Став генпрокурором Юрий Луценко сформировал свою команду, место в которой вместо замгенпрокурора Виталия Касько, курировавшего международное направление занял Евгений Енин, который до этого успел поработать в СБУ, Внешней разведке и на дипломатической службе.
По сути, это назначение призвано решить ряд важных международных вопросов, начиная от возвращения в Украину украденных экс-чиновниками активов до экстрадиции в нашу страну «ВИП-преступников».
Одно из заданий на международной арене, навереника, и сохранение персональных санкций, которые ЕС наложил на ряд бывших руководителей Украины.
Особо актуальными в последнее время остаются вопросы возвращения в страну сбежавших за границу министров времен Виктора Януковича, а также ряда экс-чиновников меньшего калибра.
Большинство из них до сих пор прячутся в России, от которой получить удовлетворительное решение по их экстрадиции в Украину в нынешнее время мягко говоря невозможно. Все попытки упираются в политические мотивы, на которых постоянно настаивает соседнее государство.
Еще часть бывших чиновников, которые подозреваются в коррупционных и экономических преступлениях находятся в Израиле, Испании, Панаме, Великобритании, из которых экстрадиция куда более реальна.
О перспективах экстрадиции, возвращения незаконно выведенных активов, и о уже почти забытом для общества бывшем премьер -министре Павле Лазаренко Українські Новини поговорили с заместителем Луценко Евгением Ениным.
Мы узнали — как долго ждать экстрадиции Януковича и Ко, о судьбе дела Лазаренко, о перспективах сохранения ЕС персональных санкций против украинских экс-чиновников и о возможности привлечения к уголовной ответственности руководства России в лице Путина и Медведева.
Недавно Панамский суд избрал экс-руководителю Госинвестиций Владиславу Каськиву арест с залогом 600 тыс долларов. Внес ли он уже залог?
— Каськив вышел несколько часов назад (30 сентября). Залог внесен.
Будет ли арестовано имущество Каськива в Панаме?
— На данный момент это тайна следствия. Во-вторых, после того как мы выясним весь перечень движимого или недвижимого имущества, которое находится в собственности Каськива или связанных с ним людей на территории Панамы, мы определимся — требовать ареста имущества или внесения оговорок касательно возможности отчуждения того или иного имущества в Панаме. Это непростой вопрос. Если мы пытаемся что-то арестовать, то мы должны понимать, что все расходы, связанные с этим, будут возложены на наше государство. Нужно сделать все мудро, чтобы избежать лишней нагрузки на украинский бюджет.
Как продвигается вопрос предоставления политического убежища Каськиву?
— На данном этапе у панамской стороны есть полгода для рассмотрения ходатайства о предоставлении политического убежища. Мы умышленно не пытаемся поднимать шум, чтобы украинскую власть не обвиняли в попытках давления на власть Панамы.
Поговорим о экс-премьере Николае Азарове и экс-президенте Викторе Януковиче. Нет ли у ГПУ информации о получении ими гражданства России?
— Украинское государство рассматривает этих лиц как граждан Украины безоговорочно к тому, оформили ли они российское гражданство или нет.
Сколько ответов Украина получила от России по вопросу их экстрадиции?
— По Януковичу нам 5 раз отказали в экстрадиции. Мы обращались о его выдаче в рамках 5 отдельных уголовных производств. По Азарову мы 3 раза получали такой отказ.
Причина отказа — политика?
— Совершенно верно. Ссылались на политический характер преследования.
Какая вероятность того, что Янукович будет хотя бы допрошен на территории России?
— В данном случае это зависит от доброй воли самого Януковича, которой у него, на мой взгляд, нет. Нормальный и полноценный допрос Януковича может произойти только на украинской территории.
Фигурировал ли в уголовных производствах правоохранительных органов Украины младший сын экс-президента Виктор?
— На данном этапе это не имеет значения, более того смерть человека является основанием для закрытия уголовного производства против него.
(Виктор Янукович — младший погиб в марте 2015 года, провалившись в автомобилей под лед на Байкале. Его гибель в прессе подтвердил брат Александр, а также Николай Азаров. В то же время российские власти официально это не подтверждали).
Информировала ли официально российская сторона о его гибели?
— Сомневаюсь о факте информирования о данном событии российской стороной.
Касательно экс-министра Эдуарда Ставицкого. Что ответил Израиль относительно его вопроса экстрадиции его в Украину?
— Мы отмечаем динамику по этому вопросу. Буквально недавно мы получили информацию израильской стороны по этому поводу. Они запросили у нас дополнительную информацию, которую мы готовим и в ближайшее время передадим Израилю. Он пока не допрашивался. В тоже время мы дали израильским коллегам сигнал о том, что мы готовы его допросить и предложить сотрудничество со следствием.
Когда Вы ожидаете решения вопроса о его экстрадиции?
— В случае наличия воли у самого Ставицкого и предоставления нами ему гарантий, то это даст толчок в этой истории. Существующие у следствия доказательства против него достаточно мощные, чтобы передать дело в суд. В случае отказа Ставицкого от сотрудничества — производство против него может быть передано в суд и рассмотрено в рамках процедуры заочного осуждения.
Как обстоит дело с экс-министром образования Дмитрием Табачником? Он же тоже скрывается в Израиле...
— Буквально 29 сентября состоялось совещание у генерального прокурора, который дал указания ускорить завершение экспертиз по делу Табачника. Мы будем выходить на формирование нашей позиции для дальнейшей передачи дела в суд. Не исключаю также заочную процедуру его судебного осуждения.
По экс-министру финансов Юрию Колобову. Какие шансы, что Испания выдаст его Украине?
— Испанский суд отказал в его экстрадиции. При этом, комиссия по контролю за файлами Интерпола также заблокировала доступ к файлу Колобова и сейчас комиссия рассматривает этот «кейс». Сказать окончательно на каком заседании будет поднят вопрос Колобова пока преждевременно.
Получил ли он политическое убежище в Испании?
— Насколько мне известно, у него просто вид на жительство.
Когда можно ожидать экстрадиции Колобова?
— Скажем так — я бы поостерегся прогнозировать последствия выезда Колобовым из Испании, потому что есть высокая вероятность того, что любая европейская страна может его задержать. Тогда мы начнем двусторонний процесс его дальнейшей выдачи в нашу страну, не используя инструментов Интерпола.
Получили ли Вы официальный ответ из России относительно отказа выдать экс-депутата Рады Александра Шепелева?
— Да, если не ошибаюсь в августе. Очень оригинальный ответ был — они не ссылались на политические мотивы, а на национальные интересы безопасности России.
Если он покинет пределы России и поедет, скажем, в Беларусь... будет ли он там задержан?
— Безусловно. Шепелев находится в розыске Интерпола.
Такое же произойдет и с Януковичем и Азаровым, если они поедут в Минск?
— Файл Интерпола по Януковичу сейчас заблокирован, как это не парадоксально. Мы рассчитываем, что в ходе ближайшего заседания комиссии по контролю за файлами Интерпола «кейс» Януковича будет рассмотрен. Мы надеемся, что в рамках ходатайства по экономическим преступлениям, в которых подозревается экс-президент, ему будет выставлена «красная карточка».
Есть ли у ГПУ претензии к экс-премьер-министру Павлу Лазаренко?
— Лазаренко отбыл срок наказания в рамках приговора суда США. В то же время продолжается гражданский процесс — США против Лазаренко. США имеют основания получить победу в рамках этого процесса и конфисковать денежные средства экс-премьера. Сразу же хотел бы опровергнуть инсинуации, которые начали проникать в украинские СМИ о якобы бездеятельности украинских компетентных органов по этому делу. Мы находимся в тесном контакте с партнерами. Мы расследуем уголовное производство, которое насчитывает более 30 тыс томов. Значительная часть этого дела была вывезена бандой Януковича за несколько дней до революции Достоинства. Это отдельные эпизоды дела.
В связи с чем это было сделано?
— Об этом лучше спросить у них.
Будет ли Украина возвращать деньги, которые украл Лазаренко?
— Мы находимся в постоянном диалоге из США. Во первых — Украина потерпела от его преступлений, во-вторых — мы страна, которая активно содействовала установлению истины по этому делу и, безусловно, мы претендуем если не на все эти деньги, то, по крайней мере, на значительную их часть.
Вы надеетесь их вернуть?
— Мы не только надеемся, но и активно движемся в этом процессе. Буквально сегодня генеральный прокурор отправил соответствующее письмо в адрес Президента Украины.
О какой сумме идет речь?
— Не хотел бы давать преждевременных комментариев по этому вопросу.
В деле экс-вице-премьера Сергея Арбузова есть продвижения?
— Арбузов находится в международном розыске Интерпола. Наше Главное следственное управление расследует уголовное производство против него. Как вам известно, в Украине арестовано более 1,38 млрд долларов на счетах компаний, которые связывают с Арбузовым. На данном этапе следствие доказывает не только преступный характер денежных средств, но и устанавливает всю цепочку получения и отмывания денег именно в тот период, когда началась революция Достоинства.
Какая судьба бывшего председателя правления Укрсоцбанка Бориса Тимонькина, который находится сейчас в Германии?
— У нашего следствия есть ряд вопросов к нему. Я надеюсь, что в ближайшее время представители украинского следствия найдут контакт с Тимонькиным. Мы рассчитываем на активное взаимодействие с ним. Параллельно, в Германии продолжается процесс экстрадиционной проверки. Из-за состояния здоровья господина Тимонькина, немецкая сторона потребовала предоставления от нас дополнительных гарантий, коорые мы предоставили несколько дней назад.
Я надеюсь, что это может послужить основанием для позитивного решения.
Сохранятся ли персональные санкции ЕС в отношении ряда украинских экс-чиновников?
— Мы как Украина должны четко понимать, что рано или поздно период наложения административных санкций Европейским союзом может завершиться. Соответственно, это четкий сигнал для активизации следствия в Украине, передачи дел в суды и вынесения судебных вердиктов в отношении фигурантов. Поскольку, даже если мы говорим о дальнейшем возвращении активов, которые заморожены в странах ЕС, то они могут быть возвращены в Украину на основании приговора украинского суда. Безусловно у нас есть такая практика, когда Швейцария вернула 14 млн Лазаренко и его подельника Кириченко на основании своего одностороннего решения и без решения судебных органов Украины. Но нам не стоит слишком переоценивать возможность такого развития событий.
Вам известно, сколько российских политиков, чиновников находится под следствием в Украине?
— Безусловно, у нас есть значительное количество таких дел. Вы, наверное, обратили внимание на масштабное расследование, которое вела и ведет Главная военная прокуратура. Это дело по Иловайску, аннексии Крыма, агрессии России на Донбассе и так далее. Под следствием находится значительное количество политиков и представителей военных структур, спецслужб России.
Один из последних — министр обороны России Шойгу.
В рамках уголовных производств проходят представители «органов прокуратуры и власти Крыма». Там есть и Наталья Поклонская (так называемый «прокурор Крыма»).
Кстати, Поклонская может быть объявлена в международный розыск?
— Почему бы и нет. Я не вижу здесь никаких проблем.
Существует ли международная практика привлечения к уголовной ответственности таких персон как Путин и Медведев?
— Безусловно, стоит вспомнить Нюрнбергский процесс (международныйсудебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Проходил с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале). Вы, наверное, видели отчет Нидерландов по трагедии с рейсовым самолетом MH17 и это серьезный гвоздь в будущий гроб Путина.
Откровенно говоря, перспективы привлечения Владимира Путина к уголовной ответственности в Украине выглядят призрачными. Возможно, через некоторое время обстоятельства изменятся.
Выдаст ли, на ваш взгляд, Великобритания депутата ВРУ Александра Онищенко?
— То, что выдача из Великобритании является возможной Генпрокуратура доказала буквально в сентябре. В Украину, впервые в истории двусторонних международных отношений был экстрадирован один из граждан Украины. Он подозревается в совершении кражи.