Хуто-хуторянка, или История одного переселения. Часть 65 (свадебный наряд в разных регионах Украины)

Свадебные наряды испокон веков служили очень высокой цели — защитить супругов от злых сил, обеспечить будущую счастливую жизнь, а также показать людям их честное отношение к жизни и друг к другу, что должно означать зрелость и готовность к созданию семьи.

Это сейчас свадебная одежда подогнана под западные стандарты — белое платье у невесты и темный костюм у жениха. А в конце XIX — начале XX века наряды были очень самобытны и имели значительные региональные отличия не только в селах, но и городах.

Все части «Истории одного переселения» читайте здесь

Еще в 1989 году в Украине вышел набор открыток «Украинский свадебный наряд». Описание реконструкции составила этнограф Тамара Космина, а рисунки создала художник Зинаида Васина. Эти материалы как раз использованы в данной статье.

Буковина

Молодая одета в длинную свадебную рубашку с обильно вышитыми рукавами, имеющими характерные косые полосы, которые назывались «одскочками». В цветовой гамме преобладают черный и бордовый оттенки. Невеста одета в так называемую поневу — шерстняую полосатую ткань, использовавшуюся вместо юбки. На Буковине эта деталь одежды называлась «опинка». А по обе стороны от талии спускаются цветные свадебные платки с бахромой. Также буковинки носили безрукавку из отбеленной овичины, украшенной по краю мехом хорька. Называлась эта одежда «мунтян», «ментян» или «цурканка». Ее украшали аппликацией из цветного сафьяна, сукна, кожаных и шерстяных шнурков, вышивкой, а также цветной шерстью.

Сакральный смысл имеет большое количество шейных украшений. Они предназначены для обеспечения богатой и счастливой жизни будущей семьи. Такое украшение изготавливалось путем пришивания монет на ткань, что представляло собой своеобразный съемный нагрудник. На голове у невесты «карабуля» или «кода», сзади которой прикреплялись цветные ленты.

Жених одет в «манту» — верхнюю халатоподобную одежду с широкими рукавами, изготовленную из выбеленного домашнего сукна. Слева на грудь жениха подружка невесты прикрепляла свадебный платок. Шляпа у жениха из соломы с широкими полями, украшенная бисерными лентами — «герданами», перьями и некими деталями под названием «трясунки» и «колотильца». Могу предположить, что это похоже на некие бубенчики, также предназначенные отгонять злые силы. Сапоги тогда носили с высокими голенищами.

Западная Волынь

На Волыни невеста надевала свадебную сорочку с отложным вортником, украшенную тканым узором на рукавах, вышивкой и кружевом (мережкой) на подоле. Ворот рубашки присобирался у шеи. Поверх сорочки надевали полушерстяную юбку с продольными цветными полосами, низ которой обшивался одноцветной лентой. Называлась такая юбка «литником». А поверх литника надевали тканый фартук — «запаску» — с горизонтальными полосами. Также поверх рубашки надета приталенная безрукавка, носившая название «керсет». Видимо, прототип корсета. Керсет украшался вышивкой и цветной тесьмой. Вместо свадебных сапожек невеста надевала лапти с цветными портянками, которые привязывались к ногам конопляными или льняными шнурками. Такие шнурки назывались «волоками». Вместо фаты на голове у невесты свадебный венок из лент, искуссвтенных бумажных цветов, шерстяных ниток и перьев. Сзади венка крепились разноцветные ленты, свободно спадающие на спину.

Жених одет в рубашку со стоячим воротничком. Сама рубашка обильно украшена вышивкой. Носилась она навыпуск поверх узких брюк. Жених также вместо «черевичков» носил онучи и лапти. Обязательный атрибут костюма — широкий тканый пояс.

Закарпатская Гуцульщина

Свадебному наряду всех гуцулов присущи основные элементы, которые отличаются лишь декоративными украшениями, цветовой гаммой и спецификой головных уборов. Гуцульская невеста поверх свадебной рубашки надевала праздничные «запаски» — это несшитая шерстяная юбка, состоящая из двух частей. В цветовой гамме молодой преобладали вишневый, коричневый и темно-зеленый цвета. Талию запаски удерживали плетеные войлочные шнурки. Невеста надевала меховую безрукавку — кожушок, а на кожушок — «сердак» из сукна с прямолинейным кроем, украшенный вишивкой с плетеными шнурками из красной и желтой шерсти. Шею невесты украшает ряд стеклянных бус с блестящими бусинами — «лискавка», венецианским бисером, крестиками, одно-двух-трехрядными «згардами» с вырезанными бляшками и серебряными монетами. Згарды являются гуцульским оберегом с крестом, который олицетворяет перекресток двух дорог жизни человека: красная — дорога добра, черная — дорога зла. А поверх всех украшений прямо под шею надевали полоску, плетенную из разноцветных бисеринок, которая называлась «очка», «гердан» или «сылянка». Головной убор также имел сакральное значение. В качестве обуви были кожаные лапти (постолы).

Жених одет в белую тканую полотняную рубаху, выпущенную поверх брюк. Рубашка имеет характерную гуцульскую вышивку на воротнике, рукавах и груди. Брюки заправлены в вышитые «капчури» (носки). А безрукавка и сердак такие же, как и у невесты. Головной убор жениха называется «джумеры» и имеет подобную убору невесты форму. Это скроенный из темной овчины убор, украшенный на концах хвостиками, а по центру —венчиком и тремя «сороковниками».

Закарпатье

Свадебный наряд русинов-горцев хоть и имеет множество общих черт с одеждой бойков (этническая группа в Карпатах), все же по сей день воспринимается местным населением обособленно. Посему в названии русинов так и закрепилось «русины-верховинцы».

Свадебная женская сорочка состояла из двух частей: верхней короткой полотняной рубашки «оплечье» и нижней белой полотняной юбки «биленники». «Оплечье» кроилось со сплошным рукавом и с разрезом сбоку, а не спереди, как это было общепринято. Перед рубашки имел узор на груди, в результате чего получалась геометрическая фигура возле шеи под названием «обшивка». Рукава на запястье были присобраны и украшены вышивкой, а край рукава был сделан зубчиком. «Запынку» (фартук) так же, как и юбку, собирали в мелкие складки и обшивали по краю кружевом. Поверх рубашки надевали суконную распашную безрукавку, которая называлась «камизоля» и застегивалась посередине груди. Ритуальным элементом наряда горцев являлся плащ с рукваками из длинной козьей шерсти («гуня»). Волосы у невесты должны быть распущены и покрыты тонким полотняным платком, поверх которого надевали венок из барвинка. Кстати, народное название этого цветка «колдовская фиалка». К венку крепили колосья овса, искусственные цветы, перья.

Свадебную сорочку жениху дарила невеста. Она была пышно вышита на отложном воротничке, манжетах и груди. На левую руку жениха невеста повязывала красную ленту из шерсти или шелка, дабы уберечь его от приворотных чар соперниц. Штаны жениха были по крою узкими и сшиты из белого домашнего сукна. Венчала голову жениха фетровая шляпа.

Киевщина

Вышитая сорочка являлась основным элементом свадебного наряда невесты. Впрочем, как и во всех остальных регионах Украины. И если раньше в композиции вышивки преобладали геометрические фигуры, то уже в конце XIX века им на смену пришли растительные орнаменты. Красный цвет доминировал в вышивках. По поверьям предков, именно он защищал от злых сил и невзгод. Со сменой орнамента изменились и юбки. Ранее носили плахты — четырехугольный отрез ткани, преимущественно красного цвета. Поверх юбки надевался фартук-запаска. Необходимым элементом наряда была свитка — женская верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна. Эдакая разновидность кафтана. Свитка была с длинными или короткими рукавами. Короткие рукава делали намеренно, чтоб показать вышитые рукава сорочки. А свитку шили, в основном, из зеленого сукна и украшали по всей поверхности хвостиками из красной шерсти. Это было народное подобие королевской мантии из меха горностая. Носила невеста обязательно красные сафьяновые «чобітки» — сапожки. На голове у невесты был свадебный венок, а вместо пояса подпоясан рушник, вышитый самой невестой.

Для жениха невеста сама вышивала рубашку с застежкой из красной шелковой ленты или шерстяного шнурка. А главным отличием жениха от другого мужчины был заткнутый ему за пояс невестой свадебный платок. В качестве верхней одежды носили также свитку темно-коричневого цвета. На голове высилась высокая цилиндрическая каракулевая шапка. К шапке старшая дружка пришивала свадебный веночек — пучочек из барвинка, трех колосьев ржи, васильков, который был перевязан красной лентой. Брюки обязательно широкие — приднепровские, из сурового полотна. Обут был жених в кожаные сапоги с невысокими голенищами.

Коломыйское Покутье

Покутье — историческая местность на западе Украины между реками Прут и Черемош.

Свадебный наряд покутян похож, в целом, на одежду гуцулов. Отличаются только головные уборы невесты и жениха. Невеста носила пышный венкоподобный убор под названием «чильце», мужской назывался «клепаня». Как обычно, основной элемент наряда — рубашка с мелкой вышивкой внизу. У девушки на талии крепили две «запаски», состоявшие из двух кусков ткани. Через боковые разрезы запасок проглядывалась рубашка с пришитыми внизу к боковым швам красными шариками, сделанными из нитей. Они назывались «кутасики». А поверх передней запаски невесту обвязывали несколькими подаренными ей цветастыми шерстяными платками — «тороками».

На плечи молодой накидывали безрукавку, а поверх ее — ритуальный мешкоподобный по крою плащ-накидку. Его называли «гугля». А поверх плаща накидывали снова платки, также подаренные. Крепились они за счет другого платка. Обута была невеста в носки из цветной шерсти, преимущественно красного цвета, и лапти с острыми загнутыми вверх носками с тисненым узором.

Шею невесты украшали множество низок из шнурков, ожерелья, кораллы, резные медные бляшки, а также «згарды» из крестов, монет. Весьма пышным был головной убор невесты, носивший обережное значение. Свиная щетина отвлекала злые силы от молодой, а обмазанный медом и вплетенный в листья барвинка чеснок предохранял от болезней, цветы в венке обеспечивали богатую и счастливую супружескую жизнь.

Одежда жениха была куда скромнее. Полотняная рубашка из красного домашнего сукна выпускалась поверх брюк. Талию опоясывал широкий пояс, шириною от бедер до подмышек. Назывался он «чепраг». Его украшали тиснением по коже, пуговицами, расписными бляшками, свисающими кистями на шнурках и металлическими цепочками. Наряд дополняли безрукавка, кожаные лапти с носками, как и у невесты. На голове была войлочная шляпа с широкими полями, загнутыми вверх. Шляпа украшена цветными шнурками, перьями и помпонами.


Продолжение следует