Хуто-хуторянка, или История одного переселения. Часть 73 (обратная сторона «вечорниць»)

Сегодня многие исследователи обнажают правду о добрачных сексуальных отношениях крестьянской молодежи в Украине. И теперь уж шевченковская «Катерина», изучавшаяся в рамках школьной программы, лично мне не кажется такой покинутой и несчастной ввиду все той же двойной морали, процветавшей в среде селян: делай, что хочешь, но тайно. Но, как гласит пословица, все тайное становится явным, особенно внебрачная беременность.

Все части «Истории одного переселения» читайте здесь

Основная задача посиделок — совместная работа девушек по прядению, вышиванию. Организацию посиделок брали на себя сами девушки: они договаривались с хозяйкой дома (обычно это была вдова), обеспечивали свечами, дровами, продуктами для приготовления ужина. Также сами девушки следили за чистотой в посиделочном доме: сами убирали, подмазывали и белили печь и потолок, украшали помещение. Кстати, девушки же и отрабатывали своеобразную аренду хозяевам. Например, на Слобожанщине и Полтавщине раз в неделю пряли для хозяйки.

Причем родители весьма охотно отпускали своих дочерей на «вечорниці», свято веря в то, что сообща и работа быстрее спорится, и навыки лучше закрепляются. А попросту часто экономили в доме место для сна. В ту пору все крестьянские дома состояли из одной комнаты, в которой располагались и кухня, и столовая, и спальня. Даже сейчас при посещении музея украинской архитектуры в Пирогово бросаются в глаза крошечные хатки с одним жилым помещением. В своем селе я также видела подобные строения. Не уверена, что они относятся к дореволюционной постройке, однако к послевоенной точно. Экономили тогда на всем — на стройматериалах, на дровах. Старики рассказывали, что «выписать» лес на строительство дома после Второй мировой войны было весьма проблематично. Аналогично обстояли дела с лесом и при «панах».

По утверждению украинской исследовательницы, антрополога Оксаны Кись, полового воспитания как такового в традиционной украинской семье не было. Христианская мораль накладывала своеобразное табу на обсуждение подобных тем. Так что родители старались как можно больше ограничить знания своих детей в этой области. Также был и второй подсознательный аспект, обусловленный моральной нормой: пресечение всякого инцеста. То есть не допускалось возникновение никаких сексуальных импульсов между родственниками и разнополыми детьми. Кстати, на одни и те же посиделки дети из одной семьи не ходили, т. е. из одной хаты только один подросток.

Наблюдался еще один интересный момент «вечорниць»: хлопцы с одного «кутка» (название отдельно взятой улицы или квартала) могли посещать чужие посиделки, а девушкам это запрещалось. Также могли пригласить парней из другого села. Однако девушек из своего «кутка», который называли табуном, к слову, воспринимали как некую собственность. Случались драки между «кутками» и даже селами. Впрочем, сегодня мало что изменилось: в городе это драки за женский пол между районами, в селах похожая ситуация. А на Покутье даже существовала традиция, когда парни имели определенные права на своих девушек. Например, новичку в мужской компании определяли девушку, с которой он должен был танцевать весь день. Отказать девушка не могла — с ее мнением не считались.

Оксана Кись утверждает, что на Полесье, Слобожанщине, Киевщине, Полтавщине и юге Украины «досвіток» (аналог современного значения «гулянка») носил более эротический характер, нежели в Западной Украине. Впрочем, там этот вопрос менее изучен. На таких гулянках молодежь приобретала первый опыт телесного контакта: поцелуи, объятия, ласки. В современном варианте можно вспомнить игру в «бутылочку». Думаю, она знакома каждому. Что касается телесного контакта и совместной ночевки, то инициаторами были парни. Они были убеждены, что ни одна девушка отказать не может, и она должна радоваться тому, что на нее обратили внимание. Не могу удержаться, чтоб не вспомнить о собственных наблюдениях: сельские мужчины мало чем изменились с тех пор. Хоть кривой-косой-хромой, но он же Мужик, то бишь самец, а любая женщина должна быть счастлива, что ее заметили.

Несмотря на то, что пары обычно складывались по взаимному согласию, совместная ночевка носила часто принудительный характер. Да и сюжеты некоторых народных песен рассказывают о том, что девушке было весьма сложно избежать совместной ночевки. А действия ребят часто были дерзкими и даже наглыми. Например, на Полтавщине рассказывали, что, собравшись вместе на улице, усаживались на бревно, парень присаживался девушке на колени, обнимал ее, начинал «лапать» сквозь юбку и под ней. А есть и свидетельства с Гуцульщины, что парни даже оголяли девушек. В то же время в документальном фильме «Тайны украинского секса» упоминается о том, что, например, на той же Полтавщине девушка сама выбирала парня для ночевки.

Как сейчас говорят исследователи, основной целью «вечорниць» был первый разрешенный сексуальный добрачный опыт — «притула». Пара лежит вместе, парень обнимает девушку, прижимается к ней (укр. — притулятися, рус. — тискаться). По словам Михаила Кравикова, этнографа, исследователя украинского фольклора, половой акт, неполноценный, происходил, но без дефлорации. Парень и девушка сдерживали себя изо всех сил. За «чистотой эксперимента» тщательно следила пани хозяйка. Правда, за всем не уследишь.

Жительница одного из полтавских сел делится воспоминаниями, относящимися к более позднему периоду: если пара собиралась пожениться, и об этих намерениях знало все село, то им стелили отдельно, например, в коморе. В более поздних исследованиях приводится статистика, что среди незамужних девушек, посещавших посиделки, вели половую жизнь около 45%, а среди «домашних» девушек — только 23%.

Имеются свидетельства, что парни применяли порой весьма жестокие меры по отношению к девушкам, не желающим посещать «гулянки». Их унижали публично. К слову, такое же наказание было и для слишком распущенных девушек: ворота их домов обмазывали дегтем. Могли выпачкать окна глиной и даже калом. А про родителей слишком скромных девочек пели стыдливые песни. Подобным образом поступали и с девушками слишком острыми на язык, которые отшивали ухажеров. А бывали случаи, когда месть заканчивалась настоящей трагедией. Украинский этнограф Митрофан Дикарев записал историю, где парни избили девушку до смерти только за то, что она пела про них насмешливые песни. В другом случае поклонник-неудачник избил девушку до ее помешательства.

Можно предположить, что такие поступки имели цель воспитать в женщинах податливое и сдержанное поведение по отношению к мужчинам. Вероятно, сыграла свою роль и церковь, воспитывающая прихожан в смиренном духе. От себя могу добавить, что моральная составляющая таки осталась в нравах сельских мужчин. За отказ в адрес женщины звучат обидные и пошлые шутки, фразы, мол, от тебя не убудет, паутиной покрылась.

Интересно, что сельское сообщество относилось нейтрально к поведению молодежи на «гулянках», считая их старинным обычаем. Сами селяне не видели ничего предосудительного в этом. Правда, случались и неожиданности, которые и повлекли за собой осуждение «вечорниць» церковью. Впервые преследования начались еще в середине XVII века на северо-востоке Украины. Эти земли раньше всех попали под влияние московского патриархата. Украинская Православная церковь с Киевской митрополией во главе народные гуляния не запрещала и не преследовала. Окончательно обычай «вечорниць» исчез перед Второй мировой войной. Тогда представители сельсовета врывались в хаты, где собиралась молодежь, всех разгоняли, а на хозяев налагали штрафы с конфискацией имущества, куда попадали даже подушки, одеяла и одежда.