией Минских соглашений. Вот этот страх власти перед растущим социальным напряжением и недовольством, по сути, вынуждает власть действовать превентивно. Мы сейчас находимся в уникальном положении, когда власть говорит и делает больше, чем успевает говорить и делать протестующий народ», — сказал эксперт.
«Можно не слушать аналитиков и слушать только брифинги силовиков и первых лиц, чтобы понять, чего боится власть. Власть боится, что стихийное недовольство выльется в политический процесс, а потом все это выльется в общее настроение в отношении власти и закончится срочными перевыборами. Власть сейчас бросает на улицы тысячи правоохранителей, опасаясь, что любая акция может перерасти в более широкий, организованный политиками протест. Но это очень напоминает поведение жертвы, когда жертва начинает себя вести, подчиняясь логике опасности. Грубо говоря, власть сама создает условия и сама создает аргументы, показывая, что ее нужно менять. Цензура в СМИ, совершенно грубые действия силовиков, превентивные меры, связанные со всевозможными досмотрами, только взвинчивают ситуацию. Власть сейчас сама своими собственными руками создает то, чего она так боится», — отметил политолог.
«Что касается ожидаемого, то, действительно, локальные плохо организованные протесты на местах, скорее всего, будут втягиваться в уже более продуманные стратегии партий. Причем спектр будет очень широкий: от организованной оппозиции до новых политических проектов, для которых это будет хорошей площадкой для самоутверждения. Есть опасность, что начавшимися спонтанными и организованными партиями акциями протеста воспользуются радикальные силы, чтобы совершить быструю смену власти, т. е. военный переворот. В этом плане я вижу главную угрозу. Есть соблазн использовать вооруженных людей для ускоренного давления на власть, и есть соблазн власти воспользоваться быстрой геометрической прогрессией нарастающих протестов для того, чтобы усилить режим и чтобы появление милитарных подразделений на улице объяснить элементом опасности». — подчеркнул Ермолаев.
С комментариями других экспертов на эту тему можно ознакомиться здесь.
Ранее «Фраза» сообщала, что Кабинет министров намерен предложить гражданам, которые не охвачены программой жилищных субсидий, воспользоваться 12-месячной рассрочкой для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
При этом Кабмин опровергает возможность повышения коммунальных тарифов по требованию ключевого кредитора страны Международного валютного фонда, поскольку такое требование МВФ в отношении Украины не выдвигал.
Тем не менее, первые платежки за отопление вызвали у киевлян массовый шок. В «Киевэнерго» странные цифры в платежках объяснили ошибкой и «человеческим фактором», однако, вскоре чиновники заявили, что никакой ошибки не было и суммы, указанные в платежках, соответствуют реальным тарифам.
Напоминаем также, что с 1 января 2017 года поставщики электроэнергии получили законное право повышать тарифы каждый месяц.