Недавно в Сети опубликовали мнение заместителя госсекретаря США по общественной дипломатии и связям с общественностью Ричарда Стенгела о том, что в последнее время удалось добиться успеха в борьбе с ИГИЛ в ходе военной операции и в Интернете. По мнению чиновника, на текущий момент силам Антитеррористической коалиции, поддерживаемой отдельными странами -- членами НАТО, удалось освободить порядка 40% территории Ирака из под контроля ИГИЛ.
Ричард Стенгел также подчеркнул, что радикальные исламисты терпят поражение в информационном пространстве. В Интернете появилось в шесть раз больше материалов, которые формируют негативное мнение об ИГИЛ у общества. Символичным свидетельством успеха Запада и светских мусульман в борьбе с ИГИЛ стала ликвидация 9 июля одного из лидеров террористов -- Умара Халифа в Афганистане в ходе американского авиаудара. А в канун проведения Варшавского саммита в НАТО стали допускать более активное участие организации в борьбе против ИГИЛ.
Вот только успехи союзников на ближневосточном фронте и на полях информационной войны в Интернете не слишком влияют на сговорчивость ИГИЛ сложить оружие. Радикальные мусульмане в последнее время всё чаще прибегают к организации терактов в городах стран -- членов НАТО.
Одним из последних событий стал теракт в Брюсселе (Бельгия), в результате которого сгорели восемь автомобилей. Ответственность за теракт взял на себя ИГИЛ. Это второй теракт ИГИЛ в столице Бельгии в этом году. Взрывы в брюссельском аэропорту и метро уже гремели в марте. Не говоря о том, что страны -- члены НАТО ещё не успели оправиться от терактов радикальных исламистов в театре Батаклан в Париже и в Стамбульском аэропорту, в результате которых пострадали десятки граждан.
Теракты -- это испытанный временем и немалым количеством пролитой крови инструмент устрашения обществ европейских стран. Не имея военного преимущества перед авиацией, ракетами, политическими и пиар-технологиями Запада, ИГИЛ стремится наносить точечные удары по мирному населению. Теракт в Брюсселе, где расположена штаб-квартира НАТО, -- это символичный плевок в лицо Западу от радикальных исламистов и посыл о том, что они не собираются считаться с западными ценностями и образом жизни и требуют признания права ИГИЛ на развитие своего псевдогосударственного образования «халифат» на захваченных территориях Ирака и Сирии.
Радикальные исламисты рассчитывают путём систематических терактов спровоцировать социальный взрыв в европейских странах. ИГИЛ заинтересован в том, чтобы европейцы вынудили свои правительства прекратить поддерживать светский режим в Ираке и умеренно исламистскую оппозицию в Сирии.
Временно разграничив сферы влияния на Ближнем Востоке со светскими режимами, ИГИЛ рассчитывает пополнить свои ряды, провести перевооружение и возобновить наступление в регионы, богатые нефтью. Основной мотив ИГИЛ не распространение фундаментального ислама в мусульманских странах, а установление контроля за нефтяными месторождениями Ближнего Востока и вербовка пушечного мяса в лице мусульман, проживающих в странах Европы, Азии и Африки для обороны захваченных нефтяных месторождений и противостояния Антитеррористической коалиции, возглавляемой США. Религия -- всего лишь прикрытие бизнес-интересов верхушки ИГИЛ, которая наживается за счёт теневых продаж нефти по ценам ниже рыночных.
Террористическая деятельность ИГИЛ в странах -- членах НАТО выгодна России, несмотря на то, что формально российское участие в военном конфликте на территории Сирии рассчитано на противодействие исламским экстремистам. Теракты в европейских городах отодвигают на второй план в повестке дня Североатлантического альянса вопрос сдерживания России у восточных рубежей и противодействия её агрессии в Украине. Страх европейских обывателей перед террористической угрозой со стороны ИГИЛ в свою пользу могут использовать спонсируемые РФ политические силы евроскептиков в странах -- членах НАТО («Альтернатива для Германии», «Австрийская партия свободы», «Партия независимости Соединённого Королевства»). Они могут требовать от своих правительств отказаться от оказания военной поддержки силам Антитеррористической коалиции в борьбе против ИГИЛ, следствием которой являются неконтролируемые потоки беженцев в европейские страны.
Лояльные России партии набирают большую популярность среди потенциального электората. С начала 2016 г. в ЕС въехали 150 тыс. мигрантов и беженцев, в том числе из горячих точек, где активен исламский экстремизм.
Несмотря на то, что военный конфликт в Сирии и Ираке и миграционный кризис в Европе -- процессы взаимосвязанные, решить вторую проблему можно и без уступок исламским экстремистам. Имеет смысл запретить въезд в европейские страны гражданам тех государств, где активна деятельность исламистских террористических организаций. В случае необходимости проводить депортации криминальных маргинальных элементов среди иностранцев. Данные меры можно считать в какой-то степени недемократическими. Однако даже в США имел место отход от отдельных демократических прав и свобод после терактов 11 сентября 2001 г. и принятия администрацией Дж. Буша-младшего антитеррористического акта. По-другому добиться снижения террористической угрозы со стороны ИГИЛ в зоне ответственности НАТО, судя по всему, невозможно.