В современном обществе мать-одиночка не только не вызывает осуждения, но и удивления. Государство выплачивает материальную помощь, а люди даже сочувствуют, мол, ей, одной, с ребенком на руках тяжко. Многие женщины, особенно в крупных городах, потерявшие всякую надежду устроить личную жизнь, сознательно идут на такой шаг, как рождение ребенка вне брака. В старину же мать-одиночка обрекала себя на всеобщий позор, ограничение некоторых прав в социуме.
Все части «Истории одного переселения» читайте здесь
Мы уже о говорили о том, что добрачный сексуальный опыт молодежи в некоторых случаях заканчивался нежелательной беременностью. Девушка, не уберегшая свою честь да еще и забеременевшая без мужа, называлась в Украине «покрыткой». Как только живот округлялся и становился заметным, сельское сообщество отправляло в дом к виновной пожилых женщин, которые покрывали ее голову платком специальным образом. Это символизировало переход от положения девушки, минуя невесту, в положение женщины. Причем покрытие головы не означало обретения статуса замужней.
Кстати, в подсознании многих селянок крепко засела обрядовость покрывания головы. Часто я замечала на Черниговщине молодых женщин, надевающих платок сразу после замужества. Некоторые эксперты считают, что обряд покрывания головы в те времена был связан с магическими представлениями о силе женских волос. Именно женских, а не девичьих. Волосы могли быть использованы в злом ритуале, потому-то замужние женщины должны закрывать волосы. В старину на Полтавщине говорили: «Солнце плачет, когда женщина светит волосами». На Черниговщине считали, что «чуб привлекает молнию и гром может войти в человека».
Несмотря на то, что девственность была в почете, секс имел место и вне брака. В Европе, например, в течение целых ста лет (с середины XVIII до середины XIX века) количество внебрачных детей росло, а потом пошло на спад. А в украинских селах же, по исследованиям этнографов, девок-покрыток было немного. Например, на Буковине в зависимости от местности незаконнорожденных детей насчитывалось от 4 до 18%. При этом современные этнографы говорят о весьма высоком уровне внебрачных детей в селах Центрально-Восточной Украины. К примеру, в конце XIX века в Киевской губернии насчитывалось 2,7% таких детей, в Харьковской — лишь 1,2%. По данным Елены Терещенко, магистра истории, Черниговщина не уступала Киевской губернии и имела те же показатели. В Центральной России уровень не превышал 1,5%. Правда, сейчас в Украине внебрачных детей рождается более 20%, а в России — почти 30%. С другой же стороны, рождаемость в селах традиционно выше, чем в городах, независимо от статуса матери.
Исследователи объясняют показатели XIX века влиянием городской заводской среды в тех областях, что вело к растлению девушек. Однако невозможно объяснить высокий уровень рождаемости вне брака в горных селах Прикарпатья и самих Карпат, что весьма беспокоило отцов церкви. Этнограф, художница и ботаник Ольга Семенова-Тян-Шанская еще в конце XIX века обратила внимание на то, что при вступлении в интимную близость с парнем девушка обычно соблазнялась на обещание жениться на ней.
Кроме того, селяне верили, что любой контакт с девкой-покрыткой причинит им зло, поэтому издевались над ней не только морально, но и физически. Например, на той же Полтавщине, где добрачные сексуальные игры носили массовый характер, покрытку засмеивали до такой степени, что она боялась выйти из дома, не здоровались с ней на улице. На Бойковщине к ней относились не как к человеку — в лицо говорили: «Сука, собака». Полищуки, жители Полесья, называли байстрючницей. В некоторых регионах Украины применяли физические наказания: секли розгами, били палками, а на Западной Украине могли отрубить косу. Там же случалось и так, что непутевую дочь выгоняли из дома. В то же время на Полтавщине, Полесье и Слобожанщине это происходило редко.
Однако покрытка, как и «порченная» невеста, могла облегчить свою долю путем публичного признания и раскаяния. Прилюдно она должна была признать свой грех: «Простите, люди добрые, я грешна перед Богом и перед вами! Простите, люди добрые!». Потом она подходила по очереди ко всем старшим мужчинам и женщинам, целовала их руку с поклоном, повторяя те же слова. Прощая, ей отвечали: «Пусть Бог прощает, не ты одна на свете...». Свидетелем именно такого обычая стал фольклорист и этнограф Степан Нос в Городнянском уезде Черниговской губернии. Обычай прощения смягчал психическое состояние покрытки, что могло уберечь ее от самоубийства или скрывания беременности, а впоследствии и детоубийства или нелегального аборта.
Плодоизгнание преследовалось уголовно и классифицировалось как преступление против личности. Российский историк Владимир Безгин ссылается на Уложение о наказаниях 1854 года, по которому плодоизгнание равнялось детоубийству и каралось каторжными работами сроком от 4 до 10 лет. С учетом того, что вся территория Украины, кроме Галиции, относилась к Российской империи, следовательно, законы для всех были одинаковы. Меру наказания смягчили лишь в 1903 году. Теперь женщине присуждали до трех лет заключения, а врачу, сделавшему аборт, — от 1,5 до 6 лет. Тяжким грехом считала это и церковь. За избавление от плода с помощью зелья или повитухи накладывалась епитимья от 5 до 15 лет.
Статистики количества абортов в Российской империи не существует. Тут можно опираться лишь на судебные дела, сохранившиеся в архивах. По данным Владимира Безгина, с 1892-го по 1905 год в абортах было обвинено 306 женщин, а осуждено из них 108. А с 1910-го по 1916 год от 20 до 50 женщин в год решались на аборты.
Чаще всего на прерывание беременности решались сельские вдовы и солдатки. Первые — чтобы скрыть позор, вторые — из-за боязни возвращения мужа. По материалам Этнографического бюро князя Тенишева, чтобы избавиться от ребенка, перетягивали живот полотенцем или веревкой, клали на живот тяжелый предмет, били по животу, поднимали тяжести, прыгали с высоты. По сообщению одного из информаторов в Орловской губернии, чтобы вызвать выкидыш, пили спорынь, настой на фосфорных спичках, порох, селитру, керосин, сулему, киноварь и даже мышьяк. Временами такие попытки заканчивались трагично. Например, в одном из сел в Новгородской губернии в 1899 году одна девушка выпила раствор спичечных головок, но не рассчитала концентрацию и умерла в страшных муках.
В некоторых случаях покрытка считала лучшим для себя скрыть беременность, а впоследствии избавиться от младенца. Украинская исследовательница антрополог Оксана Кись считает, что мотивация таких поступков понятна: во-первых, девушка сохраняла свою девичью свободу, во-вторых, у нее был шанс на более удачное замужество, в-третьих, она избегала всех неприятностей, связанных со статусом покрытки. Это одна сторона медали. Другая — соблазну в обмен на обещание женитьбы поддавались чаще всего девушки, перешедшие черту брачного возраста.
В Украине — это 16-18 лет. Елена Терещенко, магистр истории, опирается на данные фонда Черниговской палаты криминального суда, по которым в 30-50-х гг XIX столетия сохранилось 16 дел о незаконном сожительстве. 16 из них — убийство внебрачных детей. В 9 случаях на преступление шли незамужние девушки в возрасте 20 лет. Понятно, что дело доходило до суда, когда речь шла о серьезном преступлении. По факту эти показатели должны быть в разы выше. Но здесь прослеживается общая тенденция — такими женщинами проще манипулировать из-за их страха остаться старыми девами.
Со своей стороны, несмотря на резкое осуждение покрыток, сельская община все же старалась защитить девушек. Известны случаи, когда сами хлопцы избивали соблазнителя или насильника камнями, палками, кнутами. Законодательно права женщин также были защищены. В XVI-XVIII веках на основании Магдебургского права и Литовского статута мужчину, виновного в изнасиловании или прелюбодеянии, осуждали «посадить на горло», что означало весьма изощренную казнь — преступнику заливали в горло раскаленный металл или кипящее масло. Но, как свидетельствуют исторические факты, меру смягчали, присуждая компенсацию пострадавшей — деньгами, скотом, землей.
Другое дело — принуждение к сексуальной близости крестьянок панством, имевшее место во всей Российской империи. Как такового «права первой ночи» не существовало. Во всяком случае, я не нашла подобных упоминаний в исторических источниках. Но помещики пользовали крестьянок, особенно во времена крепостного права. Вещь она и есть вещь. Права не было, а факт был. Впрочем, это тема для другого рассказа.