С глубоким прискорбием следует признать, что 25-летняя годовщина независимости Украины ознаменовалась крахом оной независимости. То есть независимое государство Украина, конечно, на карте существует, хотя и в усеченном виде, и атрибуты государственности имеются. Более того, агрессия Москвы, поддержка ею разного рода сепаратистов, которых иначе, как отребьем, не назовешь, а главное — картины нынешнего бытия в Крыму и особенно на неконтролируемой части Донбасса, наконец-то, придали независимости страны какой-то смысл.
Как бы кто ни относился к той мерзости, которая происходит в стране все 25 последних лет, но теперь любой нормальный индивид понимает, что независимость нужна хотя бы для того, чтобы здесь не было Москвы и Путина. Как бы это цинично ни звучало, но только война и жертвы, конца которым не видно, наглядно показали, что независимость нужна. В который раз приходится перефразировать крылатую фразу Франсуа Мари Аруэ, более известного как Вольтер, что если бы Путина и московской агрессии не было, их нужно было бы создать, опять-таки, как бы цинично это ни звучало.
В остальном же следует честно признать, что независимость не оправдала надежд подавляющей части граждан. В стране царят вопиющее экономическое неравенство и социальная несправедливость. Будучи одной из наибольших стран Европы, Украина не нашла своего места в мире, не имеет никакого международного авторитета, а часто о неё вытирают ноги все, кому не лень! Ярчайшим доказательством последнего утверждения является все та же агрессия Москвы и навязывание Западом своих сценариев «умиротворения» Путина за счет Украины. Социально-экономические противоречия и морально-психологическая деградация разъедают общество, грозят социальным взрывом или окончательным развалом и утратой суверенитета, что, собственно, и началось с отпадением Крыма и войной на Донбассе.
Закономерным результатом таких «передовых достижений» явилось массовое разочарование в незалежницких ценностях, дискредитация суверенитета страны в глазах граждан. Они обоснованно считают Украину криминально-мафиозной страной. Очень многие ностальгируют по СССР, и тоже вполне обоснованно. Единственным достижением Украины долгое время считалось лишь то, что у нас не было войны, но теперь у нас есть и война...
Каждый год 24 августа в Украине «что-то» празднуют... Это «что-то» называется Днём независимости. В этот день 24 августа 1991 года после краткого опереточного путча в Москве, сопровождавшегося «трясущимися ручками» и «танцами маленьких лебедей», Советский Союз де-факто испустил дух. (Подробности этого действа описаны в предыдущем материале «Пять революций. Натурные зарисовки с комментариями»). Окончательно СССР «добили» несколькими месяцами позднее в Беловежской пуще. Как только «великая и ужасная» Москва окончательно ослабела и перестала быть страшной, в Верховной Раде осмелевшая киевская номенклатура, разбавленная диссидентами, «отсидентами» и просто шпаной, продекларировала независимость и суверенитет. Подавляющее большинство было тогда полно радужных надежд: может, начнётся новая жизнь и наступит у нас «разумное, доброе, вечное»?.. На референдуме 1 декабря 1991 года эти надежды и стремления были подтверждены 90% голосов. Но не вышло, а День независимости для очень многих выродился в дополнительный выходной, отличающийся лишь тем, что в этот день «хозяева жизни» развлекают народ на Крещатике парадом остатков советской армии, а также шароварщиной и «пАющими трусами» на сцене.
Сейчас, когда на Востоке каждый день гибнут и калечатся люди, эти парады и «пАющие трусы» и вовсе выглядят цинично. Но, пожалуй, верхом цинизма выглядел парад в 2014 году, когда тысячи бойцов погибали в «котле» под Иловайском. Начальник Генштаба за это даже получил наивысшее воинское звание, буквально за краткое время взлетев с генерал-лейтенанта аж до генерала армии. Хорошо, что в Украине не предусмотрены звания маршалов и генералиссимусов...
После краткого начального периода национал-инфантильного романтизма начала 1990-х годов наступила «постсоветчина» во всей её омерзительной красе. По прошествии времени даже стойкие национал-патриоты вынуждены признать, что независимая Украина оказалась «продуктом распада», грабежа и морального разложения, а не созидательного порыва, творческого вдохновения и благородного самопожертвования. По уровню социального расслоения, имущественного и политического неравенства Украина держит пальму первенства в Центрально-Восточной Европе и неуклонно превращается в такой себе «Гондурас в центре Европы», хотя люди бывалые твердят, что в Гондурасе намного лучше, чем у нас, а потому лучше сравнивать с Зимбабве...
Допустим, это «лирика», но есть и объективные данные. За 25 лет независимости население страны сократилось примерно на 6 миллионов, что соизмеримо с потерями во время Голодомора. И это без учета «отпавших» Крыма и неконтролируемых территорий Донбасса. По мнению экспертов ООН, 80% населения Украины находятся на грани бедности или скатились ниже этой черты, а по данным Всемирного банка, около 7 миллионов граждан Украины уехали на заработки в другие страны.
Кстати, последняя летняя Олимпиада в Рио-де-Жанейро ярчайшим образом продемонстрировала массовый исход из Украины спортсменов и тренеров. Многие бывшие украинские спортсмены выступали за другие страны, включая именитых атлетов, причем в Рио они принесли своим новым «отечествам» медали различного достоинства. Местами их нового пребывания стали такие, мягко говоря, не слишком престижные страны, как, например, Азербайджан или Молдова. Допустим, в Азербайджане хотя бы есть нефтедоллары, поток которых, впрочем, в последнее время изрядно иссяк, в связи с чем там возникали серьезнейшие социально-экономические проблемы. Но если спортсмены бегут из Украины даже в Молдавию, то дальше уже некуда!
Но совершенно убила наповал золотая медаль по прыжкам с шестом, которую получил бразильский атлет. К Украине это имеет отношение самое непосредственное, поскольку тренером этого бразильца является наш соотечественник Виктор Петров, который, кстати, тренировал якобы самого Сергея Бубку! Петрова в Бразилии носили на руках... Напрашиваются вопросы: неужели тренеры такого уровня не нужны Украине? неужели Бубка, будучи теперь «большим человеком», конкретно, главой национального спортивного комитета, не мог сделать так, чтобы тренер остался в Украине и готовил олимпийских чемпионов на родине, а не в далекой Бразилии?!
А теперь — следующий вопрос: что все же привело к отпадению Крыма и войне на Донбассе, если в 1991 году за независимость проголосовало большинство жителей не только Донбасса, но даже Крыма? В этом смысле много и справедливо говорится о российской пропаганде, мерзавце Путине, «вате в голове» и так далее. Но умышленно замалчиваются социальные предпосылки возникновения сепаратизма.
Все эти 20 лет в Украине с разной скоростью и в разном исполнении идут так называемые реформы, долженствующие якобы вывести страну из (пост)советской ямы, модернизировать её, установить либерал-демократические ценности, права и свободы и прочая. Но очень быстро стало очевидным, что эти «реформы» имеют целью совсем иное — экспроприацию, а проще говоря, ограбление государственной собственности, земли и граждан новоявленными «хозяевами жизни».
Ещё одна цель перманентных «реформ» — это окончательный демонтаж остатков позднесоветского социального государства. Советская власть, как бы кто к ней ни относился, всё же сумела обеспечить доступные для всех слоёв населения социальные блага и гарантии: бесплатное образование, включая высшее, и медицинское обслуживание, доступные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, наконец, более или менее цивилизованные условия жизни. Современное украинское олигархическое государство неуклонно избавляется от обязанностей по обеспечению социальными благами и гарантиями. В то же время тотальная коммерциализация образования, медицины, жилищно-коммунальной сферы, других жизненно важных отраслей социальных отношений ведёт не только ко всё большему ухудшению уровня и качества в этих сферах, но и к катастрофическому углублению социальной несправедливости, в результате чего для всё более многочисленных слоёв населения становятся недоступными жизненно необходимые социальные блага и гарантии.
Провал построения национального социально ответственного государства был крайне ускорен возникновением в Украине криминально-олигархического строя и государства, которое всё более срастается с олигархическим капиталом, обслуживает его интересы и подавляет остальные социальные слои посредством репрессивного аппарата.
Это послужило одной из важнейших причин революций на Майдане в 2004 и 2014 годах, но пришедшая на смену Януковичу «демократическая» власть продолжает худшие традиции времен Кучмы, Ющенко и Януковича. Добавились и «новые веяния» в виде бизнеса на войне, что особо омерзительно.
Недавно довелось случайно наткнуться в архиве на наброски, сделанные 5 лет назад, в 2011 году, к 20-летию независимости. Напомним, что на тот момент Янукович уже полтора года находился при власти, Юрий Луценко уже сидел «на киче», суд по Юлии Тимошенко еще продолжался, семейный клан Януковича прибирал к рукам все больше активов и так далее. Однако в целом все было еще более или менее спокойно, если сравнивать с нынешней войной и кризисом. Но именно тогда закладывались предпосылки к трагедиям, которые сейчас переживает страна. Собственно, они закладывались все четверть века ее деградации после развала Союза.
Обращение же к событиям пятилетней давности обусловлено следующим. В тот момент в обществе накопилось просто-таки огромное разочарование граждан в независимости и в незалежницких ценностях. Это подтверждалось показательными, местами даже скандальными, данными социологического опроса, проведенного накануне 20-летия независимости Институтом социологии Национальной академии наук Украины и фондом «Демократические инициативы». Наиболее важным результатом соцопроса является следующий: если в 1991 году 90% принявших участие в референдуме проголосовали за независимость Украины, то в 2011 году независимость поддерживали 46,6% опрошенных, т. е. почти в два раза меньше! Если бы референдум о независимости проводился в 2011 году, то против независимого государства проголосовали бы 27,8% граждан, 12,5% опрошенных тогда затруднились ответить на этот вопрос, а 11,5% — это было безразлично. При этом 47,4% сожалели о распаде СССР(!!!), а не сожалели о нём 29,7%, т. е. менее трети опрошенных, среди которых преобладали, естественно, жители Западной Украины.
Больше всего поражает то, что по СССР часто ностальгируют те, кто этого СССР толком не видел по причине возраста, а также те, кто от него пострадал и/или с ним боролся. Первый феномен обычно огульно объясняют тем, что «молодняк повёлся на сказки дедушек и бабушек о счастливом советском вчера». Допустим...
Но как тогда быть со вторым явлением? Например, идейный борец с советской властью Степан Хмара как-то грустно признался, что, по сравнению с теми уродами, которые нынче дорвались до власти и денег, бывший партийный функционер и председатель Верховной Рады последнего советского созыва Владимир Ивашко (кто-нибудь сейчас помнит о таком?) был золотым человеком. По справедливому мнению Хмары, компартийно-бюрократическая Рада образца 1990 года была образцом благородства и профессионализма, если сравнивать с парламентами последующих созывов! А Дмитрий Стус, сын замордованного в советском концлагере поэта Василя Стуса, как-то заявил, что советские суды были честнее и моральнее нынешних!
Кстати, ностальгия по советским временам сыграла крайне огромную роль в эскалации сепаратизма. Значительной части «фанатов России» в Украине, насмотревшихся телевизора, померещилось, что современная Россия — это новая реинкарнация позднесоветского социального государства. В том, что это далеко не так, а в смысле антинародности правящего режима путинская Россия еще хуже Украины, эти «любители русского мира» сейчас убеждаются на собственной шкуре.
Здесь следует искать социальные корни сепаратизма в Крыму и на Донбассе, а не сворачивать все на Путина и Москву, которые этими настроениями лишь умело воспользовались. Конечно, если можно считать «умелым» то, пардон, дерьмо, в которое Путин влез, затянув туда всю Россию и значительную часть земного шара, но это отдельная тема.
К сожалению, не удалось найти результатов опросов именно такого содержания, которые проводились бы сейчас. Можно обоснованно допустить, что война и аннексия Крыма существенно увеличили количество сторонников независимости, как минимум, по двум причинам.
Во-первых, с «отходом» Крыма и части Донбасса абсолютное количество противников независимости и их процентная доля резко уменьшились чисто физически. Во-вторых, аннексия Крыма, а тем более агрессия на Донбассе и массовое кровопролитие, конца которому на видно, прибавили патриотизма даже тем, кто, образно говоря, никогда не был фанатом вышиванок, кукол-«мотанок» и «садка вишневого коло хати», поскольку, повторим, любой адекватный индивид понимает, что Путин, Москва и прочие «буряты» нам здесь точно не нужны.
Поскольку, повторим, более «свежих» результатов социологических опросов с аналогичным смысловым наполнением обнаружить не удалось, обратимся к еще одному весьма примечательному аспекту упомянутого социсследования 2011 года, в ходе которого граждане дали следующую, весьма скандальную, но справедливую оценку природы и сути украинского государства. Почти половина, точнее 47,8%, опрошенных заявили, что в Украине наступила эра преступников и мошенников, а 40% опрошенных полагали, что мы живём в эпоху нищих.
Словом, мы живём в эру нищеты, в мафиозно-криминальном государстве, и в этом смысле за пять лет ничего не изменилось, невзирая на революцию «гідності». Вместо Януковича у нас теперь Порошенко, вместо «Саши-стоматолога» — разные «кононенки», «грановские» и прочая мразь... Ну, и за что боролись?!