Российская агрессия против Украины поставила перед нашим народом несколько важных вопросов. Один из них — проблема будущего Донбасса. Как бы нам ни хотелось, чтобы все стало на свои места и было, как прежде, увы, как прежде, уже никогда не получится. Поэтому сегодня, как никогда ранее, актуальным кажется вопрос объективного и реального отношения украинцев к оккупированным территориям Луганской и Донецкой областей, а также к их населению.
Полноценный возврат ОРДЛО под юрисдикцию Украины при каденции Владимира Путина видится маловероятным. Вопрос возвращения контроля над украино-российской границей нашему государству наиболее неприятный для Кремля. Вся слабость как бы великой российской империи — в контроле за границей. Ведь если Украина вернет себе такой контроль, то зачистка остатков боевиков на оккупированных территориях займет считанные недели. Не получая военной помощи в виде живой силы и техники из России, сепаратисты не смогут долго удерживать занятые на сегодня позиции.
Утрата Москвой контроля над Донбассом — фактор, нивелирующий постоянную возможность дестабилизировать ситуацию в Украине якобы чужими руками и не нести за это никакой ответственности. Без дестабилизации, угроз, шантажа, военной силы вся идея «русского мира» — не более чем колосс на глиняных ногах.
В то же самое время необходимо понимать, что Донбасс не нужен России в качестве ее административной единицы. Именно из этого и следует исходить в анализе потенциальных сценариев будущего Донбасса. Среди таковых наиболее вероятными видятся следующие.
Сценарий первый — «Зона хаоса». По моему мнению, это один из наиболее реальных сценариев для Донбасса на ближайшие 5-10 лет. Если следовать логике России, Донбасс — это ключ к расшатыванию Украины. Постоянная неопределенность выгодна Москве, так как позволяет тянуть время и ждать, когда Украина упадет первой. Но вряд ли Украина упадет в ближайшие 5 лет, поэтому «Зона хаоса» может существовать, но будет способствовать исключительно замедлению темпов экономического роста за счет возрастающих трат на военную сферу и оборонную промышленность.
Вторым сценарием для Донбасса видится альтернатива под названием «Активная война». На сегодня вероятность реализации данного сценария можно охарактеризовать как среднюю. Война за новые территории потребует дополнительных расходов от РФ для обеспечения пророссийских сепаратистов военной техникой и живой силой. В результате реализации такого сценария нельзя исключать вероятности захвата боевиками новых территорий, как и утраты уже оккупированных. Итогом данной альтернативы может стать подписание нового мирного договора по аналогии с Минскими соглашениями, который не будет качественно решать проблему, а обеспечит временное затишье.
Третий сценарий — «Брошен всеми». Вероятность реализации данного сценария высокая. В ближайший год Россия продолжит тактику навязывания Украине Донбасса исключительно на своих условиях. Официальный Киев никогда не пойдет на подобные условия. Поэтому, рано или поздно, такая ситуация может надоесть и Москве, и Киеву. Кремль способен значительно уменьшить финансирование боевиков. Украина же, в свою очередь, не пойдет на контакт с теми, кто угрожал утопить всю страну в крови. В результате Донбасс окажется ничейным — без перспектив, без будущего, с явными признаками гуманитарной катастрофы и социально-политической деградации. Будут усиливаться апатия, ненависть местного населения ко всем — и к сепаратистам, и к России, и к Украине. Кто-то решит убежать в Украину, кто-то — в Россию. Боевики станут еще жестче, их давление на население будет носить характер явного геноцида, мародерство в разы увеличит свои масштабы. В итоге Донбасс станет проклятой территорией, от которой все будут шарахаться, словно от прокаженной.
Если же говорить о сценарии возвращения Донбасса в Украину, такая возможность существует исключительно путем тактики смыслов и показательных экономических побед. Только видя, что в Украине начинается экономический подъем, и постоянно слыша об этом, население оккупированных территорий может прибегнуть к пассивному сопротивлению сепаратистам. Это усложнит задачу управления для боевиков и в конце концов может способствовать тому, что на Донбасс не захотят ехать новые боевики.
Что же касается варианта отказа Украины от Донбасса, то он не приемлем по той простой причине, что будет означать политическую смерть власти, которая примет такое решение. Слишком много людей погибло, чтобы сегодня вот так просто взять и отдать украинские территории непонятно кому.
Как бы там ни было, но Донбасс будет стоять еще долгие годы костью в горле как Украины, так и России. И, к сожалению, уже никогда не станет таким, как был до войны.