В старину народный свадебный обряд включал в себя три периода: предсвадебный, саму свадьбу и послесвадебный. А перед свадьбой обязательными были сватанье, смотрины и помолвка. Пожалуй, сегодня на селе этой традиции придерживаются только молодые, когда речь идет о первом браке. Если же это второй брак, то даже ухаживания сводятся на нет. Но об этом я расскажу позже.
Все части «Истории одного переселения» читайте здесь
По сей день в украинских селах можно встретить обряд сватанья. Один знакомый как-то рассказывал, как его просили поучаствовать в сватанье в роли старосты. Естественно, обряд в полной мере не был соблюден, да и речь идет о селе в Киевской области. А вот в старые времена сватанью придавали большое значение. 8 ноября — последний день, когда могли засылать сватов. Это как раз на Димитра (в православии это день памяти великомученика Димитрия Солунского). Эта дата нашла отражение в народном фольклоре: «До Димитра дiвка хитра, а пiсля Димитра нею хоч лавку витри». Сваты, послы от жениха, приходили в дом девушки после захода солнца, молча, никому не выдавая своих намерений. Шли «огородами», так, чтоб их никто не видел. Видимо, делалось это для того, чтобы никто не сглазил будущее мероприятие. На селе ведь до сих пор актуальны сглаз, порча и прочие ведьмацкие штучки. Старосты просили родителей девушки выдать их дочь замуж. Разговор начинался издалека и протекал в шутливом тоне. Они называли себя охотниками, которые гонятся за куницей, либо же купцами, просящими отдать товар. По традиции девушка должна была все это время колупать печь, то есть засунуть руку в остывшую золу. Исследователи видят в этом ритуале особый символизм: девушка таким образом просила разрешения на брак у домового. Если что-то кололо ей палец, это означало, что жениху лучше отказать. А если же под ноготь попадала зола, значит, надо соглашаться. Это был знак, что девушка возьмет с собой частичку домашнего тепла в дом жениха. Если девушка отказывала, то выносила жениху «гарбуза» (тыкву). К слову, мне сегодня позвонил снова сельский жених, и снова с вопросом: «Надумала?». Пришлось сказать, что я выставлю «гарбуза» на крыльце. Обидевшись, сваты могли закрыть спиной дверь, что означало проклятье, обрекавшее девушку на незамужнюю жизнь. Если же девушка и родители соглашались на брак, то она подавала рушники, а старосты обменивались хлебом и выпивали «магарыч» за успех совершенного дела. Девушка разрезала хлеб, приговаривая: «Режу хлеб, даю обет, а вы меня примите, как свое дитя». В качестве старост обычно выбирали пожилых людей, умеющих красиво говорить, потому как от красноречия сватов зависел результат. Старостами обычно выбирали родственников или крестных молодого.
После любезностей начинался сговор, в котором родители и сваты приступали к обсуждению приданого, договаривались о смотринах и помолвке. Важным условием при сговоре было наделение молодых землей. Обычно ее давали жениху. Надел мог быть выделенным и невесте. Но это не являлось обязательным условием. Если же невесте полагался кусок земли, то это был родовой участок, который передавали по женской линии. Но в любом случае земля оставалась собственностью невесты. А главным приданым невесты был посаг — скрыня, включающая в себя постель, белье, рушники, одежду, посуду. Если же впоследствии молодой жене в новом доме чего-то не хватало, то сестры или подружки тайно ей передавали необходимое. Без договора молодым выделялись скот и некая сумма денег для начала семейной жизни.
Весь предсвадебный период длился от двух недель до месяца. После сватовства наступали смотрины и обручение. На смотрины отправлялись родители невесты с родственниками: женатыми братьями, замужними сестрами. В свою очередь, семья жениха всячески старалась показать свой достаток. Иногда, чтобы не ударить лицом в грязь, родители жениха даже шли на всяческие уловки — брали взаймы коня, мешки с зерном и даже одежду. Будущую родню обязательно хорошо угощали. Если смотрины заканчивались удачно, то переходили к третьей части обряда — обручению. Оно проходило в присутствии родственников и родителей молодых. Все усаживались за стол, потом выходили молодые. Староста покрывал хлеб рушником, клал на него руку девушки, затем парня, а потом связывал их руки рушником. Эта традиция до сих пор имеет место в городе — только теперь руки молодых связывают лентой в ЗАГСе. После этого невеста должна перевязать старост рушниками, а всем присутствующим подарить платки, полотно или рубашки.
После всех этих ритуалов молодые считались обрученными и теперь не могли отказаться от заключения брака. Иначе это считалось бесчестием, а материальные расходы необходимо было возмещать. В подтверждение обручения невеста получала в косы красную ленту или венок, а жених — цветок барвинка. Например, на Гуцульщине такой венок даже смазывали медом и покрывали позолотой. Существовало поверье, что если венок пропадет, то не видать счастья в супружеской жизни. Поэтому вплоть до свадьбы невеста венок не снимала.
К свадебной церемонии, обычно в четверг или пятницу, начинали печь специальный хлеб — каравай, а также специальные булочки — шишки. Жених и невеста вместе шли по селу и раздавали шишки, что означало приглашение на их свадьбу. Но перед свадьбой обычно молодые устраивали раздельные гулянья. На девичнике невеста с подружками делала дывень — дивный хлеб, намотанный на камыш. Потом такой хлеб оставляют вместе с караваем на свадебном столе как символ молодости и красоты новобрачных.
Сегодня днями гражданской церемонии бракосочетания и церковной службы являются суббота и воскресенье. Бракосочетаются обычно в субботу. Следующий день — это день шуток и забав. Я как-то наблюдала свадьбу у нас в селе. На второй день переодевались в разные одежды, ряженые приставали к прохожим, тещу катали в тазу. В городе же второй день обычно проходит скромно и чинно — как правило, уже дома. Хотя в старину свадьбу гуляли не менее четырех дней. По сей день сохранилась свадебная песня, в которой поется: «Пятница — починальница, суббота — каравайница, воскресенье — винчальница, в понедельник, вторник — есть и пить, в среду — опохмеляться, а в четверг после обеда и домой поеду».
Вообще, украинское слово «весілля» происходит от названия солярного праздника «въселія», который отмечался каждую фазу солнцестояния определенными ритуалами. И как раз к таким обрядам относилась свадьба. Поскольку весной пробуждается все живое, то свадьбы гуляли в весеннее и летнее солнцестояние. Но с введением христианства их стали переносить на осень, так как весна совпадает с постом, во время которого интимная жизнь строго запрещена. Таким образом, бракосочетание стало строго подчинено церковному календарю.
А ведь свадьба посвящалась солнечным богам, о чем свидетельствуют многие атрибуты и символы: каравай, свечи, венки. Обряд же сидения молодоженов на вывернутом наизнанку кожухе или овечьей шкуре был посвящен богу Велесу, символизировавшему достаток. А выливание вина в землю или на пол (современная традиция разбивания бокалов с остатками шампанского) также являлось жертвой богам.
В Украине церковное венчание стало обязательным лишь в XIX веке. Народ упорно игнорировал венчание, отдавая предпочтение народным гуляньям. Бывали даже случаи, когда молодые после венчания могли жить и год, и два раздельно, пока не состоялось гулянье народной свадьбы. Только в 1774 году после «высочайшего указа» Священного синода церковное венчание стало обязательным. А те, кто нарушал это, придавались анафеме. И если молодожены после венчания предполагали жить раздельно, это расценивалось как нарушение супружеской верности. Только в XIX веке церковь пошла навстречу людям и разрешила венчаться в день свадьбы, что мы и наблюдаем по сегодняшний день. Таким образом были объединены народный и церковный брак.