Хуто-хуторянка, или История одного переселения. Часть 78 (крестьянская семья в конце XIX века)

По статистике, каждая четвертая семья в Украине сегодня пребывает в разводе. 20% расторжений браков происходят по причине алкоголизма одного из членов семьи. Демографы отмечают, что в большинстве случаев супруги разводятся из-за бытовой неурядицы. А могли ли подать на развод наши прабабушки и прадедушки, когда брак заключался в церкви, то есть по тем понятиям на небесах — один раз на всю жизнь? Ведь создание семьи, состояние брака и деторождение контролировались церковью. Как вообще выглядела среднестатистическая сельская семья в то время, были ли в ней мир и согласие? И кто был главой в украинской и российской семье?

Все части «Истории одного переселения» читайте здесь

Российская империя была упомянута мной не зря, поскольку семья будет рассматриваться только в контексте территории. В реале речь пойдет о двух разных народах — украинском и русском, следовательно, и о двух разных типах семей. Когда-то Леонид Кучма, второй президент Украины, сказал: «Украина — не Россия». Это действительно так, и события последних двух лет с лихвой показали очевидное. Разный у нас менталитет, разные отношения в семье.

Итак, из разных источников известно, что в Украине начиная с XVI века стала преобладать малая нуклеарная семья, состоявшая из родителей с детьми или без таковых, либо супружеской пары с престарелыми родителями. В России же жили большими патриархальными семьями. По словам российского историка Владимира Безгина, понятия «семья», «двор», «семейство», «хозяйство» были тождественными: они означали совокупность близких родственников, живущих вместе и ведших одно хозяйство под управлением одного человека, который назывался хозяином (большаком). В один двор несколько брачных пар объединяла совместная трудовая деятельность при наличии неразделенного имущества, которым управлял домохозяин. Правда, уже к концу XIX века российские семьи по примеру украинских стали дробиться. Главенствующую роль тут сыграло отходничество в города на заработки. Традиционная патриархальная семья претерпела изменения.

Еще до отмены крепостного права патриархальная семья насчитывала не менее 9 человек. А в селах Центрального Черноземья (совр. Курская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Тамбовская, Липецкая, Орловская области) численность больших семей была еще выше — от 10 человек. Согласно переписи населения в 1897 году, наибольшее количество больших семей от 10 человек было зафиксировано в Воронежской губернии. Доля их составляла примерно 7-8% от общего числа. Владимир Безгин приводит в пример семью воронежского крестьянина Леона Измайлова, которая состояла из 54 человек. Это домохозяин 76 лет, жена его 74 лет, 6 женатых сыновей (от 36 до 55 лет), 7 женатых внуков, 9 неженатых, 10 внучек незамужних, 3 малолетних правнука и 4 правнучки. Всего 26 мужчин и 28 женщин. Именно такие семьи, как у Измайлова, где проживало более 20 человек в одном хозяйстве, оказались впоследствии теми самыми «кулаками». Такие крупные семьи, объединенные властью домохозяина, являлись своеобразным трудовым кооперативом, где половина состава была работниками. Логично, что эти семьи были весьма зажиточными.

Крестьяне прочно связывали зажиточность с численностью работников. И вправду, если в малой семье один работник неожиданно умирает, то это может нанести существенный урон хозяйству. Александр Энгельгардт, русский публицист, народник XIX века, писал: «Крестьянский двор зажиточен, пока семья велика и состоит из значительного числа рабочих, пока существует какой-нибудь союз семейный, пока семья не разделена и работы производятся сообща. Обыкновенно этот союз держится, пока жив старик, и распадается со смертью его. Чем суровее старик, чем деспотичнее, чем нравственно сильнее, чем большим уважением пользуется он от мира, тем больше хозяйственного порядка во дворе, тем зажиточнее двор».

Такая семья являла собой уменьшенную копию общины, где преобладали исключительно патриархальные авторитарные отношения, основанные на общем «добре». Младшие члены семьи безоговорочно подчинялись страшим, а власть хозяина была безграничной и абсолютной. Хозяин был против обучения детей, весьма неохотно отпускал сыновей на промысел. Он делал все, чтобы не было ухода из семьи. Понятно, что в большой патриархальной семье не могло быть и речи о равноправии и дружеских отношениях между ее членами.

Наряду с этим украинские исследователи той поры часто отмечали демократию, царившую между супругами в украинских семьях. Иван Франко, украинский писатель той эпохи, отмечал: «С давних времен все ученые люди, внимательно присматривавшиеся к жизни русского народа, признавали, что русины обходятся со своими женами гораздо мягче, гораздо гуманнее и свободнее, нежели их соседи. В семье жена занимает очень высокое и уважительное положение». Кстати, прошу обратить внимание, что Франко русским народом и русинами называл украинцев, а не нынешних русских. По отношению к ним применялось название «московиты».

Петр Ефименко, советский исследователь славянства, соглашался, что, несмотря на главенствующую роль мужчины в украинской семье, отношения в ней лучше, чем в Великороссии, охраняют честь женщины, часто построены на взаимном уважении и признании прав. Да и иностранцы, путешествовавшие в разное время по территории Украины, наблюдая за семейными отношениями украинцев, отмечали, что взаимная любовь и взаимоуважение супругов создавало в домашнем хозяйстве куда лучшую гармонию и порядок, чем власть и послушание у россиян.

И как здесь не вспомнить великий памятник русской литературы XVI века «Домострой», появившийся во времена Ивана Грозного? По сути, это сборник наказов и поучений по организации домашнего хозяйства, во главе которого стоял муж — глава семьи. «Домострой» регламентировал любые сферы семейной жизни, даже интим. Поскольку автором свода правил являлся протопоп Сильвестр — духовник царя, то советы по интимной жизни регламентировали даже супружеский долг: «Люби и жену свою и в законе живи с ней по заповеди господней: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и по праздникам господним, и в Великий пост близости избегайте, живи добродетельно, в посте и в молитве, и в покаянии».

Более всего советов было связано с домашним хозяйством. По «Домострою» жена целый день должна была «крутиться, как белка в колесе»: «Сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит или по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться». Глава 38 «Как порядок в избе навести хорошо и чисто»: «Но если жена или сын, или дочь слову или наставлению не внимает и не слушается, и не боится, и не делает того, чему муж или отец, или мать учат, тогда плетью постегать, по вине смотря, но побить не перед людьми, наедине проучить, да потом пожалеть и простить, и никогда не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену. А за любую вину ни по уху, ни по глазам не бить, ни под дых кулаком, ни пинком, ни палкой не колотить, ничем железным или деревянным не бить; кто в сердцах или с кручины так бьет, многие беды от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и палец и головная и зубная боль, а у беременных женщин и повреждение детей в утробе. Поэтому мужу бить плетью — бережно, с поучением; оно и вразумительно, и больно, и страшно, и здорово; и только за большую вину и огорчение, за серьезное и страшное ослушание и нерадение, — тогда, сняв рубашку и за руки держа, по вине смотря, плеткой вежливенько побить. Да, поучив, примолвить, чтобы не гневалась, и люди бы того не ведали и не слыхали, и жалобы о том не было».

Впрочем, сейчас часто слышны оправдания «Домостроя», что, мол, «должен муж жену свою наказывать» неправильно переведено. Якобы на церковнославянском «наказывать» означает «поучать», а поскольку люди из знати тогда были малограмотными (что уж говорить о крестьянах!), то мужья вполне могли воспринимать такие советы буквально. Только куда буквальнее, если речь действительно идет о физическом наказании жены?
Уже к середине XVIII века домостроевские традиции стали сводиться к минимуму. А в XIX веке «Домострой» подвергся осуждению со стороны русских публицистов, в том числе и Николая Бердяева. В то время публицист-народник Николай Щелгунов заметил: «„Домострой“ царил у нас повсюду, во всех понятиях, во всех слоях общества». Видимо, проявления все еще были.

Я не случайно вспомнила «Домострой». По этим правилам люди жили почти двести лет. Помню, как пожилая россиянка на полном серьезе учила меня жизни: дескать, муж жену должен воспитывать, а если надо, то и бить. Так предки жили, так и сейчас живем, — оправдывала она действия своего сына.

Судя по всему, это оставило след в народной памяти, сказавшись на семейных отношениях в России. Неспроста Максим Горький в споре с Михаилом Пришвиным указывал, что превалирующей чертой национального русского характера является жестокость.

Пусть даже по отношению к своим близким...

Продолжение следует