Тарифно-лицемерный цинизм киевской власти

Недавно столичная власть продемонстрировала бурный припадок лицемерной заботы о жителях Киева, как и водится, в извращенной форме и с особым цинизмом. Отличились в этом действе обе ветви местного самоуправления – как Киеврада, так и мэрия. Киеврада объявила некий мораторий на новые грабительские коммунальные тарифы, введенные с 1 июля 2016 года, запретив Главному информационно-вычислительному центру Киевской городской государственной администрации (ГИВЦ КГГА) и работникам подчиненных мэрии коммунальных предприятий рассылать и разносить соответствующие квитанции, а мэр Кличко выступил с пафосным заявлением о том, что при формировании тарифов, дескать, нужно учитывать интересы рядовых граждан, которых такие тарифы ввергают в нищету.

Но все это совершенно никчемные с юридической точки зрения и показушные решения и заявления, и столичная власть должна это хорошо понимать. Кроме того, целый ряд тех персонажей, которые принимают подобные показушные и абсолютно никчемные решения, несут прямую ответственность за тарифный беспредел в столице.

Мораторий на введение в действие с 1 июля повышенных тарифов на жилищно-коммунальные услуги был поддержан 75 депутатами из 93 зарегистрированных в зале при общем количестве депутатов, равном 120. В тексте решения говорится: «Запретить начислять по расчетам с 1 июля 2016 года и взыскание с населения города Киева пени за несвоевременное внесение оплаты за жилищно-коммунальные услуги». Согласно документу мораторий на повышение цен на электрическую энергию, природный газ, тепловую энергию и услуги водоснабжения устанавливается до 1 октября 2016 года.

«Мы проконтролируем, чтобы наши коммунальные предприятия, наши ЖЭКи, наши почтальоны не разносили платежки с новыми тарифами», – заявил автор проекта решения, депутат фракции «Єдність» Александр Омельченко.

По его мнению, решение Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), относительно повышения тарифов с 1 июля является незаконным, так как ведомство не имеет соответствующих полномочий.

«Верховный Суд Украины 30 мая письменно обратился в Конституционный Суд с просьбой дать объяснение нарушению Конституции Украины в положении об НКРЭКУ. Это положение не предоставляет НКРЭКУ права устанавливать тарифы, а тем более сроки их введения. У них есть только право давать оценку себестоимости тарифов и их сопровождение», – сказал Омельченко.

Киевсовет решил создать рабочую группу по разработке механизмов защиты жителей столицы от роста тарифов на жилкомуслуги.

«Считаю целесообразным решение создать рабочую группу, которая сможет создать реальные механизмы помощи киевлянам. Я прошу глав фракций представить кандидатуры в такую рабочую группу», – отметил секретарь Киевсовета Владимир Прокопив в ответ на просьбу депутата фракции «Едність» Аллы Шлапак издать соответствующее распоряжение.

Напомним, что в Украине с 1 июля подорожали услуги по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, что связано с установлением единой цены на газ для населения и предприятий теплокоммунэнерго на уровне 6,8 тыс. грн за тысячу кубометров. Так, стоимость горячей воды от «Киевэнерго» с июля составит 83,1 грн за куб. м с полотенцесушителем и 76,71 грн без полотенцесушителя. У поставщика «Евро-реконструкция» тариф будет на уровне 71,83 грн и 66,37 грн соответственно.

Стоимость 1 Гкал тепла от компании «Киевэнерго» для потребителей (при наличии квартирного или домового счетчика) увеличивается с 657,24 грн до 1416,96 грн, а при отсутствии приборов учета стоимость отопления одного квадратного метра помещения обойдется в 32,97 грн/месяц по сравнению с 16,14 грн/месяц ранее. Услуги «Евро-реконструкции» подорожают до 1204,18 грн/Гкал и 31,86 грн/кв. м в месяц соответственно.

Бросается в глаза тот факт, что расценки «Киевэнерго» существенно выше, чем у другого производителя-поставщика таких же услуг «Евро-реконструкции». Почему такое расхождение не вызвало вопросы у НКРЭКУ, правительства, Антимонопольного комитета?!

Напомним также, что тарифы действительно являются незаконными, поскольку установлены незаконно сформированной комиссией НКРЭКУ, причем с нарушением законной процедуры. Верховный Суд действительно обратился в Конституционный Суд с просьбой дать оценку нарушению Конституции при формировании НКРЭКУ. Но более в этот вопрос вдаваться не будем, поскольку он подробно освещен в предыдущем материале «Незаконные тарифы незаконной комиссии: украинцы могут смело не платить».

*   *   *

В свою очередь, городской голова столицы Виталий Кличко в эфире одного из телеканалов заявил, что прежде чем принимать решение о повышении тарифов, следует учесть, смогут ли люди оплачивать такие счета.

Кличко отмечает, что решение Киеврады о введении моратория на повышение тарифов многие считают декларативным, но он убежден, что НКРЭКУ должна прислушаться к мнению депутатов, которым киевляне делегировали право отстаивать их интересы. Кличко подчеркнул, что долги киевлян за жилищно-коммунальные услуги превысили 1 млрд гривен и повышение тарифов увеличит этот долг, как минимум, вдвое, что приведет к коллапсу жилищно-коммунального хозяйства.

Поэтому Кличко инициировал обращение Киеврады к парламенту и правительству с требованием пересмотреть до октября тарифную политику. По его мнению, тарифы должны быть такими, которые граждане смогут оплачивать. Обращаясь к модному у нас нынче «европейскому опыту», Кличко подчеркнул, что в европейских странах плата за коммуналку не превышает 10% от зарплаты или пенсии, а в Украине этот показатель составляет 25%.

Подобные заявления сопровождались информацией, что Кличко выходит из Блока Порошенко и снимает с себя полномочия главы столичной организации этой так называемой партии по причине того, что мэр должен быть аполитичным и не должен входить ни в одну партию. Подобное утверждение является, мягко говоря, странным, поскольку в большинстве так называемых развитых стран выборы в органы местного самоуправления, включая первых лиц, чаще всего проходят на партийной основе, а лица, занимающие выборные должности, сохраняют четкую привязку к своей партии. Например, бывший мэр Лондона Борис Джонсон был и остается консерватором, а бывший губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер – республиканцем.

Очевидно, маневры киевского мэра вызваны резким падением рейтинга Блока Порошенко, куда Кличко в свое время «влил» свою партию УДАР и себя лично в электоральных целях. И главнейшей причиной такого падения является как раз катастрофический рост тарифов, конечно, наряду с не менее катастрофическим ухудшением условий жизни рядовых граждан вообще. Возникает вопрос: почему Кличко только сейчас вспомнил о необходимости деполитизироваться, если состоял в Блоке Порошенко с 2014 года? Очевидно, потому, что ситуация вокруг тарифов становится настолько накаленной, что Кличко необходимо срочно сделать так, чтобы в глазах избирателей он не ассоциировался с властью, ответственной за тарифный беспредел. Проще говоря, налицо банальное «бегство с тонущего корабля»!

Впрочем, телодвижения Кличко в данном случае особого значения не имеют, поскольку к ряду фигурантов показушной антитарифной «фронды» столичной власти есть значительно более серьезные претензии, о чем далее.

*   *   *

В целом же лицемерие и цинизм здесь заключаются в следующем. Мораторий Киеврады является совершенно никчемным с юридической точки зрения, поскольку еще во времена Януковича местные власти были лишены полномочий по установлению тарифов на горячее и холодное водоснабжение, водоотвод и отопление, они были переданы специальному регулятору, каковым сейчас является НКРЭКУ. Тарифы на газ и электроэнергию и вовсе местная власть никогда не устанавливала, поскольку их всегда устанавливали только центральные власти. В ведении местного самоуправления остались лишь полномочия по установлению тарифов на содержание домов и придомовых территорий.

Таким образом, радение Киеврады и Кличко о тяжкой судьбе народа действительно является декларативным, ни к чему не обязывающим и юридически ничтожным.

Даже клятвенные обещания проконтролировать, чтобы «наши коммунальные предприятия, наши ЖЭКи, наши почтальоны не разносили платежки с новыми тарифами», как заявил бывший мэр, а ныне депутат Киеврады Александр Омельченко, выглядят смешно и рассчитаны на наивную публику. Почтальоны столичной власти вообще не подчиняются. Точно так же местному самоуправлению уже давно не подчиняется главный столичный энергомонополист «Киевэнерго», который распространяет квитанции преимущественно силами наемных разносчиков, а желающих разносить что угодно, вплоть до, пардон, фекалий, хватает, и не столько даже из-за бедности, сколько из-за «облико морале» нашего народца! «Киевгаз», который местной власти формально пока еще вроде подчиняется, тоже разносит квитанции своими силами. Словом, подобное обещание есть не что иное, как сотрясание воздуха, рассчитанное на показушный эффект.

Такой показушной декларативности и ничтожности можно было бы в значительной степени избежать, если бы местная громада в лице местного самоуправления сохранила контроль над предприятиями--производителями коммунальных услуг. Ведь в реальности НКРЭКУ не сама по себе устанавливает тарифы на услуги, а утверждает те цифры, которые  им приносят производители услуг, включая то же «Киевэнерго» или «Киевводоканал». И если бы территориальная громада в лице органов местного самоуправления сохраняла контроль над производителями, то тарифного беспредела, в значительной мере, можно было бы избежать

Но именно при «правлении» Омельченко были сделаны первые важные шаги, приведшие к окончательной утрате местной громадой влияния на то же «Киевэнерго».

Напомним, что в 2004 году решением Киеврады указанный пакет акций был бесплатно передан в уставный фонд специально созданного ПАО «Киевэнергохолдинг», в который согнали «Киевэнерго», «Киевгаз» и «Киевводоканал». До этого в столице был создан еще и так называемый «хлебный холдинг». Делалось это для вывода столичных активов из-под контроля местной громады и для удобства дальнейшего "дерибана" этих активов, что и произошло прежде всего с «Киевэнерго», как наиболее «интересным» предприятием, генерирующим наибольшие денежные потоки, на которых можно неплохо наживаться даже при условии так называемой убыточности этого актива. И происходило это во времена «мэрствования» Омельченко, а потому нынешние стенания этого персонажа на тему тарифного беспредела выглядят, мягко говоря, неискренне.

Правда, сполна воспользоваться плодами вывода столичных активов из-под контроля городской громады и местного самоуправления смогла уже скандальная и юродиво-воровская «молодая команда» Черновецкого. Именно в те времена, когда городом заправлял этот субъект, а также при его последователе -- ставленнике Януковича Попове бывший столичный пакет акций «Киевэнерго» путем неоднократных перепродаж с участием разных фирм, зарегистрированных не в Украине, оказался в собственности, как теперь осторожно заявляют в правоохранительных органах, некоей частной энергетической компании. Проще говоря, «Киевэнерго» прибрал к рукам Ахметов, точнее его ДТЭК.

В этом смысле умиление вызывает благородное негодование по отношению к тарифному беспределу некоей Аллы Шлапак, активной деятельницы «черновецкой власти», которая сумела опять вписаться в состав Киеврады. Но особо забавляет факт вхождения Шлапак в состав "Єдності" имени Омельченко, поскольку Омельченко в свое время, помнится, пылал благородным негодованием в адрес Черновецкого, его «молодой команды», а также по поводу того, что натворила в столице эта «команда», включая Шлапак.

По официальным же данным, на момент, скажем прямо, кражи указанного столичного пакета акций «Киевэнерго» его стоимость составляла 250 млн гривен, то есть 50 млн долларов по тому курсу. Если честно, то подобная оценка представляется весьма сомнительной и более чем скромной…

По сообщению прокуратуры, в Единый реестр досудебных расследований внесены ведомости о совершении должностными лицами департамента коммунальной собственности и ПАО «Киевэнергохолдинг» уголовного правонарушения – растраты имущества путем злоупотребления служебным положением, что привело к нанесению ущерба в особо крупных размерах. Следствие идет, повторим, с 2014 года, но о результатах широкой общественности ничего не известно. Очередная смена руководства Генпрокуратуры пока ничего не изменила и вряд ли изменит.

Впрочем, само по себе «ДТЭК-Киевэнерго» – это офис со столами и стульями, как сказал бы Остап Бендер, это «рога и копыта», за исключением, конечно, части в уставном капитале столичных электро- и теплогенерирующих мощностей. Все остальное, включая электрические и тепловые коммуникации, трансформаторное хозяйство, бойлерные и так далее, формально находится якобы в собственности территориальной громады и отдано в аренду ДТЭК по договору на, мягко говоря, не слишком выгодных для города условиях, но это позволяет Ахметову и компании наживаться на столичных жителях. Правда, этот договор скрывают от широкой общественности, а потому приходится делать косвенные выводы.

То обстоятельство, что столичная энергоинфраструктура хотя бы формально находится в собственности территориальной громады, позволяет местной власти противодействовать тарифному беспределу, активно вмешиваясь в формирование тарифов. Но вместо этого граждан кормят громкими, но никчемными заявлениями.

Но если контроль над «Киевэнерго» формально в значительной для местной власти мере все же утерян, по крайней мере, до 2017 года, пока действует договор аренды, то «Киевгаз» и «Киевводоканал», опять-таки формально, находятся под контролем местной громады в лице органов местного самоуправления. Или мы что-то пропустили, и такой контроль утерян? Это позволяет местной власти активно влиять на их тарифную  политику. Но вместо этого, опять-таки, общественность кормят громкими заявлениями.

А пока звучат эти пустопорожние заявления, с 1 августа 2016 года намечено очередное повышение тарифов на холодную воду по всей стране. В столице ожидается их рост на 30%. Где позиция местной власти, которая, повторим, якобы контролирует «Киевводоканал», подавший в НКРЭКУ прошение о повышении тарифов? Нет этой позиции, но зато Киеврада и мэрия сотрясают воздух пламенными заявлениями.

*   *   *

Кстати, с громкими заявлениями, конкретно Виталия Кличко, ситуация складывается вообще трагикомично!

Напомним, что еще весной 2016 года, когда стало очевидным, что вскоре граждан страны, включая жителей столицы, ожидает очередная эскалация тарифного безумия, мэр Киева Виталий Кличко в присущей ему манере уже делал соответствующее заявление: «Столичная власть категорически возражает против повышения коммунальных тарифов для киевлян, которое инициирует Кабинет Министров… Мы должны учитывать уровень социального обеспечения граждан и их платежеспособность».

Правда, Кличко прозрел только после того, как глава той самой незаконной НКРЭКУ Дмитрий Вовк, побоявшийся в условиях все более обостряющейся напряженности в обществе брать на себя ответственность за очередное повышение тарифов на отопление и горячую воду, которого добивалось «ДТЭК-Киевэнерго», обратился к мэру с письмом. В нем содержалось напоминание о том, что согласно закону органы местного самоуправления должны принимать активное участие в формировании тарифов на отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотвод. Соответствующие нормы содержатся в законах «О жилищно-коммунальных услугах», «О местных государственных администрациях», «О местном самоуправлении», «О теплоснабжении» и других нормативно-правовых актах. Именно органы местного самоуправления должны согласовывать температурные графики работы тепловых сетей, устанавливать местные налоги и сборы с предприятий коммунальной инфраструктуры, утверждать ставки земельного налога для них. Словом, глава НКРЭКУ Вовк, побоявшись брать все на себя, решил поделиться ответственностью со столичной властью и лично Кличко. А чтобы последний не «соскочил с темы», письмо было «слито» в СМИ, дабы с ним ознакомилась широкая общественность. В результате Кличко пришлось реагировать…

Что же касается повышения тарифов с 1 июля, то напомним: до принятия этого решения что-то около месяца длилось так называемое общественное обсуждение этого вопроса. Понятно, что это фикция, но все же трибуна, время для заявлений и различного рода действий были предоставлены.

Но за время, отведенное на «общественное обсуждение», заявлений по поводу тарифного грабежа не последовало ни от Кличко, ни от мэров других городов. По крайней мере, о таковых заявлениях широкой общественности ничего не известно. Тем более не последовало реальной жесткой оппозиции повышению тарифов. И вот теперь, когда факт свершился и решение о повышении тарифов принято, Киеврада и Кличко развлекают досужую публику своим благородным негодованием.

Обращение Кличко к Верховной Раде и правительству свелось, пардон, к «пуку в вечность»! Верховная Рада вообще на все наплевала и ушла себе на каникулы до сентября. Все попытки ряда парламентских фракций рассмотреть в парламенте вопрос о тарифном геноциде были цинично названы популизмом и заблокированы. Более того, тех парламентариев, которые совершенно обоснованно требуют пересмотра тарифов, уже цинично окрестили пособниками Путина и Москвы.

Что же касается реакции правительства, то она была не менее циничной. Премьер Гройсман издевательски посоветовал столичной власти и лично Кличко компенсировать, при желании, столичным жителям часть тарифов из средств местного бюджета, которых нет. О том, что центральная власть забирает у столицы львиную долю собираемых налогов, Гройсман упоминать не стал. О том, что даже выделение этих средств из местного бюджета приведет лишь к обогащению олигархов, вместо того, чтобы радикально решить проблему обоснованности тарифов, Гройсман тоже решил не упоминать.

Собственно, главной силой в противодействии тарифному беспределу должны стать сами граждане. Но они молчат. По крайней мере, сколько-нибудь организованного и серьезного сопротивления не оказывают. Разве только, как это было недавно, устраивают жидкие манифестации под эгидой соглашательских профсоюзов, руководство которых замарано в коррупции и куплено олигархами.

Что же касается заявлений Киеврады и лично Кличко, то, несколько перефразируя товарища Ленина, по форме это красиво и правильно, а по сути – издевательство.