«Джейсон Борн»: бунтовать против системы бессмысленно

Премьерная истерика фанатов Джейсона Борна раскалила рейтинг нового фильма о приключениях спецагента-склеротика до аномальных 9.2 балла на IMDb. Но как только маркетинговая кампания этого боевика завершится, его оценка обещает сдуться до 7 баллов. И это будет намного справедливее.

Фильм выходит в прокат 28 июля. Его сюжет вращается по широкому кругу, в центре которого находятся выкраденные секретные документы. До того, как они попадут на глаза самому Джейсону Борну, пройдёт почти половина фильма и зритель уже успеет свыкнуться с мыслью «о чём вообще всё это?». Но смотреть на экран с интересом заставит беспрерывный экшн, в результате которого реанимации пополнились несколькими дюжинами пациентов, а свалка — десятками растрощенных автомобилей.

«Джейсон Борн» не столько оригинален, сколько смел именно тем, что не сводит сюжет к прямолинейности: в начале фильма — вопрос, в кульминации — ответ. История, рассказанная в картине, сочиняется словно на ходу, и никто из героев фильма не достигает здесь своей цели, кроме одного второстепенного персонажа. Вместе с безупречными трюками и спецэффектами именно эта спонтанность сюжета является главным достоинством ленты.

Несмотря на излишнюю сумбурность, в ленте ясно прочитывается месседж о том, что, бунтуя против системы, отдельный человек победить не в состоянии.

Главный герой Борн одержим желанием убить руководителя ЦРУ, который сделал из него спецагента, уничтожив в процессе отца главного героя. Но, осуществляя месть своим обидчикам, Джейсон, и не догадываясь о том, приводит на их место других людей — таких же коварных, циничных и опасных, как предыдущее руководство ЦРУ.

С большой долей обобщения, эта формула в какой-то мере напоминает роль майдановцев, которые, бунтуя по личным мотивам, целились в верхушку власти Януковича. Но когда первые победили, то у них из-за спины в правительство проскользнули совершенно другие люди — по сути, мало чем отличающиеся от предыдущего правительства. А сами майдановцы, как и Джейсон Борн в фильме, ушли из кадра, оставив режиссёру всей этой истории пространство для продолжения/сиквела...


Алисия Викандер в роли Хизер Ли

Наиболее интересный и неоднозначный персонаж картины — Хизер Ли в исполнении Алисии Викандер. Молодая специалистка по военным операциям предпочла работу в спецслужбе вместо того, чтобы зарабатывать на порядок выше в корпорациях, занимающихся новыми технологиями.

Власть для неё важнее денег. И с таким жизненным кредо она становится единственным героем фильма, кто достигает своей цели без каких-либо оговорок.

Лозунг «Власть сильнее денег» в последние годы всё чаще стал звучать с экранов американского кино. На этом строятся интриги сериалов «Карточный домик», «Миллиарды», «Госпожа госсекретарь» и многих других недавних фильмов. Стоит отметить, что в конце 1980-х Голливуд пропагандировал обратную истину, ставя деньги превыше всего. Одной из лент, в которой это подчёркивалось, стал «Уолл-Стрит» (1987) с Майклом Дугласом.

Также всё чаще в популярных фильмах стала фигурировать тема киберпреследования и контроля за обществом. В «Джейсоне Борне», например, показывается, что ЦРУ финансирует разработки в информационных технологиях, дабы внимательнее следить за людьми. Киберпреследование здесь становится синонимом власти. Похожие мотивы в последние годы начали всплывать во многих картинах. В этом месяце, например, состоялась премьера фильма Оливера Стоуна «Сноуден», рассказывающего о человеке, который доказал, что спецслужбы ведут несанкционированную слежку за людьми в разных странах. Но от обилия фильмов на эту тему обычные люди не стали чувствовать себя спокойнее и более защищёнными.


Мэтт Дэймон в роли Джейсона Борна

«Джейсон Борн» стал уже пятой частью во франшизе, которая изначально была абсолютно восхитительной трилогией, но потом в её ряд затесалась посредственная четвёртая лента «Эволюция Борна» (2012).

Ещё до начала съёмок пятой части, когда стал известен перечень создателей нового фильма, среди которых не было практически никого из авторов четвёртой ленты, появилась надежда, что франшиза вернётся на прежний высокий уровень. Во-первых, режиссёром на этот раз выступил Пол Гринграсс, выпустивший эффектный второй и шедевральный третий фильм франшизы. Во-вторых, на главную роль вернулся Мэтт Дэймон, без которого «Джейсон Борн» вообще смотрелся как недоразумение. В-третьих, список сценаристов, композиторов, операторов, художников и многих других авторов этой картины напоминал пантеон голливудских богов. Но когда состоялась премьера фильма, возникли большие сомнения, что хоть кто-нибудь из них укажет его среди главных достижений своей карьеры.

Эта картина лишний раз подтвердила привычку Голливуда поручать роли негативных персонажей европейским актёрам. Например, в последних четырёх частях Бондианы плохих парней сыграли представители Старого Света. Или в «Темном рыцаре: Возрождении легенды» корнем зла оказывается женщина в исполнении француженки Марион Котийяр. Ну, а в «Джейсоне Борне» одним из главных антагонистов становится ещё один гражданин Франции Венсан Кассель, а наиболее противоречивой героиней выступает вышеупомянутая шведка Алисия Викандер. Эта закономерность наверняка связана с тем, что человеку свойственно воспринимать иностранцев несколько настороженно. Тем более если актёр-европеец говорит с акцентом, от которого удаётся избавиться далеко не каждому, даже самому талантливому. Другое дело, что в прокате на территории Старого Света этот приём выглядит довольно странно. Тем более что европейские актёры даже в роли мерзавцев часто становятся настоящими украшениями голливудских фильмов.


Венсан Кассель в роли спецагента Ассета