«Свет меж двух океанов»: семейное счастье vs. совесть

Дамский набор исторических фильмов для чувственных восторгов (а-ля «Дневник памяти» или «Титаник») пополнился новой лентой, безусловно, достойной этого списка — «Свет меж двух океанов». На украинские экраны картина вышла 22 сентября.

Печальный красавец Том, в исполнении Майкла Фассбендера, ищет покой и уединение, чтобы забыть ужасы Первой мировой. Устраиваясь смотрителем маяка, он знакомится с милой и решительной Изабель, которая скучает в родительском доме. Чувственная переписка приводит к свадьбе, после чего Том увозит девушку на необитаемый остров, где и расположен его маяк. Однако их счастью суждено было длиться недолго.

Попытка завести ребёнка оборачивается выкидышем. Отчаяние разряжается, лишь когда к их берегу прибивает лодку с мёртвым мужчиной и живым младенцем. Впервые взяв на руки эту девочку, Изабель уже не решится её отпустить. Но спустя несколько лет они встретят настоящую мать этой девочки...

Действие фильма разворачивается неспешно, как в сентиментальной литературе, смакующей каждую слезинку. А визуальный ряд ленты густо увешан чувственными крупными планами, выдаивая из зрителей соболезнование.

Местами в ленте делаются откровенные перегибы в сторону эмоциональности, даже несмотря на то, что это откровенно вредит сюжету. Избыточные акценты на жарких объятьях, резких выпадах и меланхоличных взглядах лишь затягивают и без того размашистый хронометраж. Сюжет фильма чрезвычайно предсказуем, так что столь чрезмерное внимание к деталям и сентиментам хоть как-то восполняет интерес к происходящему на экране.

Романтическую атмосферу картины сочно дополняют нарочито красивые пейзажи, припудренные закаты и уютные панорамы старинного быта.

Тональность кадра меняется в соответствии с эмоциональной насыщенностью: в драматичных эпизодах больше серых, синих и других холодных оттенков, которые в позитивных сценах уступают место жёлтым и зелёным цветам.

Вообще весь фильм тонирован в стиле модных нынче фотофильтров. Так что многие кадры отсюда наверняка разойдутся по социальным сетям в качестве иллюстраций к каким-то китчевым недо-афоризмам в духе «всегда следуй за своим сердцем».

Подобные лирические философствования встречаются и в самом фильме. Одна из неохватных панорам океана сопровождается закадровым умничаньем главного героя о том, что Янус (бог, в честь которого назван остров с маяком) имеет два лица, одно из которых смотрит в прошлое, а другое — в будущее. Как и Изабель в этой сцене, многие девушки таят, слушая подобные эрудированные разглагольствования. И не важно, по какую сторону экрана они при этом находятся.

Ответственным за все эти красоты является оператор Адам Аркпоу, чьими глазами мы смотрели сериалы «Настоящий детектив» и «Плоть и кости», а также фильм «Макбет» и экшн «Кредо убийцы», который выйдет в январе.

Режиссёр фильма Дерек Сиенфрэнс известен своими работами «Валентинка» (2010) и «Место под соснами» (2012). Как и эти две ленты, его новое творение переполнено горьковатой романтикой. Его картины уверенно держатся на уровне крепкого середнячка (7 баллов из 10), исполняя роль массовки на престижных кинофестах и премиях. Они постоянно становятся достойными номинантами, но никогда не побеждают. Например, «Валентинка» номинировалась на «Оскар», а «Свет меж двух океанов» был в конкурсе Венецианского кинофорума.

Правда, даже участие крайней ленты Сиенфрэнса в столь авторитетном кинофестивале не спровоцировало столько шума, как сообщения о том, что между исполнителями главных ролей Алисией Викандер и Майклом Фассбендером завязался роман в реальной жизни.

Судя по тому, сколько недомолвок в этих отношениях между актёрами, саму эту связь невольно подозреваешь в том, что она заранее срежиссирована. Подобные романы исполнителей главных ролей нередко провоцируются создателями фильма, чтобы больше пошуметь в прессе накануне премьеры. Подобное было, например, с Робертом Паттинсоном и Кристин Стюарт перед «Сумерками», Томом Крузом и Пенелопой Крус накануне выхода «Ванильного неба» и т. д.

Так что наверняка, как только завершится маркетинговая кампания «Света меж двух океанов», появятся сообщения о том, что Викандер рассталась с Фассбендером. Ничего личного — только бизнес.

Ежегодно выходит в среднем по три громких премьеры с участием 27-летней Алисии Викандер. Впервые о ней заговорили как о заметной актрисе в 2014-м, после главной роли в футуристическом триллере «Из машины». При этом до 2012 года в её активе были всего лишь две роли в посредственных шведских лентах. А в 2016-м она уже удостоилась «Оскара» за «Девушку из Дании» и прочно обосновалась во франшизе «Джейсон Борн». Столь быстрым развитием карьеры могут похвастать лишь единицы.

В экранном образе Викандер уже начали кристаллизоваться черты, которые обязательно встречаются практически в каждой её роли: коварство, непредсказуемость и эмоциональная надрывность. Правда, когда всматриваешься в её героинь, нередко режет глаз наигранность и деланность отдельных сцен и интонаций.

Эмоциональным эпицентром «Света меж двух океанов» является всё же Том в исполнении Майкла Фассбендера («Стив Джобс», «Люди Икс»). Его персонаж — уставший ветеран войны с потухшими глазами. Рядом с впечатлительной и экспрессивной Изабель Том кажется бесцветным. Но именно благодаря такому контрасту между ними резче проявляется таинственность и сложность его личных «чувство-сплетений».

В основу сценария «Света меж двух океанов» положен рядовой женский роман австралийского дебютанта М. Л. Стедмана. Книга получила весьма сдержанные отзывы критиков. Подобный успех ожидал и её экранизацию.

Литературная подоснова этой картины чувствуется в том, насколько скрупулёзно проработаны красноречивые детали сюжета. Например, пианино: Изабель очень любила музыку, но не могла играть дома. И когда она впервые входит в дом Тома, то тает при виде пианино — её мечта сбылась. Но инструмент оказывается расстроен. Это вселяет подозрение, что жизнь в этом доме пойдёт не так гладко, как мечталось ранее. Подобная бытовая символика проявляется и во многих других деталях.

Словом, это типично женское кино с акцентом на материнстве, романтике, мелочах повседневности, красивом мужчине и, конечно, семейном счастье — куда ж без него? Хотя «Свет меж двух океанов», собственно, и показывает, куда заводит жизнь без семейного счастья.