Мощная машина российской пропаганды всегда удивляла своей трудоспособностью и напористостью. В России могут вбросить в СМИ совершенно абсурдную информацию и народ ее проглотит. И самое главное, что никто из российских политтехнологов даже особо не утруждает себя в изобретении утонченных способов промывания мозгов обывателю. Зачем изобретать велосипед, если можно просто дать установку на то, что и как должен думать среднестатистический россиянин?
А дабы он вдруг сдуру не начал думать куда-то не в ту сторону, а что еще хуже, не дай бог не стал озвучивать свои неправильные мысли вслух, нужно сделать так, чтобы ему было просто не до этих мыслей. Нужно отвлечь его и занять чем-то более важным для него самого, нежели то, что происходит в его собственной стране.
А как отвлечь народ от анализа происходящего, если не созданием большой и серьезной проблемы? Можно найти внутреннего врага, публично обвинить его во всех смертных грехах и провалах и начать дружно бичевать под всеобщее улюлюканье. Можно организовать пару-тройку взрывов и переключить внимание перепуганного народа на готовящиеся теракты и показывающего оскал врага, прецеденты-то уже были. А можно поступить еще проще: сделать народ настолько нищим, что ему будет уже совершенно безразлично, что происходит в стране. Народ, который думает только о том, как ему дожить до завтрашнего дня, проглотит любой пропагандистский мусор, а если и не проглотит, то тоже не беда, так как думать и анализировать голодный мужик уж точно не будет.
И вот в свете этой не самой радужной картины в СМИ появляется очередное детище российской пропаганды: президент России Владимир Путин дает интервью Bloomberg.
Все бы ничего, но есть в этом интервью два очень интересных момента. Во-первых, Путин, описывая своего возможного преемника как молодого, амбициозного, волевого и т. д., настолько расстарался в подборе эпитетов, что у читателя невольно складывается впечатление, что Владимир Владимирович говорит о конкретном человеке, т. е. он уже знает, кто будет следующим президентом России. И второй момент: на вопрос журналистов о том, пойдет ли Путин на следующие выборы, российский президент кокетливо ответил, что, дескать, он «еще не решил».
Простите, а это как? Царь, восседавший на троне годами, еще не решил, хочет ли он быть царем?
Мало того, он не просто «не держится за власть» -- он еще и народ свой буквально жабрами чувствует. Конечно, топорная самореклама, но ведь на рядового обывателя она вполне может подействовать.
И вот тут-то возникают вопросы: что должно было произойти, чтобы Путин хотя бы допустил мысль о том, что он отдаст власть в России в чужие руки? Да и допускал ли он вообще такую мысль? Если нет, тогда на кого ориентирован этот вброс: на Запад, чтобы поиграть в демократию, или же на внутреннего потребителя, чтобы поднять и без того высокий рейтинг сказками о том, что власть Путина уже не интересует? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые не верят в случайное появление подобных заявлений и прекрасно понимают, что за любой фразой, сказанной политиком, стоит явный и скрытый смысл. Проблема только в том, что обыватель зачастую в речах политика видит именно то, что нужно политику, а не то, что происходит на самом деле.
Василий Волга, народный депутат Украины Верховной Рады V созыва, лидер политической партии «Союз Левых Сил», бывший глава Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины:
Тот вариант, что Путин добровольно отдаст власть, исключен категорически. Это невозможно экзистенционально. Мне кажется, что более честным человеком, чем Черчилль, в вопросах власти не был никто. И когда он сказал, что истинным мотивом политика и истинной целью власти является только власть, он был максимально честен.
Мы на протяжении десятилетия наблюдаем международный процесс, и уж с чем-чем нельзя не согласиться, так это с тем, что Путину удается двигать Россию по какому-то задуманному плану. Мы подчас даже боимся представить, чем в конечном итоге этот план может закончиться, но то, что этот план осуществляется «день в день», и то, что его выполнение еще не закончено, — это факт. Это его жизненный план, и это абсолютно ясно. И то, что Путин уйдет, к тому же добровольно, — это просто невозможно. Это противоречит не только логике, но и самой сущности власти.
А вот если говорить о том, на кого ориентированы подобные заявления, то не стоит забывать, что Путин — такой же политик, как и все остальные. Ему точно так же, как и всем остальным, необходимо думать о своих выборах, о своей популярности. И нужно признать, что сейчас популярность Путина в России достигла невероятных высот, и именно это является одним из консолидируцющих российское общество факторов. Это один из важных моментов: будьте загадочны. Политик должен быть загадочным, и Путин реализует это просто идеально. Пройдет лет 20, и на таких примерах будут писать учебники по политологии и политическим технологиям.
Лариса Скорик, общественно-политический деятель, профессор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, народный депутат Украины Верховной Рады I созыва:
Я не думаю, что заявления Путина о готовности уйти от власти — это игра. Дело в том, что играть-то ему не с кем. Для того, чтобы вести игру, нужно иметь рядом достойных игроков. Я не могу сказать, что в России нет кандидатов на должность президента, кроме Путина. Страна большая, и наверняка есть кандидаты. И если Путин делает подобные заявления, то не исключено, что кто-то действительно претендует на роль его преемника. Но я не особо присматриваюсь к политикам в российском истеблишменте и таких кандидатур пока не вижу.
Я не вижу в российской политике людей такого масштаба, которые могли бы претендовать на руководство этой страной в такой крайне непростой период. Кроме того, быть руководителем в такой большой стране, которая пережила очень много потрясений, — это тяжкий труд.
Говорить о молодом преемнике, конечно можно, но молодость — это относительное понятие. Человек может быть молод по возрасту, но стар душой и умом. Причем не в понимании мудр, а в понимании дряхл. А с другой стороны, человек может быть в возрасте, но молод душой. Так что все эти разговоры, что давайте приведем к власти молодых, — это просто разговоры. Самое важное — это ум, мудрость и опыт для того, чтобы руководить страной. Именно поэтому разговоры о каком-то возрастном цензе просто смешны. Мы знаем много людей, которые по-настоящему руководили своими странами, приходя к власти в уже более чем зрелом возрасте.
Я к таким заявлениям отношусь очень спокойно. Каждый имеет право думать и говорить то, что считает нужным. Я считаю, что анализировать, играет сейчас Путин или нет, не стоит.
Я не думаю, что Путин — самый непредсказуемый политик современности, однако нужно признать, что у него широкий спектр мышления. То, что пережила Россия за последние десятилетия, а может быть, и за весь ХХ век, — это очень непростая ситуация, и нужно признать, что Путин получил Россию далеко не в самом лучшем состоянии.
Ирина Фарион, украинский политический и общественный деятель, член Всеукраинского объединения «Свобода», народный депутат Украины Верховной Рады VII созыва:
Есть такой фразеологизм: «Москаль правду скажет, когда свинья умоется в саже». Врать, захватывать и убивать — это их ментальность. Причем не только Путина, а всего того населения, которое его выбирает. Ему это население позволяет проводить такую политику. Именно поэтому он абсолютно логичен и последователен.
Было бы странно, если бы он вел себя как-то иначе. Каждый народ заслуживает именного того правителя, которого он выбрал. И не нужно говорить, что власть плохая, а народ хороший. Поэтому каждый правитель со своим народом говорит на его языке, он говорит и с сознанием, и с подсознанием народа. Естественно, рассказывая о каком-то там амбициозном умном политике, Путин имел в виду себя прекрасного, «вечно юного и молодого юношу», который является фокусом общественного сознания среднестатистического россиянина.
Мы можем над всем этим только посмеяться, но мы должны понимать, что наша судьба будет зависеть от Путина только в том случае, если мы так и не освободимся от российского влияния на ментальном уровне.
Если трезвомыслящий украинец слушает такие маразмы Путина и принимает их, это свидетельствует о том, что мы еще не освобождены.
***
Извечный вопрос — верить или не верить тому, что говорят политики... Мы все прекрасно знаем, что за каждым сказанным словом политика стоит десять несказанных. Если политик будет говорить то, что он думает, и делать, что он анонсирует, то станет предсказуемым и, соответственно, тут же прекратит существовать как политик. Увы, таковы реалии.
Но иногда так хочется услышать правду. Так хочется, чтобы, заявив об отставке, политик действительно ушел. Хочется, чтобы, пообещав прекратить войну, он действительно отведет свои войска. Хочется, чтобы хоть десятая часть того, что нам рассказывают, была правдой.
А пока все, что нам с вами остается, — это слушать вранье, прекрасно зная правду. Слушать и анализировать.