Кинофестиваль «Молодость-46»: Безбожность, Эрос и Бюджет

30 октября завершается 46-й кинофестиваль «Молодость». В поисках шедевров мы отсмотрели на нём несколько десятков фильмов. Около половины из них оказались откровенно проходными, ещё треть — не более чем добротными и лишь три картины — действительно выдающимися.

По сравнению с предыдущими годами средний уровень фильмов на «Молодости», безусловно, снизился. Подводя итоги феста, тогда мы говорили о пяти-семи знаковых премьерах. Сейчас же их вдвое меньше.

«Безбожники» Ралица Петрова

Этот фильм смотришь словно через приоткрытый люк. А сам при этом валяешься на дне канализации, получив палкой по голове. В этой ленте буквально чувствуется запах инфернальной серы. Здесь жизнь превращена в жесть, а честь — в грязь.

Один из самых сильных дебютов года рассказывает о медсестре Гане, которая ухаживает за одинокими стариками. Навещая их, она ворует паспорта пенсионеров и продаёт их на чёрном рынке. Люди местного прокурора оформляют на эти паспорта нелегальный бизнес. Затем владельцу паспорта «пришивается» криминальное дело с неподъёмным штрафом в несколько миллионов. Так что пожилым людям приходится отдать за долги свои квартиры.

Поглатывая морфий, Гана с безразличием смотрела на то, как её сообщники дурили, запугивали, а если надо — приближали кончину стариков. Но однажды она встретила престарелого музыканта, который побудил её по-другому взглянуть на всю ту жестокость, в которой она погрязла.

Сценарий ленты производит просто парализующий эффект. Здесь очень скрупулёзно продуман каждый поворот сюжета. Атмосферные игры с изображением передают на экране как расплывчатые наркотические галлюцинации, так и сухую правду жизни. Вместе с тем лента диагностирует один из самых опасных недугов постсоветского общества — манипуляции с квартирами пенсионеров и коррупцию.

Многие ключевые роли в картине сыграли непрофессиональные актёры. Исполнители выбирались по своим типажам, а не умению играть. За счёт этого каждый герой фильма предельно убедителен. Подтверждение тому — множество актёрских наград, например, исполнительнице главной роли Ирене Ивановой, которая является театральным режиссёром и никогда ранее не снималась в кино.

Лента была отмечена главным призом кинофестиваля в Локарно. По мнению критиков, именно этот кинофорум собирает фильмы, которые движут кинематограф вперёд, очерчивая в этом искусстве новые горизонты. Этим редко могут похвастаться пафосные Канны и Берлин и тем более мейнстримовый «Оскар».

«Безбожники» показывают мир Восточной Европы террариумом коррупции и зверинцем злодеев, которые промышляют среди сплошной безнадёги и разрухи. Эти черты являются устойчивыми особенностями кино из нашего региона. Именно на этом делается акцент, например, в румынских, польских и венгерских фильмах, которые в последние годы пользовались фестивальным успехом. Не отстала от этой тенденции и Украина, выкатив в Канны в 2014 году фильм «Племя» Мирослава Слабошпицкого. В последнем также эксплуатировались темы коррупции, криминала, упаренного мрака городских окраин и прочих ужасов, которые нам кажутся привычными. А европейский зритель воспринимает их как устрашающую экзотик, и щедро одаривает наградами на фестивалях.

Призы — это, конечно, хорошо. Но потом не стоит удивляться, почему у нас настолько негативный имидж во всём мире.

«Соединённые штаты любви» Томаш Василевский

На первый взгляд, эта лента может показаться чересчур аналитической, ведь все персонажи в ней выстраиваются по строгой формуле. Также в ней может смутить выпяченная сексуальность, которая показывается предельно физиологично. Оттолкнуть в фильме может и убогий социалистический антураж, в котором разворачивается действие. Но, несмотря на всё это, каким-то малообъяснимым образом эта картина не оставляет зрителя в покое спустя долгое время после просмотра. Да, это именно тот «фильм, который беспокоит зрителя, как камешек в ботинке» (Жан-Люк Годар).

Сюжет рассказывает о четырёх блондинках. Одна из них — библиотекарь, которая мучится в оковах семьи, утратив всякие чувства к мужу. Вторая — директриса школы, которая крутит роман с отцом одной из своих учениц. Третья — хореограф, которая пользуется огромным вниманием многих, при этом оставаясь драматически одинокой. Четвёртая — милая учительница литературы, жаждущая разделить своё пенсионное одиночество с кем-то.

Каждая из них — олицетворение разного рода любви. Для директрисы любить — это владеть. А для учительницы, наоборот, — отдавать себя. Для хореографа любовь — это фантазия и красота. А для библиотекаря — плоть и физиология. В конечном итоге все персонажи картины сплетаются в единое целое. Очерчивая на экране универсальный образ эроса.

В самой Польше фильм обретает ещё более широкое значение. Секс, телесность и религия здесь становятся олицетворением свободы, которую люди обрели в 1990-м, сразу после падения социалистического режима.

Эпоха воспроизведена в фильме просто безукоризненно. Начиная с панорам города 1990-го года и оканчивая мелочами быта, а также тонировкой самих кадров, которые напоминают выцветшую картинку телевидения той эпохи.

Это один из наиболее изобретательных фильмов не только киевской «Молодости», но и Берлинского кинофестиваля, где картина была отмечена призом за режиссуру. Наверняка на присуждение этой награды повлияло то, насколько мастерски здесь сплетены четыре разные истории. А также то, что все они обрываются на кульминации. И что под каждой деталью здесь кроется глубинный подтекст, плотно сшивающий четыре разрозненных сюжета в единое целое.

Когда уже кажется, что фильм больше ничем не удивит и его сюжет заворачивается, рискуя пойти по кругу, происходит хлёсткая финальная сцена, действующая на зрителя, как нокаут. Подобное в кино увидишь крайне редко...

«Экономика пары» Жоаким Лафосс

Рядом с вышеупомянутыми картинами, которые подсвечены ореолом славы и фестивального успеха, «Экономика пары» кажется бедным родственником. Она не участвовала ни в одном авторитетном кинофесте. Не блеснула в рейтинге кассовых сборов. Не стала пиком в карьере ни одного из своих создателей. И, судя по скромному рейтингу 6,8 на IMDb, вскоре потеряется среди прочих фильмов.

Однако есть у «Экономики пары» одно качество, которое так редко удаётся встретить на широком экране. Честность. Всё — от сиюминутного жеста и до рокового поступка — здесь показывается предельно правдиво.

Лента рассказывает о супружеской паре, которая живёт в браке 15 лет. Все причины, по которым они решили развестись, дипломатично сброшены за борт фильма. А сюжет всецело сосредоточен на непродолжительном периоде, в течение которого им доведется разделить дом, подписать документы, объясниться с двумя маленькими дочерями, а одному из них также найти новое жильё и работу.

Фильм не укладывается в тренд фестивалей, но максимально точно бьёт в сердцевину самых земных житейских проблем. По своей форме он максимально приближён к театру, сжимая место действия до одного дома и делая ставку на диалоги. При этом картина обладает зарядом настоящего динамичного экшена, удивляя неожиданными поворотами сюжета.

Главную роль в картине исполнила одна из наиболее именитых современных актрис Франции Беренис Бежо. В 2012 году она номинировалась на «Оскар» за чёрно-белую немую ленту «Артист», а в 2013-м удостоилась актёрской награды в Каннах за «Секреты прошлого». В «Экономике пары» она исполнила одну из лучших своих ролей. Её героиня здесь находится в перманентном напряжении. И так же, как пробивается пот между пальцами в сжимаемом часами кулаке, на её глазах иногда наворачивается скупая слеза.