«Чудо на Гудзоне»: реальность интереснее вымысла

Случается, что даже Фабрика грёз со своим вековым опытом сочинять самые невероятные сюжеты отступает перед реальной историей, изложенной в нескольких абзацах рядовой газеты. Именно так произошло с фильмом Клинта Иствуда «Чудо на Гудзоне», который вышел в прокат 8 сентября.

Лента изучает события, произошедшие 15 января 2009 года в Нью-Йорке, когда пилот посадил загоревшийся самолёт на реку и, таким образом, спас 155 жизней. В этот же день имя Чесли Салленбергера, который был за штурвалом, обошло издания всего мира, а вскоре закрепилось в истории, ведь такого никогда не совершал ни один другой пилот.

Несмотря на то, что аплодисменты в его честь звучали во многих странах, авиакомпания взялась скрупулёзно изучить этот случай, выискивая даже малейшие проступки в действиях пилота. «Мог ли Чесли дотянуть самолёт до аэропорта, чтобы посадить его без повреждений? Или посадка на воду, в результате которой самолёт был полностью разрушен, была единственным верным вариантом?» — так звучат вопросы, на которые пытаются ответить десятки экспертов в течение фильма. Напряжение во время этих разбирательств доводит протагониста до грани нервного срыва.

В лётчике из этой картины несложно узнать многих-многих героев событий в Украине последних лет. Политические, военные и культурные потрясения едва ли не каждую неделю выбрасывают в топ новостей какое-то новое имя, которое сразу же начинают превозносить. Однако проходит всего лишь несколько дней (реже — месяцев), и данное имя уже ассоциируется в СМИ с негативом. Одна из наиболее ярких иллюстраций к этому — история голодавшей украинской лётчицы.

Отчасти такая перемена во взглядах объясняется тем, что пресса любит скандалить, вбрасывать в массовое сознание всяческие версии, манипулировать фактами или же просто ниспровергать героев. Это благоприятно сказывается на читаемости.

Вот только подобные разоблачения уже стали едва ли не нормой, так что восторг по отношению к каждому новому герою сразу же невольно смешивается с настороженным отношением к нему же.

А «Чудо на Гудзоне» показывает давно забытый в наших краях идеал: когда обычный человек совершил подвиг и сумел достойно пройти через все обвинения и подозрения, доказав свою правоту. Подобных историй сегодня критически не хватает в украинском кино, литературе и сцене.

Позицию главного героя в картине красноречиво показывает постер: тёмное сжимающееся кольцо вокруг седого мужчины, которому тяжело дышать:

Зачастую ленты, в которых описывается столь громкое происшествие, становятся лишь его бледной тенью. Ведь все знают, как развивался ход событий и чем всё закончилось. Но, несмотря на то, что сюжет, описанный в «Чуде на Гудзоне», подробнейшим образом изучался в прессе, во время просмотра фильма не заскучаешь ни на секунду. В нем все факты воспроизводятся лаконично и нередко с недомолвками. Таким образом, каждый, кто хорошо ориентируется в описанных событиях, не успевает заскучать от «повторения пройденного материала», а все те, кто плохо знает о случившемся, полнятся интригой.

Технически лента выполнена просто безукоризненно. Так что экран становится, словно окном в реальную жизнь. Реквизит, сведение звука, цветокоррекция, монтаж — все эти составляющие фильма настолько гармоничны, что даже не обращают на себя внимания.

Этой картиной режиссёр Клинт Иствуд лишний раз продемонстрировал всему миру свой перфекционизм. Как рассказывали его коллеги, всё, что ни делает Иствуд, и все вещи, которыми он себя окружает, должны быть первого класса. Создавая новый фильм, он приглашает только опытнейших профессионалов, и даже когда он просто садится перекусить, то обязательно стол должен быть накрыт с использованием фарфоровой посуды.

Пятикратный обладатель премии «Оскар» («Малышка на миллион», «Непрощённый») Клинт Иствуд в этом году отметил 86-летие. Несмотря на столь почтенный возраст, он продолжает активно снимать — за последние десять лет он выпускал в среднем по одному фильму в год. Его работы — тот редкий случай, когда возраст фильммейкера не портит качество фильмов. Усталость прожитых лет здесь совершенно не чувствуется. Чего не скажешь, например, о «Светской жизни», который несколько месяцев назад выпустил на экраны 81-летний Вуди Аллен.

Правда, возраст всё же некоторым образом сказывается на крайних работах Иствуда. В них всё больше внимания уделяется ностальгии, воспоминаниям и прочим особенностям мировоззрения пожилого человека.

Из его крайних десяти фильмов — восемь сняты на основе реальных событий и посвящены людям, которые совершали настоящие подвиги. Его предыдущая картина «Снайпер» рассказывала о герое войны в Ираке. В 2014-м Иствуд выпустил ленту «Парни из Джерси», посвящённую группе The Four Seasons — символу своего поколения. В 2011-м был «Дж. Эдгар» — об одном из наиболее неоднозначных государственных деятелей США, который руководил ФБР. А в 2009-м перенёс на широкие экраны эпизод из жизни Нельсона Манделы. Каждая из этих работ становилась своего рода памятником знаковому событию или личности.

Главную роль в «Чуде на Гудзоне» исполнил Том Хэнкс. Как и Иствуд, за последние лет десять он часто обращался к реальным историям, сыграв Уолта Диснея («Спасти мистера Бэнкса»), адвоката в переговорах во времена холодной войны («Шпионский мост») и опытного моряка («Капитан Филлипс»). Именно последняя из упомянутых его киноработ и стала той единственной за предыдущие 11 лет, которая получила высокие оценки критиков. Остальные же за этот период оставляли желать лучшего. Подобная ситуация и в карьере Иствуда: за этот же период он снял лишь один шедевр «Гран Торино».

Череда посредственного кино с участием Хэнкса и Иствуда в последние годы даже заставила говорить о закате их карьеры. Однако после просмотра «Чуда на Гудзоне» становится ясно: ещё далеко не всё потеряно в случае с этими двумя живыми классиками.

За свою карьеру Хэнксу уже доводилось управлять космическим кораблём («Аполлон-13»), железнодорожным составом («Полярный экспресс»), огромным контейнеровозом («Капитан Филлипс») и, наконец, самолётом в новой картине. Учитывая, насколько успешными получаются фильмы, в которых он перевоплощается в подобных «руководителей-спасителей», в будущем мы наверняка увидим его в роли какого-нибудь капитана подводной лодки или водителя автобуса. И эта роль наверняка станет столь же успешной, как вышеупомянутые.

Но главное, что своими фильмами последних лет, и особенно «Чудом на Гудзоне», они доказали, что реальность часто может быть куда более интересней, нежели самый смелый вымысел.