«Моя краля»: есть ли у неё яйца?

Вялый штиль в репертуарах украинских кинотеатров 7 июля взбудоражила колоритная комедия «Моя краля» («В тихом омуте»). Этой французской ленте тесно даже в столь вульгарно-больших понятиях, как «триумф бессмысленности», «торжество фарса» или «гимн антиэстетики».

Каждый персонаж этой ленты — иллюстрация к каталогу психиатрических заболеваний.

Её сюжет сочинялся словно на ходу, уже на съёмочной площадке. И если бы этот экранный мир был реальностью, поверьте, мы бы ждали апокалипсиса как спасения.

Сюжет картины разворачивается на побережье Франции в 1910 году. Там живёт хмурое семейство бедняков Брефоров, которые собирают устриц и перевозят заезжих туристов через лиман. В соседнюю усадьбу приезжает семейство аристократов ван Петегемов. Они намерены восхищаться меланхоличными пейзажами и дышать свежим воздухом. Вместе с тем двое полицейских ведут расследование пропадающих в этих краях туристов.

Последних же, на самом деле, съедают Брефоры.

Сюжет здесь не важен. А история, которая объединяет чреду странных происшествий в фильме, не более чем условность. Даже детективный мотив, на котором так акцентируется внимание в первой половине фильма, в итоге не приводит к логичной развязке. Каждый остаётся при своём: бедняки всё так же жрут людей, аристократы — продолжают свою высокопарную возню, следователи — ходят из угла в угол, священник продолжает тараторить какую-то аллилуйщину, а полковник безрезультатно пытается выдуть хоть пару нефальшивых звуков из своей расстроенной трубы.

Происходящее на экране напоминает резвый капустник, в котором небрежно, но задорно смешаны мотивы классических пьес («Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» Шекспира), чёрный юмор в духе «Семейки Адамсов», комики в костюмах и котелках (вышедшие из ретро-кино), банальные комедии третьего сорта (с приколами банановой кожуры), а также фильмы, критикующие буржуазию (Марко Феррери, Луис Бунюэль и т. д.).

Актёры здесь буффонят, откровенно кривляясь, размусоливая эмоции, превращая даже самые серьёзные чувства в фарс. Режиссёр и автор сценария Брюно Дюмон не щадит красок, малюя грандиозное полотно пороков и комизмов, позабыв о композиции и замысле. Оператор нередко валяет дурака, втискивая главного героя той или иной сцены в самый угол, чтобы освободить место для какого-то очередного бессодержательного пейзажа. А в качестве музыки здесь используются самые популярные композиции из классики, что само по себе считается вершиной дурного вкуса.

Как только вам покажется, что глупее уже нельзя, этот фильм вдруг выкинет какой-то очередной фортель, подняв кого-то в воздух или запустив в кадр пару нудистов. Да, это именно тот случай, когда понимаешь, насколько всё это бредово, но оторваться от просмотра не можешь.

Ввергаясь в вялое лоно обывательского сознания, «Моя краля» шокирует. Даже натренированные чресла кинокритиков впустили этот фильм с восторженной болью. Двухчасовое совокупление с картиной, однако, не озарит поллюционирующим концом климакса и развязки. Так что получать удовольствие нужно в процессе.

Едва ли не в каждом эпизоде этот фильм смело меняет и позу, и жанр. Поэтому в финале уже и не знаешь, что ты только что смотрел. Лихой ритм популярной комедии здесь легко сменяется созерцательной неспешностью авторского кино. Это, конечно, испытывает терпение зрителей. И вместе с тем дразнит критиков, которые пытаются высмотреть в затянутых до бессмысленности эпизодах какой-то скрытый смысл. Но любые подтексты и метафоры здесь появляются спонтанно и как бы невзначай. А если удастся уцепиться за какой-то с трудом высмотренный символ, так он сразу же опровергается. В кульминации же мы получаем исполинское «ничего». Так что чтение террабайтов рецензий на «Мою кралю» доставляет отдельное удовольствие — этот фильм выставил в самом беспомощном виде даже самых зубастых критиков.

Восхищаться в этом фильме можно многим, и даже его бессмысленностью. Но поистине сильное впечатление оставляет то, насколько красиво здесь преподносится пошлость. Как бы кто ни плевал в камеру, ни мямлил свою реплику, ни халтурил, находясь под увеличительным стеклом крупного плана, ни монтировал бы в ряд два несовместимых эпизода, всё это просто очаровывает своей антиэстетической гармонией. Просмотр «Моей крали» становится своего рода терапией. После которой любое уродство или дебильность будет восприниматься скорее с улыбкой, нежели с былой агрессией.

Но главное в фильме совсем не это. Основной вопрос здесь: были ли яйца у главной героини. Вот приду в себя после первого просмотра «Моей крали» и ещё разок пересмотрю картину. Надо же разобраться...