Джейди Захариас занимается визуальными эффектами для голливудских фильмов уже около восьми лет. За это время вышло почти 50 картин, к созданию которых он приложил руку. Среди наиболее известных его работ — «Универсальный солдат-4», «Повелители Салема» и многие другие.
Захариас — один из немногих выходцев из Украины, которым удалось закрепить за собой безукоризненную репутацию в Голливуде. Параллельно с большими американскими проектами продюсер занимался и украинскими фильмами «Иммиграниада», «Тени незабытых предков». А в ближайшем будущем он планирует снять фильм о киевском архитекторе Городецком, а также новаторский сериал об украинской полиции.
В эксклюзивном интервью «Фразе» Джейди рассказал о месте Украины на мировой карте киноиндустрии и о наших кинопрофессионалах, которых недооценивают на родине, а также о том, почему скандинавские сериалы лучше американских, а украинские ещё очень нескоро выйдут на достойный уровень.
Ты состоишь в Гильдии продюсеров США. Она уже 27 лет вручает приз за лучший фильм года, и каждый раз получается, что именно та лента, которую отмечает гильдия, получает «Оскар» как лучший фильм. Почему так происходит?
В киноиндустрии США последнее слово всегда остаётся за продюсерами. Очевидно, их решения являются своего рода ориентиром для всей Американской киноакадемии, которая раздаёт «Оскары».
В последних частях сериалов «Мисс Госсекретарь» и «Элементарно» упоминаются события в Украине. И показывается наша страна в этих лентах далеко не с лучшей стороны. С чем это связано?
Это зависит исключительно от сценариста. На такие сериалы не влияет «кто-то сверху» — это же не госзаказ. Но в целом американцам нет дела до Украины. Их интересует только то, что происходит в их стране.
Ты участвовал в создании нескольких украинских фильмов. Заинтересованы ли иностранные прокатчики, кинотеатры или телеканалы в том, чтобы показывать наше кино?
По большому счёту, нет. Украинские фильмы могут беспроблемно выходить на территории постсоветского пространства. Потому что кинобизнес на украинском языке — это не бизнес.
Почему иностранные кинематографисты не идут снимать в Украину? Ведь у нас дёшево...
В Восточной Европе и без Украины хватает киностудий, на которых снимаются как голливудские фильмы, так и ленты из других стран. В одной только Венгрии успешно действуют две крупные современные киностудии. Кроме того, в этой стране созданы очень благоприятные условия для создания кино. Например, 25% налогового возврата.
Также есть Румыния, Польша, Чехия и Болгария. На болгарские киностудии стоит очередь, потому что там снимает Ави Лёрнер (продюсер почти 300 фильмов, среди которых «16 кварталов», «Рэмбо» и «Падение Лондона». — А. Ф.). Присутствие такого мастера, как Ави, — своего рода знак качества и признак безопасности. В Украине тоже так должно быть: в нашу страну должен зайти какой-то большой продюсер, который начнёт снимать по три-пять фильмов в год. После этого по его примеру к нам потянутся кинематографисты из других стран.
После того, как из Украины ушли российские телефильмы и сериалы, оказалось, что их нечем заменить. У нас снимают, во-первых, мало, а во-вторых, хуже. Как исправить эту ситуацию?
Нужно покупать иностранные форматы сериалов и телефильмов и адаптировать их под нашу реальность. Также нужно оперативно решать проблему с нехваткой хороших сценаристов. Но в целом в Украине очень нескоро начнут создавать самобытные сериалы и телефильмы, которые смогут конкурировать с прогрессивным зарубежным телеконтентом.
Чего не хватает нашему ТВ?
У украинского телевидения нет культуры. Если бы наши телеканалы не только развлекали и подыгрывали политике, если бы значительная часть эфира отводилась под серьёзный контент, то через некоторое время у нас появился бы хороший любознательный зритель. А так он продолжит деградировать.
Как ты неоднократно отмечал, скандинавские сериалы намного качественнее американских. Почему?
Я пересмотрел все скандинавские сериалы, начиная с 1990-х. Несмотря на то, что американское ТВ намного более мощное, продюсеры США шагают по шаблонам. После того, как несколько лет посмотришь британские и скандинавские сериалы, американские вообще перестаёшь воспринимать всерьёз.
Скандинавские триллеры отличаются своим качеством и сюжетами благодаря тому, что в этих странах очень сильная литература, которая дарит сюжеты для кино. И кинотрадиция у скандинавов очень сильная. Их фильмы отличаются атмосферностью и натуралистичной игрой актёров. Даже европейские сериалы не допускают такой жёсткости, которая присутствует у скандинавов.
Украинские дизайнеры и художники часто привлекаются для работы над громкими американскими блокбастерами. Но сами они не имеют права разглашать информацию и называть фильмы, над которыми работали. Знаешь ли ты конкретные блокбастеры, в создании которых участвовали наши специалисты?
К украинским профессионалам обращались создатели фильмов «Ночной дозор», «Высоцкий. Спасибо, что живой», американского сериала «Скандал», франшизы «Смертельная гонка», «Универсальный солдат», «Приключение Бетховена», «Последний рыцарь», «Сердце дракона». В последнем дракона озвучивал великий британский актёр сер Бен Кингсли. Он согласился на эту роль отчасти благодаря тому, что дракон был нарисован на высочайшем уровне. А работали над ним именно украинские дизайнеры. И это далеко не все фильмы, в создании которых участвовали украинцы. Но такие спецы активно эмигрируют в другие страны, где их труд оплачивается лучше.
Насколько отличается оплата труда украинского и американского кинопрофессионала?
Всё зависит от вида деятельности. В одних случаях американские специалисты получают в 10 раз больше, в других — в 100 раз. Но это касается тех, кто занят непосредственно на съёмочной площадке. Когда же специалисты привлекаются на американский фильм удалённо, то их гонорары не настолько высоки.
Например, за разработку костюма для супергероя американский специалист возьмёт приблизительно $100-300 тыс. А украинский — сделает эту же работу на высочайшем уровне за $10 тыс.
В следующем году в Ирландии начнутся съёмки твоего продюсерского проекта Fairyland. Что это будет за фильм?
Лента расскажет о психиатре, который отправляется в провинциальную психлечебницу. Там он встречает трёх детей, которые живут в своих вымышленных мирах, привязанных к реальным сказкам. Но, пытаясь вылечить этих детей, главный герой сам проваливается в эти фантастические миры.
Скрипт для этой ленты написал Ивэн Догерти. Ранее он создал сценарии для таких блокбастеров, как «Белоснежка и охотник», «Дивергент», «Черепашки-ниндзя», «Лара Крофт-3» и т. д. Ну, а в ленте Fairyland он попробует себя ещё и в качестве режиссёра.
Также ты сейчас разрабатываешь сериал «Грань крови». Он рассказывает о полицейских, и его сюжет разворачивается на украино-польской границе.
Да, я планирую создать параллельно три бизнес-модели этого сериала. Первая будет сниматься на украинском и польском языках. Вторая — полностью на английском, но сниматься будет в Украине. А третья — американская модель: действие разворачивается не на украино-польской, а на канадско-американской границе.
Над этим сериалом мы работаем очень скрупулёзно. Первый вариант сценария был готов ещё год назад, но мы его снова и снова переписываем.
Сейчас над ним работает американский сценарист Эндрю Мур, у которого за плечами большой опыт работы над многими знаменитыми фильмами и сериалами.
В ближайшем будущем стартует работа над твоим режиссёрским дебютом «Возвращённый» (The Returned). Что это будет за фильм?
Это будет мистический ужастик, переходящий в слэшер. По сюжету двое молодых людей оказываются в доме, который переносит их в 1970-е годы. А вернуться в свою эпоху оказывается не так уж и просто.
Для этого фильма мы подбираем актёров, которые прославились ролями именно в ужастиках. А вот протагониста сыграет Джон Робинсон, который исполнил ключевую роль в фильме Гаса Ван Сента «Слон» (лента завоевала в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» в 2003 году. — А. Ф.). Он очень востребованный актёр. Джон снимался в «Трансформерах», «Водопаде ангела» с Пирсом Броснаном и Лиамом Нисоном и «Королях Догтауна» с Хитом Леджером.
Параллельно ты готовишь фильм о киевском архитекторе Владиславе Городецком. В этой картине ты также выступишь режиссёром.
Рабочее название фильма — «Треугольник дьявола». Сейчас сценарий к нему переписывает талантливый польский сценарист Марцел Савицкий. А изначально над скриптом я работал вместе с писателем Олесем Ильченко. Это будет мистическая лента о том, как знаменитый архитектор боролся с собственными страхами и в один момент бросил вызов тёмным силам.