С началом войны на Донбассе Мариуполь (второй по значимости город в регионе) стал центром вооруженного противостояния. Причем события здесь развивались непредсказуемо и весьма извилисто. С одной стороны, сепаратистские настроения большей части населения города были весьма сильны (что привело, например, к тому, что начиная с 18 марта 2014 года здание городского совета несколько раз захватывали «активисты ДНР»), в то же время властям удалось организовать вооруженное сопротивление, удержав как часть внутренних войск, дислоцированную в городе, так и Мариупольский аэропорт.
Это стало решающим фактором в битве за Мариуполь. Очень важным моментом были и события 9 мая 2014 года, которые фактически стали боевым дебютом добровольческого батальона «Азов».
После неудачного штурма 13 апреля воинской части 3057, когда после первых же «коктейлей Молотова» ответным огнем были убиты трое «активистов» и 16 ранены, актив «русской весны» стал искать выходы на Донецк, где к тому времени уже вовсю разворачивалось создание незаконных вооруженных формирований, на вооружение которых шло захваченное стрелковое оружие МВД, СБУ и частей Внутренних войск. Именно оттуда «мариупольские активисты», состав которых был весьма разношерстным — там были «афганцы», бывшие и действующие силовики и даже страйкболисты -- планировали получить оружие и боеприпасы. Основной костяк группы сформировался в конце марта — начале апреля. Именно они охраняли политические митинги, участвовали в нападении на воинскую часть. Тогда же выдвинулся и лидер боевого крыла — некто Недавний Олег Анатольевич (1958 г.р.) по кличке «Мангуст». Он же и сформировал штурмовой отряд из 9 человек, который 3 мая выехал в Донецк для получения оружия и координации своих действий с руководством батальона «Восток» (командир — бывший командир группы «Альфа» СБУ в Донецке Ходаковский).
Колонна 72-й бригады на главной улице города.
7 мая группа получает приказ от российских кураторов срочно вернуться в город. «Мангуст» на микроавтобусе с женой и частью группы привозит в Мариуполь 20 автоматов Калашникова (по 4 магазина на каждый), винтовку СВД и 10 пистолетов Макарова (на каждый по 2 магазина). Остальные приезжают из Донецка рейсовыми автобусами.
Первым объектом для захвата боевиками их кураторы наметили городской отдел милиции, а еще раньше была определена и дата — пятница 9 мая. Выбрана дата была не случайно: в этот день ожидался многочисленный пророссийский митинг, организованный городским комитетом Коммунистической партии Украины.
План у нападавших был достаточно простой: ударная группа под видом конвоирования задержанного заходит в здание и захватывает «оружейку», попутно внося дезорганизацию в действия силовиков. Фактически захват здания должен был стать сигналом для действий «сторонникам ДНР» по всему городу.
Поначалу все для террористов складывалось удачно: им удалось обманом открыть дверь, под угрозой оружия собрать всех сотрудников, которые находились на первом этаже, в комнату приема граждан. Однако уже дежурная группа на втором этаже оказала сопротивление, после чего укрылась на третьем. В перестрелке был ранен сотрудник батальона патрульной службы Михаил Ярмоленко. Начальник городского ГАИ Виктор Саенко (в прошлом десантник) принял неоднозначное решение выпрыгнуть из окна третьего этажа. Однако уже во дворе один из нападавших открыл огонь, и Саенко получил смертельное ранение). Действуя в шоковом состоянии, милиционер пытался укрыться за машиной, припаркованной под переходом. Здесь же после всех событий он и был обнаружен мертвым. Несколько сотрудников, которые тоже прыгнули вслед за Саенко, получили серьезные травмы: некоторые до сих пор проходят лечение.
Однако при разработке плана Недавний не учел один непредсказуемый фактор — в то же время на третьем этаже в кабинете начальника милиции города Валерия Андрущука проходило рабочее совещание. Оно не было заранее запланированным и было вызвано прибытием в город дополнительных сил правопорядка, в частности спецбатальона милиции «Днепр-1» и усиленного сводного подразделения Нацгвардии. На совещании присутствовали сам Валерий Андрущук, его заместители, командир в/ч 3057 Совинский, заместитель командира «Днепр-1» Демиденко, командир роты ППС города Черкассы Возняк и командование 72-й отдельной механизированной бригады ВСУ. Обсуждались планы обеспечения охраны общественного порядка и проведение АТО на территории города и окрестностей.
Сожженное здание городского управления милиции.
Так вот, когда силовики услышали выстрелы в здании, то быстро выбежали в коридор и на лестничной площадке между вторым и третьим этажами заметили вооруженных лиц в масках. Понимая, что происходит захват здания, они смогли организовать оборону на третьем этаже, забаррикадировав ближайший лестничный пролет и вступив в перестрелку с нападавшими (на тот момент автомат у милиционеров был только один).
При этом, не имея никакой информации ни о численности нападавших, ни об их вооружении, ни о том, что происходит снаружи, они по мобильной связи доложили о том, что происходит, связались каждый со своим подразделением, требуя выдвинуть группу для разблокирования здания УВД.
Тем временем началось выполнение второго этапа плана «Мангуста»: группа прикрытия (вооруженные лица в гражданской одежде — в балаклавах или просто медицинских масках на лицах) начала преграждать подручными материалами дорогу к УВД. Для этого с одной стороны были использованы мусорные баки, а с другой — с помощью оружия остановлен и поставлен поперек грузовик, чтобы заблокировать улицу Георгиевскую.
Через 15-20 минут после начала захвата к зданию УВД прибыло первое подкрепление — львовское подразделение НГУ. Кстати, военнослужащие были одеты в форму черного цвета, которая до того момента была незнакома местным жителям и породила впоследствии устойчивый миф о боевиках «Правого сектора», которые якобы принимали участие в боевых действиях возле горотдела.
«Группа прикрытия» — диверсанты и провокаторы, которые стреляли из толпы по военнослужащим.
На подходе к захваченному зданию нацгвардейцев встретил плотный огонь как со стороны захваченного УВД, так и (по сведениям очевидцев) из снайперской винтовки с крыши домов. Кстати, момент с «кочующим» снайпером является одним из самых спорных в событиях того дня — по крайней мере реально установлено, что именно из СВД в здании был убит Демиденко.
Отбив первую попытку штурма, террористы решили вопрос с заложниками, выпустив их во двор управления УВД, считая, что те оттуда никуда не денутся, но сотрудники милиции через забор быстро ушли.
Примерно через час после нападения, около 11:00, к зданию прибыло второе подкрепление — бойцы батальона «Азов». Добровольцы были обеспечены оружием и амуницией, однако формы у них еще не было. Поэтому «азовцы» были одеты в гражданскую одежду и их единственным отличительным знаком была желто-синяя повязка на рукаве.
«Мы перекинули одного бойца через забор, и он со двора открыл ворота. И проникли в комнату: это была душевая. И приняли бой». В ходе этой перестрелки удалось ликвидировать нескольких террористов, но также был убит один боец, еще несколько были ранены. Перестрелка с «азовцами» вынудила террористов отступить на второй этаж.
На фоне боя к зданию подтянулась сводная группа 72-й бригады ВСУ на БМП-2 (военные на тот момент базировались на блок-посту Мангуш).
Связавшись по мобильному с находившимися внутри милиционерами, командир группы получл информацию, что заложники уже покинули здание, с 1 этажа отошел «Азов» и террористы находятся на первом и втором этажах. Военные приняли решение начать обстрел из автоматических пушек БМП-2.
Видя такой расклад, Недавний, который находился внутри здания, начал связываться со своими пособниками, которые в этот момент принимали участие в праздничном митинге. Он поставил задачу: людей с митинга очень срочно нужно направить к зданию УВД. Им же была придумана и легенда: якобы военнослужащие НГУ расстреливают милиционеров, которые хотят перейти на сторону народа. Провокаторы озвучивают версию Недавнего на митинге, который в этот момент завершался возле памятника Освободителям Донбасса на площади Ленинского комсомола. Мирные граждане под впечатлением от недавних событий 2 мая в Одессе информацию восприняли крайне остро и негативно. Поэтому направить возмущенных людей с площади Комсомола к зданию УВД было достаточно просто.
Местные жители около захваченного БМП-2.
На подступах к зданию озлобленную толпу остановили военнослужащие. Люди не желали слышать никаких объяснений, подогреваемые провокаторами, вели себя агрессивно, кричали, оскорбляли солдат, лезли под пули и даже пытались голыми руками остановить бронетехнику.
Как рассказывал один участников тех событий: «Это было какое-то безумие. Я видел, как люди кидались под танки. Я сам лез под пули. Нас солдаты пытались остановить, объяснить. А мы ненавидели этих солдат... Сопротивляться толпе сложно. Все пошли, и ты пошел. Кто-то кричит, всех заводит, и ты, как обезумевший раненый зверь, не убегаешь от опасности, а, наоборот, с еще большей злобой бросаешься в пекло, на врага. Отрезвление ко мне пришло не сразу. Наверное, только тогда, когда я уехал из Мариуполя».
Ввиду многочисленности гражданских лиц военнослужащие были вынуждены оставить свои позиции. На видео зафиксировано, как провокатор стреляет из-за спин гражданских, провоцируя военнослужащих на ответный огонь. На многих кадрах виден и другой подстрекатель — с коктейлями Молотова в руках. Во время столкновений от ответного огня военных и добровольцев погибает несколько мирных граждан (в основном это были неизбежные в городских условиях рикошеты). На всех видео отчетливо видно, что военнослужащие не стреляли на поражение, только для того чтобы не дать агрессивной толпе захватить оружие и бронетехнику. Однако на возможных путях отхода уже были сооружены баррикады, поэтому экипажам пришлось на полном ходу пересечь выстроенные преграды. При этом один заглохший БМП вместе с боекомплектом был все-таки захвачен (сожжен протестующими возле горсовета на следующий день).
В 13:00 здание УВД начало гореть — по всей видимости, это результат обстрела из 30-миллиметровых орудий БМП. Сначала появился дым, задымление внутри помещения заставило террористов отступить в глубь здания, они прятались в кабинете начальника следствия.
Силовики, которые находились на третьем этаже, покидали помещение через балкон, который выходит на улицу Артема, по лестницам пожарных машин, которые толпа все-таки пропустила. Всех их удалось собрать в карете "скорой помощи", они уехали, но при этом машину на выезде кто-то обстрелял, дальше они вынуждены были уходить пешком. А спускавшегося последним Андрущука группа неизвестных лиц вообще похитила. Он был отпущен только через три дня, серьезно ранен: получил черепно-мозговую травму, переломы ребер и множественные гематомы.
Пытались уйти и террористы, но окна кабинета, в котором они находились, выходили только во двор, который контролировался нацгвардейцами. Тем не менее, не захотев сгореть заживо, боевики выбили решетку и спустили сначала раненого. Его, как и еще одного спустившегося, сразу же арестовали. Остальные покинули помещение и, пользуясь всеобщим хаосом и паникой, скрылись с места трагедии. Так, несколько человек, изображая активную помощь, вынесли раненого Ермоленко, донесли его до ближайшей машины и, никем не остановленные, беспрепятственно покинули место происшествия. Однако агрессивная толпа потребовала отпустить заложников, что военные и сделали. После чего, преследуемые некоторое время гражданскими, отошли к месту дислокации — на территорию в/ч 3057. После ухода военных неконтролируемая толпа вошла в здание. Началось массовое мародерство в помещениях, не пострадавших от пожара.
Бойцы Нацгвардии и батальона «Азов» на улицах Мариуполя.
Официально жертвами событий около горотдела милиции являются 13 человек (у всех причина смерти — огнестрельные ранения), из которых не менее трех лиц (Кушнир, Дроздов, Забовский) активно участвовали в вооруженном захвате УВД (их контакты в соцсетях свидетельствуют об их антигосударственных намерениях террористической направленности).
После событий 9 мая «группа» Мангуста, действуя как диверсионная, совершила ряд терактов, направленных против властей. В частности, именно она 14 июня напала на колонну пограничников (погибло четверо военнослужащих, один вольнонаемный и случайный прохожий). В августе 2014 года правоохранители вышли на след группы и задержали ее связного. Оставшись без связи и денег, террористы 8 августа совершили убийство местного предпринимателя (забрали 60 тысяч гривен).
21 сентября 2014 года в результате спецоперации 4 участника группы были задержаны, изъят арсенал оружия и боеприпасов.
Сейчас, спустя два года, уголовное дело по событиям 9 мая 2014-го не закрыто, следствие продолжается...