Министерство экономического развития и торговли приостановило свое решение о внесении изменений в устав «Нафтогаза», которым ПАО «Укртрансгаз» переходил под контроль МЭРТ. Как стало известно «Фразе», об этом заявил министр экономического развития и торговли Степан Кубив на согласительном совете в понедельник, 19 сентября.
«Это решение, по сути, является правильным... Я готов признать, что при принятии решения мы не провели надлежащих консультаций — это технический и в определенной степени политический момент. В связи с этим решение мной, как министром, приостановлено», — заявил Кубив.
Кроме того, по его словам, 19 сентября у премьера состоится совещание с участием всех заинтересованных сторон, и мы будем обсуждать действия по сути и формы.
«Хочу подчеркнуть, что мы пойдем путем создания независимого управления в „Нафтогазе“ и других компаниях, связанных с добычей и транспортировкой газа», — сказал он.
Между тем, глава НАК «Нафтогаз Украина» Андрей Коболев в интервью «Экономической правде» заявил, что переподчинение «Укртрансгаза» останавливает процесс по «транзиту», потому что в результате, «Нафтогаз», теряет статус стороны в этом деле и не может выступать в качестве истца.
По словам Коболева, в Стокгольме есть два дела.
«Первое — по контракту купли-продажи. В его рамках русские требуют от нас под 40 млрд долларов за невыполнение take or pay. Мы от них требуем за переплату, считая установленную цену несправедливой», — отметил глава НАКа.
По его словам, в этом деле есть потенциал к выигрышу у обеих сторон. Этого спора переподчинение «Укртрансгаза» не касается никак.
«Второе дело в Стокгольме — так называемое „транзитное“. В нем мы требуем компенсации 12 млрд долларов, разрешения проблемы виртуального реверса, гарантий объемов транзита и права перевести контакт на нового оператора. В рамках этого дела „Газпром“ с нас требует символические 6 млн долларов. То есть, „Газпром“ в этом вопросе все устраивает. Все что они хотят в этом „транзитном“ арбитраже — сохранить статус-кво», — обьяснил Коболев.
Он отмечает, что соответственно, если в случае первого дела у «Газпрома» есть потенциал к выигрышу, то во втором деле у «Газпрома» выход из ситуации — это либо ничего не выиграть, либо проиграть.
Поэтому, по словам главы НАК, для них идеальная ситуация — остановить этот процесс.
«Переподчинение „Укртрансгаза“ как раз останавливает этот процесс, потому что в результате переподчинения мы, „Нафтогаз“, теряем статус стороны в этом деле — мы уже не можем выступать в качестве истца», — подытожил он.
Как сообщает «Экономическая правда», 7 сентября Министерство экономического развития и торговливывело из-под контроля НАК «Нафтогаз Украины» осуществление закупок ОАО «Укртрансгаз», не уведомив руководство НАК «Нафтогаз Украины».
По информации пресс-службы НАК, такое изменение устава поставило под угрозу заключение «Нафтогазом» кредитного соглашения с привлечением Всемирного банка (ВБ) на сумму 500 млн долл и является нарушением условий по кредитному соглашению с ЕБРР и потенциальным дефолтом по задолженности, гарантированной государством.
Действия МЭРТ уже вызвали беспокойство Европейского банка реконструкции и развития.
В «Нафтогазе» заявили, что такие действия ставят под угрозу выполнение Плана реформы корпоративного управления «Нафтогаза».
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что решение МЭРТ может быть изменено в результате критики из Европы.