Бывший украинский сотрудник МВД, перешедший на сторону России во время аннексии Крыма Владимир Мерцалов рассказал подробности о захвате российскими военными полуострова. Об этом он рассказал в интервью «Новой Газете».
Он рассказал, что возглавил «ополчение», а во время захвата аэропорта в Симферополе сотрудничал с российскими военными.
«27 февраля моя рота осуществляла захват аэропорта Симферополя... Когда мы оцепили аэропорт, ко мне подбежал парень, как я узнал впоследствии, это был Игорь Стрелков. „Володя, продержитесь еще немножко. Из Севастополя едет подкрепление“, — говорил он мне. Я внешне сохраняю хладнокровие, а сам думаю, что байкеры едут — ну а кто еще к нам может приехать?» — рассказал он Мерцалов.
По его словам, спустя полчаса к аэропорту подъехали десять грузовиков — государственные номера на машинах отсутствовали, но Мерцалову стало понятно, что на помощь прибыл российский военный контингент.
«Из машины выскочили бойцы в „тяжелом“, с современным оружием — оптические прицелы, все дела. Я подошел к их командиру, подполковнику, представился: „Мерцалов, командир четвертой роты!“ — и расплакался. Мне сначала показалось, что это спецназ ГРУ, а потом выяснилось, что это десантники. Они затем помогали нам при захвате Госсовета и Совмина», — рассказал он.
Утром же, когда зарубежные телеканалы вовсю показывали сюжеты о «зеленых человечках», Мерцалов (на тот момент не названный в титрах «боец самообороны») опровергал взаимодействие с группировкой российских войск.
«Ну меня допытывали: „Это российские войска?“ А я отмахиваюсь: „Я откуда знаю? Я же не эксперт. Опознавательных знаков у них нет. А то, что у них автоматы Калашникова — так полмира с ними ходит“. В общем, дурака пришлось врубать...», — рассказал он.
Кроме того, Мерцалов возглавлял переговорную группу с украинскими военными. В нее вошла также бывший зампред Совмина, а ныне его делегат в Совете Федерации Ольга Ковитиди.
«Мы довольно легко убеждали украинских командиров», — сказал он, но признал, что исключениемстала воинская часть 1-го отдельного батальона морской пехоты ВМС Украины в Феодосии, захват которой был реальным.
«Я штурмовал ее в составе российских десантников, на территорию части въезжали бэтээры. Но тут все было объяснимо — офицерский состав проходил подготовку в США. Это не вымысел ради пропаганды — в Крыму это прекрасно знали все, кто так или иначе соприкасался с воинской службой. Контрактники все были местные, поэтому их даже не тронули. А командование помяли, затем я их строил в порту, человек 12 их было. По приказу из центра мы их всех отпустили», — сказал он.