На заседаниях подгруппы по безопасности Трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию ситуации на Донбассе вопрос введения в регион вооруженной полицейской миссии ОБСЕ не прорабатывается ввиду отсутствия соответствующего мандата ОБСЕ. Как стало известно «Фразе», об этом заявил представитель украинской стороны в подгруппе, экс-премьер Украины и экс-глава СБУ Евгений Марчук в интервью «Громадському» 19 июня.
«Нет, не обсуждается. Координатор в нашей группе — министр Апакан — очень серьезный дипломат турецкий. Мы спрашивали: мы будем обсуждать этот вопрос? Они говорят, — у нас нет никаких указаний. У нас есть мандат, утвержденный 57 странами-членами ОБСЕ. Другого мандата у нас нет», — цитирует Марчука «Интерфакс-Украина».
По его словам, пока нет главного — принятия такого решения в ОБСЕ. «Сколько человек будет включать эта мониторинговая миссия, а одной тысячей не обойдешься. Какой будет бюджет, а будет немаленький. Что значит „вооруженная“?», — отметил Марчук и добавил, что у украинской стороны есть свое видение, но оно не совпадает с российским.
«Лавров мне сказал, что с пистолетами мы согласны, а украинская сторона смотрит дальше. Если с оружием, это для самозащиты. А когда их обстреливают из пулемета с расстояния 1,5 км, что он с пистолетом сделает? Нужны бронемашины, а бронемашина — это или транспортная, или с пулеметом», — сказал представитель украинской стороны в подгруппе.
Также Марчук отметил, что украинская сторона выступает за то, чтобы такая международная вооруженная миссия контролировала линию соприкосновения сторон, пункты отведения тяжелого вооружения сторон и ныне неподконтрольный участок государственной границы Украины с Россией.
Вместе с тем, по его словам, «россияне согласились пока только на линию столкновения». «Сначала было, что соглашаются на охрану этих мест, хранения техники, но ни в коем случае не соглашались, и сегодня официально об этом говорят, что доступ к границе полицейская миссия не может иметь», — сказал представитель Украины в подгруппе.
Кроме того, Марчук раскритиковал вариант, при котором представители такой вооруженной миссии будут принимать участие в обеспечении безопасности на местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей в случае их проведения.
«Я задаю вопрос, они что будут дежурить на избирательных участках? Люди с оружием, которые дежурят на избирательных участках, какая же это свобода волеизъявления? И неважно, кто с оружием. Начали драться хулиганы, или урну разбивают, они что, задержат этого человека? И что дальше сделают? У них нет функций правоохранительной деятельности. У них должен быть четко выписан статус. Хорошо, задержали, а передать кому? Милиции. А милиция чья? Эта „братия“ говорит, если мы согласимся, то мы эти два армейских корпуса — 36 тыс. структурированных боевиков, которые обучены убивать, — говорят, мы их оденем в форму, они будут выполнять функции милиции. То есть легитимизировать эти армейские корпуса, на что украинская сторона не может пойти», — пояснил он.
Говоря же о возможных сроках принятия решения о создании введении такой вооруженной миссии на Донбасс, Марчук сказал, что «до конца года, как бы нам не хотелось, вряд ли удастся это реализовать».
Говоря о возможном бюджете такой вооруженной миссии, он озвучил сумму " чуть меньше миллиарда" долларов США и евро.
В то же время он рассказал, что в ходе последнего заседания подгруппы по безопасности Трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию ситуации на Донбассе почти достигнута договоренность об отводе подразделений сторон от линии разграничения на ряде участков.
«На последнем заседании практически достигли договоренностей отвода по линии фронта — в нескольких участках отвести самих военных на 1,5 — 2 километра от линии фронта, чтобы не провоцировать всякие обстоятельства», — рассказал он.
Марчук пояснил, что здесь присутствует «логика военных командиров». «Говорят, что я должен ждать, пока на меня нападут, когда вижу подозрительное поведение с той стороны? Надо полагать, что так и с той стороны. Выделено семь, но согласились на несколько, до семи не дотянули, будем технологически завершать на следующем заседании. Есть надежда, что удастся хотя бы в двух-трех участках поотводить от линии фронта», — сказал он.
По словам представителя украинской стороны в подгруппе, один из таких участков — в районе Станицы Луганской и один — в Донецкой области., не уточнив, где именно, «чтобы не сглазить».
При этом Марчук подчеркнул, что этот вопрос получил поддержку на заседании Трехсторонней контактной группы с участием представителей «ДНР», «ЛНР» и Российской Федерации. «Там договорились и будем прорабатывать технологически», — сказал он.