«Светская жизнь» Вуди Аллена: ностальгия по любви и смерти

21 июля в прокат вышел наивный опереточный фильм Вуди Аллена «Светская жизнь», который мил и трогателен настолько, что не позволяет сказать ни единого резкого слова в его сторону. Это кино нелепо и незабываемо, как несбывшийся роман или невозможная любовь. Собственно, ей и посвящена картина.

Сюжет разворачивается в 1930-х в Голливуде, куда приезжает молодой ньюйоркец в поисках работы. Его дядя работает агентом по актёрам и помогает главному герою сделать первые шаги в киноиндустрии, а также знакомит с прекрасной юной секретаршей. Между молодыми людьми вспыхивает роман. Но их совместному счастливому будущему препятствует запутанный любовный треугольник.

Фильм растопил ледяные взоры критиков, которые в большинстве своём, не сговариваясь, закрыли глаза даже на самые грубые недостатки ленты (а их здесь, надо сказать, просто уйма). Например, диалоги зачастую сняты с одного ракурса, оставляя от одного из говорящих лишь затылок. Сюжет выстроен настолько пресно, что зритель постоянно знает больше самих персонажей фильма, отчего интрига постоянно остаётся вялой. А излишняя декоративность буквально каждого кадра делает неправдоподобной даже самую жизненную сцену.

Это перечисление можно продолжать долго. Но акцентировать внимание на всех этих проколах было бы столь же неуместно по отношению к фильму, как, скажем, нагнетать завзятый спор посреди расслабленной, улыбчивой вечеринки.

На первый взгляд, в фильме режет глаз то, что внешность главных героев не меняется, несмотря на то, что по сюжету проходит немало лет. Подобный приём «замораживания героев в одном возрасте» нередко используется в кино, чтобы подчеркнуть ностальгичность. Например, в фильме «Полторы комнаты» (2008) показывается панорама всей жизни поэта Иосифа Бродского с раннего детства и до зрелости. А его родители при этом постоянно показываются в одном и том же возрасте. Режиссёр картины Андрей Хржановский объяснил это тем, что люди обычно запоминают своих родителей пожилыми. Так же и Вуди Аллен законсервировал героев «Светской жизни» в молодости, подчёркивая: как бы ни менялась их жизнь, они по-прежнему остаются под чарами того лучезарного чувства давнишней влюблённости. И жизнь их в какой-то мере замерла именно в то прекрасное время.

Праздничную атмосферу в фильме создают сказочно обставленная эпоха 1930-х, лоск высшего общества и пёстрый алленовский юмор.

Сам режиссёр во время работы над этим фильмом отметил своё 80-летие. С каждым годом в его лентах всё больше проявляются усталость от жизни и ностальгия. Герои его картин всё чаще живут воспоминаниями о былых радостях и чувствах («Жасмин»), а сюжеты всё больше отсылают в прекрасное прошлое («Магия лунного света», «Полночь в Париже»). Оттого эмоции в фильмах Аллена стали тише, но не бледнее.

Также в его лентах участились разговоры о смерти и загробной жизни. Так что просмотр его последних работ отчасти напоминает прогулку по цветущей поляне, на которой время от времени спотыкаешься о камни старых надгробий.

Например, после премьеры «Светской жизни» начали активно цитироваться фразы «Если в сионизме была загробная жизнь, было бы больше клиентов» и «Проживай каждый день, как последний, и однажды ты не ошибёшься».

Лента наполнена фамилиями, которые беспрерывно звучат при панорамах светского общества. Наверняка, среди этих имён можно встретить знакомых и близких как самого Аллена, так и других создателей фильма.


Брат главного героя Бен (в центре)

Изнанка всей этой пышной светской феерии выпячивается в образе брата главного героя Бене — гангстере, который постоянно закатывает трупы неугодных в бетон, решает споры кулаками и смотрит на любые проблемы через прицел пистолета. Его криминальная рутина контрастно выделяется в сюжете, и в какой-то момент кажется, что он введён в фильм лишь для того, чтобы комично разнообразить мелодраматичность главных героев и шик голливудской элиты. Но на самом деле его роль намного значительнее. Этот эпатажно-негативный персонаж олицетворяет все те тёмные делишки, что кроются за лоснящимся пафосом светских львов. И, увидев его, осторожнее начинаешь смотреть на остальных толстосумов и тусовщиков.

Фильмы Вуди Аллена для многих голливудских актёров являются своего рода престижным клубом, в котором необходимо появиться хотя бы раз в жизни, чтобы подтвердить свой статус. Теперь такая отметка есть и в фильмографии Джесси Айзенберга, который исполнил в «Светской жизни» главную роль. Имя актёра вспыхнуло после «Социальной сети» Дэвида Финчера, за которую молодой актёр номинировался на «Оскар». С тех пор Джесси гармонично сочетает игру в серьёзном кино («Громче, чем бомбы», «Двойник») с мейнстримом («Иллюзия обмана»). И проходных работ в его фильмографии с каждым годом всё меньше и меньше.


Джесси Айзенберг в «Светской жизни»

Эта картина просто переполнена колоритными персонажами, каждый из которых по отдельности мог бы стать звездой youtube, если бы даже просто сидел перед камерой и что-то рассказывал «за жизнь». Их манера одеваться, жестикулировать и вести себя перед камерой незабываема. Но, к сожалению, украинский дубляж сделал совершенно невыразительной их манеру говорить. «Светская жизнь» стала обидным исключением из доказанного годами правила: украинский дубляж красит оригинальные диалоги в фильмах.