Владимир Ландик — политик и бизнесмен из Луганска. Народный депутат Украины V и VI созывов. Владел в Луганске медиа-холдингом, 33% рынка «Центральный», торговым центром «Детский мир», множеством объектов торговой недвижимости и землей в городе и области. В 2008 году его состояние оценивалось в $61 млн, и он входил в десятку самых состоятельных луганских политиков.
С 2000 года возглавлял Луганскую областную организацию Партии регионов. В ноябре 2005 года, по словам Ландика, его вынудили оставить эту должность в пользу Александра Ефремова — экс-губернатора Луганщины, будущего лидера фракции Партии регионов в Верховной Раде. Это было началом конфронтации с «группой Ефремова», и постепенно Ландика стал вытеснять из регионального бизнеса и политики.
Владимир Ландик был участником нескольких скандалов.
В 2011 году охранник Ландика избил работника ГАИ, который остановил машину нардепа за превышение скорости. Владимир Ландик извинился за себя и своего подчиненного.
Судился с главредом «Левого берега» Соней Кошкиной за несоблюдение интернет-изданием тайны переписки. Кошкина извинилась, и дело было закрыто в 2012 году.
Весной 2014-го года принадлежащая Ландику ТРК ИРТА подавала события в ключе, который не устраивал сепаратистов. Телекомпанию захватили, журналистам угрожали. Впоследствии в отобранном у телекомпании здании заработал пропагандистский канал ЛНР.
28 мая 2016 года в эфире «112 Украина» Ландик заявил, что готов предоставить Генпрокуратуре Украины доказательства о преступлениях Александра Ефремова.
30 мая Владимир Ландик пришел в редакцию ONLINE.UA и рассказал журналисту Ярославу Гребенюку о том, как Александр Ефремов инициировал сепаратистский переворот в Луганске, прикрываясь «гарантиями Владимира Путина».
Владимир Иванович, вы заявили, что готовы дать свидетельства, подтверждающие вину Ефремова в войне на Донбассе. И что к этим фактам никто не прислушивается.
В Украине мало кто знает правду о Ефремове. Разве что Аркадий Лесничевский (луганский миллионер, владелец крупнейшего в Украине автотранспортного предприятия международных перевозок ООО «Транспеле», — ONLINE.UA) знал — да не дожил до нашего времени. Если его достать из могилы, оживить и рассказать, что у нас началась война, Лесничевский сразу же скажет: «Это — Ефремов!» Это я вам гарантирую.
И долг каждого гражданина — наказать виновных в этой войне. Тех, которые сейчас спокойно по Киеву гуляют. Я несколько раз был у Турчинова, Авакова, рассказывал о том, как Ефремов фальсифицировал выборы на Луганщине, как договорился сдать Луганск России. Но им это не интересно.
И что бы вы сообщили следствию?
Все очень просто. Никто даром ничего не делал, все эти движения сепаратистские финансировались. Следствию нужно пройти всю цепочку, с самого низа: и доказательства приведут сначала к местным регионалам и коммунистам, а потом — к Ефремову.
Возьмем эти случаи, когда весной 2014-го перед украинской армией перекрывали дороги. Скажем — на станции Ольховая (Станично-Луганский район Луганской области, — ONLINE.UA). Железной дорогой подвозились наши БТРы, снимали их с платформ и отправляли на границу в Красную Таловку. Кто вышел этому препятствовать — бабушки-дедушки? Нет, вышли активисты Партии регионов. Которым за это заплатили.
Или заходит наш батальон в Старобельск. Люди перекрывают дорогу — кто эти люди? Я знаю — кто! Я — руководитель Луганского облпотребсоюза, и я знаю, что это мясники с рынка, и это таксисты, которые работали на привокзальной площади. И если их допросить, они расскажут, что деньги получили от коммунистов. Теперь берите секретаря райкома КПУ в Старобельске, спрашивайте: «Ты такой крутой, у тебя денег много?» И он расскажет, откуда деньги.
Подобные акции были везде в Луганской области: в Рубежном, Северодонецке, Лисичанске. Людей частично давала Партия регионов, а платил за это Спиридон Килинкаров (первый секретарь Луганского обкома КПУ, на тот момент народный депутат Украины, — ONLINE.UA).
Откуда вы знаете, что именно Килинкаров давал деньги?
Сам видел. На моих глазах в своем кабинете Килинкаров давал деньги первому секретарю Рубежанского горкома КПУ Нелли Задираке, которая потом провозгласила себя «министром иностранных дел» ЛНР. И он давал деньги, которые получил от Симоненко (лидера КПУ Петра Симоненко, — ONLINE.UA).
Тогда волей судьбы так получилось, что я в Киеве должен был встретиться с Симоненко. Я у него был в ЦК Компартии, на Подоле. А приехали мы вместе с Килинкаровым, на моей машине. И у Симоненко Килинкарову нагрузили деньгами такую большую сумку. Я в нее, конечно, не заглядывал, но я-то все понимаю: он с собой эту сумку привез, и на моих глазах зашел с пустой сумкой, а вышел с полной. Так наличку и возили. Я Килинкарова тогда еще до гостиницы подбросил.
А через неделю, когда вернулись в Луганск, у них в обкоме на Артема был прием актива из области. И в тот день Килинкаров меня позвал похвастаться, какой он шикарный ремонт сделал в обкоме — бывшем детском садике. Садик, кстати, я ему продал, можно сказать — подарил. Детсад принадлежал кирпичному заводу, который я тогда купил. Он стоял заброшенный, я и отдал Килинкарову этот садик, как сейчас помню, за 150 000 гривен.
И вот я в гостях у Килинкарова, как раз в кабинет заходит эта Задирака, и он ей дает пакет с деньгами. Потом в Рубежном начались волнения, и Задирака там была главной зачинщицей. И эти события легко сопоставить, если я видел процесс с самого начала: от сумки с деньгами у Симоненко в Киеве — до коммунистов на площадях Луганской области.
И Килинкаров сейчас ездит спокойно в Москву и льет дерьмо на Украину (выступает в эфирах российских телеканалов — ONLINE.UA), а потом возвращается в свою квартиру, которую ему дал Ефремов, когда был главой регламентного комитета Верховной Рады. Килинкарову Ефремов квартиру дал — а мне не дал.
Я думал, он в Москве живет. То есть, вы утверждаете, Килинкаров бывает в Киеве?
Постоянно. У него квартира на Левом берегу в доме Верховной Рады. Посмотрите — у кого квартиры в доме Верховной Рады? У тех, кто ездит в Москву и льет дерьмо в телеэфирах: у Килинкарова, у Лены Бондаренко. Все, кто против Украины — все получили там квартиры от Ефремова. Остальные (народные депутаты Украины имеют право на ведомственное жилье, — ONLINE.UA) жили в гостинице. Даже в таких мелочах их пророссийская группировка работала.
Хорошо, по-вашему, коммунисты финансировали сепаратистское движение. Как к этому доказать причастность Ефремова?
Идем дальше. До перекрытия дорог украинской армии, до захватов админзданий был еще «антимайдан» в Киеве. Туда Донбасс поставлял своих митингующих и титушек. Но титушками занималась больше милиция — автобусами направляла в Киев свой специальный контингент. А на «антимайдан» возились массово простые люди. И вопрос: кого можно было быстро отправить в такую поездку? Только тех, кто зависим от власти: или госслужащих, или работников госпредприятий.
Глава райадминистрации давал команду, отбирались люди. Они уезжали на два дня, им ставили «восьмерки» (засчитывали рабочий день, — ONLINE.UA). В каждом районе такая «тройка» действовала: глава районной администрации, прокурор района и главный милиционер.
Например, прокурор давал деньги на «тормозки», милиция обеспечивала билеты. А глава райадминистрации по 200 гривен командировочных раздавал. Так было везде по области.
И доказать это очень легко. Вот глава администрации отдал приказ: отправлять людей из моторвагонного депо Сватово (Луганской области, — ONLINE.UA). Люди в рабочее время были в Киеве с флагами — это легко доказать, а «восьмерки» им проставлены. И это же везли не десять человек — везли сто или больше. Если всех их допросить, пять-десять человек правду скажут. И тогда уже можно спросить: «Господин бывший председатель райадминистрации! Ты такой богатый, что оплатил командировку на „антимайдан“ сотне людей?»
И когда этот глава райадминистрации поверит, что впереди тюрьма, он расскажет, откуда у него взялась эта сумма, и сколько он себе положил в карман (потому что я знаю — выделялось по 400 гривен на человека, а он давал 200).
Или возьмем проведение референдума об образовании ЛНР — в том же Сватово. Откуда Мозговой (командир бригады боевиков «Призрак», убит в 2015 году, — ONLINE.UA)? Из Сватово. Сватово было захвачено боевиками? Не было. А почему там проводили референдум? Потому что начальник милиции его организовывал, и по сей день милицию там возглавляет. И он лично принимал у себя в кабинете Мозгового. Тот пообещал: «Вас выкидывать не будем, захватывать город не будем, но ты нам референдум проведешь!» Начальник милиции пообещал провести и провел.
А родная сестра Мозгового была главным бухгалтером райотдела милиции. И на повышение пошла: когда Луганское областное УВД переехало в Сватово, она стала главбухом и там.
Я говорю неправду? Так спросите же у этого милиционера, почему он провел референдум и обеспечил явку?
И никто не захочет сидеть долго в тюрьме, все расскажут, откуда деньги — и этот поток приведет к ближайшему окружению Ефремова. И те его сдадут, они все злые на Ефремова. Они поняли, что эта сволочь играла свою игру.
Почему луганская элита зла на Ефремова? Почему люди с миллионными состояниями не могли устроить свою игру?
Потому что правила игры были уже обговорены, а Ефремов их кинул, не выполнил того, что обещал. В феврале 2014 года в Луганске был сходняк. Приехали брат Королевской (Константин Королевский, бывший заместитель министра регионального развития Российской Федерации, — ONLINE.UA) и Сергей Глазьев, советник Путина, который часто к нам ездил. Они встретились с Ефремовым и договорись, как делить активы после свержения украинской власти в Луганске. Ефремову сказали: «Нам не нужен Луганск, Донецк — вы тут будете командовать!»
И распределили: кому из местных бизнесменов достанутся шахты, кому северодонецкий «Азот». В Луганске — кому универмаги, кому — рынки. И Ефремов под гарантии Путина пообещал этот «передел» своему окружению.
А те верили: Путин в Луганск войдет! И мне лично говорили: «Перестань мочить Ефремова! Мы все в одной команде!» Я отвечал: «В какой команде? Ребята, я из вашей вонючей партии давно вышел. У вас сейчас не партия, а просто „паханат“, бандитская организация! Вот и работайте в своей бандитской организации!» А они мне: «Да ты понимаешь!? Русские зайдут, русские уйдут, мы им не нужны, мы тут остаемся!» А я им объяснял: «Это война на годы!»
Это кто вам говорил? И откуда информация о встрече Ефремова с россиянами?
Говорили самые близкие Ефремову люди. Я эту информацию озвучивал в СБУ, и они меня просили ее не разглашать: не давать фамилии, не рассказывать об этом. Выходит — уже нарушаю. Но я эти обещания давал два года назад, и если СБУ — похер, то буду рассказывать журналистам.
А встреча с Королевским и Глазьевым прошла в особняке Ефремова. Все было секретно, они не ходили ни в ресторан, ни в облгосадминистрацию — боялись, что их запишут. Но их сдали, и запись их разговора есть у Петрулевича, того что был у нас полтора месяца главой СБУ (Александр Петрулевич, глава управления СБУ в Луганской области с 10 марта по 15 апреля 2014 года, — ONLINE.UA).
И Петрулевичу лично я отдал видео — как из «Укркоммунбанка» (владелец — Эдуард Лозовский, является другом и близким бизнес-партнером Александра Ефремова. Ефремов был председателем правления банка в 1996-1997 годах, — ONLINE.UA) привозили деньги в СБУ (захваченное сепаратистами, — ONLINE.UA). Мы снимали, как выносили деньги в сумках из банка, грузили в машину Daewoo зеленого цвета. Эта машина ехала в СБУ, а мы сзади снимали. Потом с крыши облпотребсоюза снимали эти сумки во дворе СБУ — как из них доставали деньги. И именно эти деньги раздавали в сквере напротив. Эту запись я отдал Петрулевичу.
Где эта запись сейчас?
Так в СБУ должна остаться. У них спрашивайте.
То есть, вы не оставили себе копию?
Нет. Нас выгнали с ИРТА. Вот сейчас это смешно выглядит — не сохранили вещдок! Но какая запись — все осталось там! И на миллионы оборудования. Ничего не вывезли, все там осталось. Нас захватили, посадили в подвал и грозили поджечь.
И вот как получилось: когда в Луганск зашел Путин, он кинул Ефремова. Зашла русская блатота и наша злыдота, пожалуйста: «Грабьте! Убивайте!» И у тех, кто поверил Ефремову, все отобрали, все порезали на металлолом.
А у Путина простое оправдание: «Украинская армия не пустила нас на Киев, вот я и не выполнил обещание — форс-мажор!» (Смеется). И если Тихонова, Голенко, Пристюка, Кравченко арестовать и спросить: кто же их в эту беду втянул? — они ответят: «Ефремов!»
Продолжение следует...