Украинцев опять готовятся обокрасть?

Недавно в СМИ появилась информация, что отныне украинцам будут блокировать банковские карточки в случае появления на них «странных» денег. «Странной» отныне считается сумма порядка 1 тысячи долларов.

Владелец такой карты получит официальное уведомление о том, что он должен явиться в банк и объяснить происхождение появившихся у него на счету денег. В случае, если он не явится в банк или явится, но так и не сможет правдоподобно поведать, кто и за что перечислил ему на счет целую тысячу долларов, счет будет заблокирован.

Правда, тут же появилось разъяснение от Нацбанка, что информация о том, откуда на вашем счету деньги, действительно будет проверяться, а вот сами счета блокироваться не будут. В принципе, звучит это достаточно странно, ибо если банк ничего не собирается блокировать, то какой смысл в идентификации? И что будет делать банк, если объяснения клиента о природе происхождения денег будут выглядеть недостаточно убедительно? Неужели заблокирует счет? 

Официальное объяснение банков, зачем вообще нужна так называемая идентификация, звучит следующим образом: согласно постановлению № 417 «Об утверждении положения об осуществлении банками финансового мониторинга» ежегодно банки отчитываются перед Нацбанком о данных своих клиентов и, следовательно,  вынуждены проверять, откуда те получают деньги.

В пресс-службе НБУ такой мониторинг объяснили тем, что, дескать, в последние месяцы стали активно использоваться схемы по обналичиванию незаконных денег через физлиц. Правда, видимо, для закрепления успеха тут же Нацбанком была озвучена еще одна версия: борьба с терроризмом и незаконным отмыванием денег.

После первого шока и четкого осознания, что все это откровенно плохо пахнет и похоже скорее на аферу века, нежели на борьбу с терроризмом, возникает несколько вопросов:

— кто в здравом уме, придя в банк, прямым текстом скажет, что деньги на его счету — это гонорар от боевиков?

— насколько, в принципе, уместно и логично говорить о том, что люди, имеющие на счету целую (!) тысячу долларов, должны подробно о ней отчитаться, если у нас каждый второй украинец получает зарплату в конверте? Т.е. по факту люди абсолютно честно зарабатывают свои деньги, но, не будучи официально трудоустроенными, юридически объяснить природу появления денег  уже не смогут. Простите, а что наша власть этого не понимает или же не знает о проблеме теневого бизнеса?

— и, наконец, с каких это пор «странными» деньгами у нас интересуются банки, а не налоговая? Разве это не компетенция налоговой - выяснять, откуда у вас на счету появились деньги?

Вопросов здесь больше, чем ответов. Я уже не говорю о том, что, учитывая стоимость часов, портфелей, мобилок и прочих аксесуаров успешности, которыми не брезгуют наши политики, крайне сложно понять, с каких это пор тысяча долларов стала настолько серьезной суммой, что о ней нужно отчитываться. А может быть, дело в том, что у большинства из нас эта тысяча, если она вообще есть, — первая и последняя и вся эта история с блокированием карточек не более чем попытка, в который раз, снять с народа последнюю рубашку? Кстати, а что будет с заблокированными деньгами, куда они пойдут? В бюджет страны? Так, может, в этом-то все и дело и наши чиновники не придумали ничего умнее, как влить в наш разворованный бюджет «свежую кровь», обобрав и без того нищий народ?

Учитывая политическую и экономическую нестабильность в нашей стране, а также тот факт, что мы уже патологически не верим власти, вопросов, как и эмоций, действительно много. Но прежде чем делать скоропалительные выводы, «Фраза» обратилась к экспертам, и вот что мы услышали:

Эрик Найман, финансовый эксперт, доктор экономических наук:

Немного странное требование. Есть такое понятие, как финансовый мониторинг, но там речь идет о гораздо более крупных суммах, это примерно 120-150 тысяч гривен, и при таких цифрах действительно могут спросить об источнике происхождения денег. Но в таком ключе это очень странно. Если говорить о том, что у нас очень многие получают зарплату в конвертах и все прекрасно об этом знают, но при этом юридически человек не может доказать, что деньги, поступившие на счет, — это именно зарплата, а ничто иное, то нужно учесть, что источником поступления денег может быть все что угодно. Эти деньги могут быть сняты со счета в другом банке, это могут быть деньги, полученные в результате продажи квартиры. Вариантов, откуда взялись деньги, на самом деле может быть очень много.

Простой совет украинцам: не выбрасывайте квитанции о том, что вы где-то получали какие-то деньги. Это может быть даже квитанция о продаже валюты. Откуда взялась валюта? Бабушкино наследство. В принципе, у нас пока еще не проведена налоговая амнистия и, соответственно, не произведена так называемая нулевая декларация. Поэтому заявление банка, что он будет блокировать счет, если человек не объяснит, откуда у него на счету появились деньги, говорит о том, что этот банк испытывает серьезные проблемы и пытается любым способом заморозить или просто не вернуть деньги вкладчикам. Кроме того, выяснять, откуда у гражданина на счету появилась та или иная сумма, это функция все-таки не банка, а налоговой инспекции. А у нас, видимо, уже новый мир.

Борис Кушнирук, экономический эксперт:

Если человек официально трудоустроен и у него есть документ, подтверждающий, что он за свою работу получает деньги, например, трудовое соглашение, то там вопросов быть не должно. Даже фрилансерам тысячу долларов одним платежом вряд ли сейчас кто-то перечисляет. У нас существует ограничение, согласно которому, если сумма превышает 25 тысяч гривен, то человек обязан объяснить происхождение денег. Когда курс был 8, это была одна сумма. Понятно, что когда курс стал 25-27, то, разумеется, условия поменялись и есть определенные вопросы, но формально банки вынуждены так поступать. Если деньги падают на карточку, человек без проблем снимает эти деньги. А потом приходит в банк проверка и спрашивает, на каком основании банк позволил снять средства без определения их происхождения. В этом случае банки действуют на основании той законодательной базы, которая уже давно существует, просто сейчас, особенно с учетом нынешнего курса валют, получилось так, что если сумма равна тысяче долларов, то она уже находится за гранью. В этом случае можно лишь посоветовать либо разбивать эти суммы на более мелкие части, либо объяснять их происхождение, если у человека все более или менее законно.

Если говорить о том, поможет ли такая мера пресечь возможность финансирования терроризма, то, безусловно, это не более чем формальная версия. Существует достаточно давнее требование Нацбанка, согласно которому граждане должны объяснять происхождение денег, если сумма превышает конкретную цифру. Если вы получаете деньги как оплату и можете это доказать, у вас не будет проблем, а если вы получили деньги непонятно откуда, придется объяснить источник происхождения денег. Если же говорить о том, насколько, в принципе, честна такая практика, если учесть, что в Украине так и не решена проблема зарплаты в конвертах, то не стоит забывать, что сейчас мало кто получает такую сумму, и уж тем более тот, кто получает зарплату в конверте, не будет афишировать ее, бросая на счет.

Владислав Старинец, экономист:

На сегодняшний день данная процедура просто незаконна. Если у налоговой инспекции к человеку есть какие-то претензии, то они должны общаться непосредственно с хозяином карты и выяснять вопросы, которые их интересуют относительно уплаты налогов. Это не компетенция банков заниматься подобными вещами, тем более такими несущественными суммами. Можно понять, когда речь идет об оффшорных операциях, о выводе средств за рубеж в особо крупных размерах, а в данном случае, с точки зрения закона, это -- правовой беспредел.

Что касается официальной версии, гласящей о том, что это делается якобы для препятствования спонсированию терроризма, то я склонен думать, что это лишь отговорка и не более того. Я согласен с моими коллегами, которые высказывают мнение, что подобная практика свидетельствует о том, что у банка серьезные финансовые проблемы и, возможно, он просто ищет причину, чтобы заморозить деньги. Состояние нашей банковской системы крайне плачевно, и это ни для кого не секрет. У нас больше 60 банков ушло с рынка в прошлом году, и, я думаю, не менее 20 банков уйдут в этом году, так что это вполне разумная и правильная версия. Но если мы говорим о том, что государство хочет наполнить бюджет, то оно должно заниматься компаниями, которые в крупных размерах уходят от налогообложения, это оффшорные операции, обналичка и так далее. А у нас фактически опять начинают заниматься самыми мелкими операциями людей, которые и без того еле-еле сводят концы с концами. Не туда направлены усилия наших фискальных органов по наполнению бюджета. Это больше похоже на какую-то финансовую агонию.

Если говорить о том, что у нас борьба с зарплатами в конвертах благополучно проиграна (а это значит, что, получая зарплату, люди юридически не смогут доказать природу поступления денег на счет), то нужно признать, что у нас граждане стали заложниками ситуации. У нас был достаточно разумный законопроект Южаниной, который предлагал существенное снижение налогов, чтобы зарплаты выводились из тени и чтобы пополнялся бюджет. К сожалению, этот законопроект не был принят, хотя это было бы реальным стимулом к тому, чтобы люди начали получать белые зарплаты и выводить нашу экономику из тени. У нас ВВП крутится в тени, и, безусловно, было бы разумно начать выводить его из тени, но не такими драконовскими методами. Все, что сейчас можно посоветовать рядовым украинцам, это отстаивать свои права в суде, так как подобные действия банков находятся вне правового поля. Чтобы совершать подобные действия, должны быть серьезная законодательная база и серьезные изменения в Гражданском и Налоговом кодексах. А у нас очень часто положения Гражданского кодекса противоречат... Гражданскому кодексу, а банки вообще трактуют все так, как им выгодно. Тут есть определенный конфликт интересов, и все, что остается людям, это нанимать грамотных адвокатов, которые смогут вывести на свет противоречия между всеми этими пунктами.

***

Чем закончится эта история, покажет время, и именно оно покажет, когда мы наконец выйдем из кризиса и перестанем бояться потерять последние копейки. Сейчас же все, что нам остается, это просто ждать развязки и верить, что снаряд дважды в одну воронку не попадает. Хотя если оглянуться на то, через что прошел украинский народ, порой кажется, что снаряды у нас летят в одну воронку просто пачками.