В джазе только охотницы

Ну, пусть не в джазе, а в диско, но тем не менее. Наконец-то в прокат вышел самый веселый летний блокбастер этого сезона — ремейк старых добрых «Охотников за привидениями», давший миру мужчин и мужского кино элегантно-вульгарный пинок под зад, а вернее, нанесший сокрушительный удар по яйцам. Феминизм — дело тонкое. Но режиссер Пол Фиг — в этом деле лучший.

Судя по рейтингу фильма на IMDB, фанаты старых фильмов оскорбились подходом Пола Фига. Причем оскорбились не сейчас, сходив на премьеру, а еще полтора года назад, когда было решено поменять охотникам пол. И то, насколько тщательно и с любовью постановщик нафаршировал новую историю отсылками в 1984-й, не смягчило суровых реакционеров. А ведь здесь и музыка, и лого, и тачка-универсал, и зефирный человек, и замечательные камео (лучшие эпизоды достались Лизуну и Дэну Эйкройду, сыгравшему несговорчивого таксиста:

— Извините, в Китайский квартал не езжу, в привидения не верю.
— Господи, кто взял его в сиквел?!).

Но, как говорил Гафт в «Чародеях»: «Самое прекрасное — это наши прекрасные женщины. Но они у нас уже есть». Самое прекрасное в новых «Охотниках» — не ностальгия, не аттракцион, не скептически настроенный Билл Мюррей, некогда порвавший один из первых сценариев перезапуска, и даже не шутки, местами смешные до неприличной истерики. Самое прекрасное — четыре убийственно харизматичные женщины. И один высокий блондин в модных ботинках, очках Кларка Кента, с на редкость пустой головой.

Виртуоз современного женского бадди-муви Пол Фиг проделывает тот же трюк, что и в «Девичнике в Вегасе» и «Шпионке»: переворачивает классическое гендерное распределение в кино и быту с ног на голову. Плюс создает эталонный образ женщины завтрашнего дня: не модельной, но сексуальной, очень умной, непременно борзой и боевой, ну и, конечно же, дико смешной. А вместо стереотипных смазливых секретарш с куриными мозгами, часами рассматривающих на рабочем месте свой маникюр, у Пола Фига есть бесподобный, очаровательно тупой секретарь, часами рассматривающий свои пикантные фотокарточки в образах для ролевых игр; чисто внешне — «скандинавский бог», но напрочь лишенный какого-либо намека на диэнцефалон (роль секретаря Кевина исполнил Крис Хемсворт, играющий скандинавского бога Тора в комиксах Marvel).

И естественно, мир «Охотниц за привидениями» полон надменного, высоколобого сексизма, начиная от университетских профессоров и заканчивая самодуром-мэром, в любой непонятной ситуации технично падающим на мороз (не пропустите шутку украинских переводчиков про Кличко).

На финальных титрах болванчик Кевин зажигательно танцует диско и управляет армией солдат во главе с мэром, которые, уподобившись то ли роботам, то ли зомби, исправно изображают полчище марионеток, неспособных и шагу ступить без указки. А в кульминационной сцене сражения с нечистью, пока обесточенные «бравые лица страны» непростительно замерли и бездействуют, Нью-Йорк спасают четыре чудачки: фрики, гики и изгои.

А если повсеместное извержение эктоплазмы, «затекшей во все дыры», рассматривать как метафору мужского господства и подавления, то победа героинь над зеленой потусторонней дрянью — это, конечно же, победа эмансипе над мужским нарциссизмом, эго и необоснованной уверенностью в своей силе и превосходстве.