Оккупационные «власти» Крыма после аннексии Россией по-прежнему ограничивают свободу выражения мнений, собраний и объединений.
В своем ежегодном докладе о ситуации с правами человека в мире международная правозащитная организация Amnesty International отмечает, что к проукраинским жителям Крыма правящий оккупационный режим применял «жесткие ответные меры», сообщает УНИАН.
Авторы доклада отмечают, что в 2015 году не было эффективного расследования шести случаев предполагаемых насильственных исчезновений крымско-татарских активистов в 2014 году и одного подтверждённого случая похищения, пыток и убийства.
Подчеркивается, что это происходило, несмотря на обширные доказательства, в том числе видеозаписи, из которых можно с уверенностью заключить, что как минимум к некоторым из этих преступлений причастны «пророссийские ополченцы» из так называемых «сил самообороны Крыма».
К тем, кто открыто симпатизировал Украине, принимались жёсткие ответные меры. Больше всего пострадали крымские татары. Их публичные мероприятия постоянно запрещали; СМИ, работавшие на крымскотатарском языке, были вынуждены закрыться; у лидеров регулярно проходили обыски в домах, против них возбуждались уголовные дела, и их помещали под стражу по политически мотивированным обвинениям.
Авторы документа отмечают, что продолжились репрессии в отношении представительного органа, избираемого членами общины, — Меджлиса крымскотатарского народа. Его нынешнего лидера Ахтема Чийгоза арестовали 29 января по обвинению в организации «массовых беспорядков» 26 февраля 2014 года.
Девятого марта прошлого года на малочисленной уличной акции в Симферополе задержали Александра Кравченко, Леонида Кузьмина и Вельдара Шукурджиева. На этом мероприятии, посвящённом 201-й годовщине со дня рождения украинского поэта Тараса Шевченко, они использовали национальную символику: жёлтые и синие ленты. Их доставили в отделение полиции и отпустили через три часа, приговорив к общественным работам продолжительностью 40 часов каждому за нарушение порядка проведения митингов. Затем ими занялся отдел МВД по борьбе с экстремизмом, задерживая и вызывая их на неофициальные допросы. Кроме того, Кузьмин, учитель истории, лишился работы. В нарушение норм международного гуманитарного права крымских активистов — противников оккупации Олега Сенцова и Александра Кольченко осудили за пределами Крыма.
Процесс по их делам проходил по российскому законодательству в военном суде в Ростове-на-Дону (юг России), который приговорил их к 20 и 10 годам лишения свободы соответственно по обвинениям в терроризме, несоразмерным содеянному.
«Судебное разбирательство было несправедливым и основывалось на показаниях, данных, как утверждается, под пытками», — считают правозащитники.
Верховный суд РФ 24 ноября оставил приговор в силе.