На прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что Кабмин отменил ограничения на расходы при подготовке к «Евровидению-2017». Вроде бы надо восторженно захлопать в ладоши, мол, вот мы какие щедрые да гостеприимные. Но вот хлопать почему-то не хочется.
«Проектом предлагается установить, что Национальная телерадиокомпания при осуществлении расходов, предусмотренных на подготовку и проведение в 2017 году в Украине песенного конкурса, не применяет граничные суммы расходов, предусмотренные постановлением Кабмина № 332», — отметили в Госкомитете телевидения и радиовещания и добавили, что также увеличены сроки предоплаты за товары и услуги, необходимые при подготовке к конкурсу.
Не знаю, как у вас, а у меня есть масса вопросов. Что значит снять все ограничения? Для чего? Чтобы поднять имидж Украины в глазах мирового сообщества? Простите, а чем мы его поднимем? О каком имидже может идти речь, если нам уже прямым текстом сказали, что в ЕС нам делать нечего, ибо в нашей бесконечной борьбе с коррупцией раунд за раундом побеждает коррупция.
И что, сейчас мы спустим десятки миллионов на праздник и нас сразу все зауважают? А может, наоборот? Как вообще можно было додуматься снять ограничения на расходы в тот момент, когда 80% населения страны с трудом сводят концы с концами? Это что, оторванность от реалий или пир во время чумы?
Да, Украина одержала победу на «Евровидении» и это — повод для гордости. Да, мы теперь должны принять у себя следующее «Евровидение», но давайте не будем врать хотя бы сами себе: это уже не столько повод для гордости, сколько возможность украсть.
Когда страна утопает в нищете, а мы спускаем десятки миллионов на шоу, что это если не пляски на костях? Поднимем имидж Украины? Да не смешите. На Западе далеко не дураки, и разворованные миллионы на фоне нищего, обворованного народа едва ли поднимут рейтинг нынешней власти да и Украины в целом. Я уже молчу о том, насколько это этично по отношению к народу, которого буквально задавили ценами и тарифами.
Так что же такое — безлимит на «Евровидение-2017» — инвестиция в имидж Украины или отсутствие моральных и этических тормозов? Что это — попытка вывести людей из депрессии и отвлечь от проблем или стремление еще раз нагло и открыто обокрасть собственный народ? Сколько из выделенных средств будет украдено? И оправданны ли такие расходы для страны, которая третий год находится в состоянии войны? Об этом «фрАза» спросила у людей, которые знают о закулисной стороне подобных расходов немного больше, чем мы с вами.
Исходя из природы действующей власти, мы сейчас с вами имеем еще один способ заработка для нашей власти. Сейчас способов зарабатывать стало, как минимум, вполовину меньше, нежели это было еще 2-3 года назад. Наша экономика схлопнулась, и сейчас это — просто очередной способ заработка для этой власти. Ничего другого здесь нет. Все разговоры относительно того, что это попытка вывести людей из депрессии — будь то с помощью «Евровидения», или какого-нибудь футбола, или Олимпийских игр, или чего-нибудь еще в этом роде — все это ерунда.
Люди выйдут из депрессии только в том случае, если увидят свет в конце тоннеля. И этот свет, в первую очередь, они должны увидеть в отношении оплаты коммунальных услуг, в отношении своих зарплат, в отношении того, что война, которая высасывает все соки из Украины, наконец закончится. То есть когда люди увидят, что в конце концов заканчивается весь вот этот дурдом, который длится в нашей стране уже третий год подряд.
Вот это и будет настоящим излечением людей от депрессии. А все вот такие масштабные вещи — это то, что происходило всегда и при всяком правительстве, по крайней мере в нашей стране. Правительство Януковича проводило «Евро-2012». Вспомните, сколько тогда было разговоров о привлечении инвестиций. А в результате всех инвестиций было привлечено 0,5%, хотя должно было быть привлечено 95% от общих затрат на «Евро-2012». Заработали компании некоторых известных олигархов прошлой украинской власти. Кстати, и сам Петр Алексеевич тогда тоже зарабатывал неплохо. А сейчас это способ найти заработок хоть где-то, причем заработок, который будет общественно оправдан, вот что это такое.
Это общественно мотивированный заработок руководителей государства.
Снятие ограничений на расходы «Евровидения» (и не только его, а любого такого массового мероприятия) можно назвать пиром во время чумы.
На сегодняшний день у нас с вами идет один пир — это кровавый пир на Донбассе. На этом пиру наживаются все руководители государства и в первую очередь президент нашей страны. Именно его предприятия выполняют самый главный военный заказ и получают самые главные военные заказы. Этим предприятиям выгодна война, соответственно, она выгодна собственнику, она выгодна президенту.
Украина разваливается, разрушается экономика, горит восток страны, а мы устраиваем этот пир. Кроме того, мы еще и потратим денег столько, сколько потребуется. Но ведь на самом деле заработаем столько, сколько захотим заработать. Это можно сравнить с Римской империей времен Нерона. Когда все провинции горели, Нерон совершенно забросил управление государством. Он пил и устраивал спектакли, представления, устраивал «Евровидения» того времени. Более того, он сам принимал в них участие и был озадачен тем, как больше себе разкрекламировать и еще больше распиарить. Это действие назвать как-то иначе, кроме как желание организовать второй пир во время чумы, я не могу.
Если мы получили право на проведение такого масштабного шоу, как «Евровидение» — это крайне важно. Страны воюют за право проведения «Евровидения» и не могут получить такое право. «Евровидение» — это очень важное событие, и сейчас оно крайне необходимо Украине как государству, поскольку привлечет внимание к Украине.
Проведение «Евровидения» важно не только для того, чтобы наши граждане развлеклись, но и для страны как организатора этого шоу. Что касается расходов, то, безусловно, это нужно провести на высоком уровне, но этот высокий уровень должен быть разумным. Нужно искать компромисс между качеством выполнения работ и чрезмерными расходами. Мы часто видим, что многие страны, соревнуясь с предшественниками, стремятся сделать «Евровидение» еще эффектнее, устроить еще более зрелищные спецэффекты и фейерверки. В данной ситуации Украине это все не нужно. Ей нужно все качественно провести без чрезмерных расходов. А то, что эти средства в какой-то момент могут понадобиться, ведь ограничения могут негативно отразиться на подготовке к шоу — это вполне понятно. У организаторов шоу должна быть определенная финансовая свобода, но они сами должны нести внутреннюю ответственность за то, чтобы не тратить лишние средства, и позаботиться, чтобы это мероприятие было максимально рентабельным.
Похоже на то, что эти расходы не окупятся. Такого рода имиджевые мероприятия могут себе позволить богатые страны, которые действительно строят свой имидж. У Украины нет имиджа из-за коррупции и из-за событий на фронтах. Для нас это все — бизнесовые моменты. Поэтому, безусловно, проведение «Евровидения» сейчас не ко времени.
Если говорить откровенно, то по целевому назначению не уйдет и половина выделенной суммы. Будет украдено намного больше, чем 50% от того, что выделят. Такие мероприятия очень удобны, так как расходы не могут быть нормально учтены и проверены. Кроме того, на фоне общей истерики, безусловно, намного легче воровать.
А вот что касается морали, то тут о морали вообще речь не идет. Одно дело — грабить страну и совсем другое — грабить воюющую страну. Вот в этом наше руководство хуже, чем их предшественники. Янукович нас не любил, он крал, но он не был лицемером и не делал вид, что это не так. А эти люди — лицемеры, они строят из себя патриотов, а сами в это же время грабят воюющую страну. Они — мародеры, а это в сто раз хуже, чем то, что делал Янукович.
***
Быть или не быть «Евровидению», решать не нам с вами. Да и, по большому счету, не зря же Джамала взорвала зал своей песней. Но, пытаясь убедить народ, что безлимит на шоу в нищей воюющей стране — это вклад в имидж страны, власти стоило бы помнить: украинский народ не так глуп, как хотелось бы нашим политикам.
Какой вклад? В какой имидж? А он вообще у нас есть, этот имидж? Мы не так давно обкладывали налогом работающих пенсионеров, мы всей Украиной собираем банки с консервацией и теплые носки для бойцов АТО, и в это же время власть дает добро на то, чтобы горстка везунчиков, которые получили доступ к корыту, украли из бюджета столько, сколько смогут унести. И где в этой схеме место для имиджа?