Результаты референдума в Голландии, где избиратели отвергли торгово-политическое соглашение Евросоюза с Украиной, будут иметь последствия для всего блока, хотя сам договор вряд ли будет отменен.
Явная победа противников ассоциации, которую они одержали в среду, еще больше ослабляет доверие 28 стран-членов ЕС, и без того страдающих от экономического и политического кризиса и от дефицита безопасности. Этот результат способен помешать усилиям Евросоюза переориентировать бывшую советскую республику Украину на Запад.
В более широком плане итоги референдума могут усилить позиции сторонников выхода из ЕС Британии, где в июне пройдет гораздо более масштабный и важный плебисцит по вопросу ее членства. Они также наносят удар по голландскому премьер-министру Марку Рютте, который в преддверии намеченных на будущий год общенациональных выборов по результатам большинства опросов отстает от Партии свободы, выступающей против ЕС и иммиграции.
Лидер Партии свободы Герт Вилдерс (Geert Wilders) поддержал точку зрения противников Брюсселя и назвал голосование «началом конца ЕС».
В четверг европейские руководители занялись устранением ущерба.
Рютте захотел поговорить с голландскими законодателями и региональными партнерами, прежде чем принимать решение о следующих шагах. «Понятно, что ратификация не может продолжаться так, будто ничего не произошло», — заявило его правительство.
Еврочиновники в Брюсселе подчеркнули, что соглашение между ЕС и Украиной условно остается в силе, и пообещали не бросать ее на произвол судьбы.
Россия, давно уже пытающаяся сорвать это соглашение, отметила, что референдум означает отторжение прозападного политического класса Украины.
Сопутствующим ущербом от голосования может стать то, что Украина не получит от ЕС безвизовый режим для 40 миллионов своих граждан, который является одним из главных приоритетов для президента Петра Порошенко. Для принятия такого решения потребуется согласие всех стран ЕС, в том числе, Нидерландов.
Итоги референдума могут даже создать проблемы для соглашения ЕС с Турцией, заключенного в целях ослабления миграционного кризиса на континенте. Одним из условий этой сделки является ускорение Евросоюзом работы над турецкой заявкой на вступление в ЕС, а также введение безвизового режима для турок. Эти условия наверняка наткнутся на сопротивление в Голландии.
Рютте в последние годы все чаще показывает, что он готов говорить «нет» Брюсселю. Его правительство сыграло ключевую роль в принятии решения об отказе Румынии и Болгарии во вступлении в европейскую безвизовую зону, известную как Шенген.
Но самые серьезные последствия могут возникнуть для референдума в Британии, который состоится 23 июня. Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон отмел все предположения о том, что голосование в Голландии усилит лагерь сторонников «Брексита», заявив, что это совершенно разные вопросы.
Однако лидер Партии независимости Соединенного Королевства Найджел Фарадж (Nigel Farage), ратующий за выход своей страны из ЕС, заявил о том, что голландский плебисцит это «закуска» перед «основным блюдом» в Британии.
Выступая на этой неделе в Нидерландах перед голосованием, Фарадж сказал, что голландское «нет» воодушевит британских избирателей, которым не нравится ЕС, но которые обеспокоены тем, что жить самостоятельно Британии будет трудно.
«Голосование «против» на референдуме подаст мощный сигнал британскому электорату о том, что не только мы считаем совершенно неправильным направление движения Евросоюза», — заявил он.
На фоне такой неопределенности перспективы самого соглашения между ЕС и Украиной кажутся относительно надежными.
Все страны ЕС в 2014 году согласились временно выполнять свою часть этого соглашения до его официальной ратификации. Последним препятствием на этом пути была Голландия.
Кое-кто на Украине немедленно обвинил во всем Порошенко. Этого кондитерского магната подвергли резкой критике, когда произошла крупная утечка информации из панамской юридической фирмы, указывающая на то, что Порошенко, находясь на президентском посту, создал офшорную компанию. Его представитель заявил, что на каждом из счетов холдинга лежит не более 2 тысяч евро.
Другие украинцы отмечают, что главной причиной для голосования «против» стали внутренние проблемы Нидерландов и ЕС, и что президент не очень сильно пострадает. «Это голосование против Брюсселя, а не против Киева», — сказал политолог из киевского аналитического центра «Пента» Владимир Фесенко.
Брюссель не назначил какой-то конечный срок для ратификации. По словам директора европейского центра Фонда Карнеги Яна Техау (Jan Techau), одним из вариантов может стать то, что лидеры ЕС приложат к соглашению заявление, в котором отметят, что данное соглашение не прокладывает Украине путь к вступлению в Евросоюз, чего больше всего опасаются некоторые голландские избиратели.
ЕС может также предложить голландцам исключить из соглашения некоторые политические главы, оставив его основу, в которую включено условие о снижении пошлин. Даже если голландское правительство будет возражать против этого, торговые соглашения в ЕС не требуют единогласия.
«Нужно найти какой-то компромисс в связи с произошедшим», — сказал Техау.
Но если пересматривать соглашение, ратификация может задержаться на два-три года, говорит доцент Маастрихтского университета Хильке Дийкстра (Hylke Dijkstra). В этом случае у России появится больше времени, чтобы заблокировать его.
В подготовке статьи участвовали Маартен Тартвийк (Maarten van Tartwijk) и Лаура Миллз (Laura Mills).