Решением Министерства культуры Украинской православной Церкви Киевского патриарха отныне разрешено служить в Софии Киевской, а именно в Трапезной, известной как Малая или Теплая София.
Глава Минкульта Вячеслав Кириленко, по совместительству член Высшего церковного совета УПЦ КП, и руководство Киевского патриархата считают это решение исторически справедливым, а в национальном комитете Международного совета по сохранению памятников (ИКОМОС) и в Украинской православной церкви (Московского патриархата) настаивают на обратном.
Кто же прав?
Место, где молятся
Заповедник «Софийский музей» был создан в 1934 году, сначала он включал в себя Софиевский собор, основанный в 11 веке, и колокольню.
В 1990-м собор вместе с ансамблем монастырских сооружений 18 века, располагающихся на его подворье, был занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Через четыре года заповедник обрел статус национального.
Чтобы не портилось состояние собора, было запрещено использовать его для богослужений и передавать какой-либо религиозной организации. За исключением Дня независимости: ежегодно 24 августа духовенство и верующие разных конфессий совершают в нем молитву об Украине.
В УПЦ (МП) и УПЦ КП сходятся на том, что храмы существуют прежде всего для того, чтобы там молились. Первые неоднократно просили государство передать им Софийский собор. С аналогичными просьбами обращался и Киевский патриархат.
«Бесспорным является, что назначение храмов — быть местом молитвы, местом совершения богослужения, быть Домом Божьим, а не только памятником истории и культуры, музейным пространством», — утверждалось в недавнем обращении КП по поводу возможности совершать богослужения в Трапезной.
Трапезная — бывшая церковь Софийского монастыря в Киеве, памятник архитектуры украинского барокко. Построена в 1722-1730 годах. В 1822 году по проекту Андрея Меленского перестроена на зимнюю (отапливаемую) церковь Рождества Христова. С тех пор, в отличие от холодного зимой собора, получила название «Теплой». В составе комплекса монастырских сооружений Софийского собора внесена в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО под № 527. Памятник культурного наследия национального значения.
Одна из последних просьб УПЦ (МП) была в 2010 году. Пресс-секретарь Блаженнейшего Владимира протоиерей Георгий Коваленко тогда подчеркивал: «Любой храм строился нашими предками как церковь, а не как музей».
Музейщики с негодованием встретили эту идею, выразив надежу, что государство никогда не пойдет на передачу собора какой-либо религиозной общине. «Ни одна конфессия не сможет сохранить его в должном состоянии. Копоть от свечей, прихожане, церковный хор — все это, безусловно, разрушит Софию», — заявил тогда замдиректора заповедника Вадим Кириленко.
Тем не менее, спустя шесть лет Минкульт передал УПЦ КП Малую Софию, подтвердив, что данное решение продиктовано политическими соображениями.
facebook.com/volyn.times?fref=nf
Восторг и критика
«Впервые за последние 330 лет украинская церковь возвращается в Софию Киевскую, — сказал 19 февраля на заседании парламента Вячеслав Кириленко. — Раньше это было невозможным. А украинофобы всех мастей, которые поднимут крик вокруг этого вопроса, пускай успокоятся».
Двумя днями спустя представители КП уже провели в Малой Софии первое богослужение. «Великий день для Украинской церкви», — написал у себя в Фейсбуке пресс-секретарь архиепископ Евстратий (Зоря).
facebook.com/yevstr?fref=ts
А накануне глава пресс-службы заповедника Алексей Курпас в комментарии kp.ua, демонстрируя уже гораздо более мягкую риторику, нежели его коллега в 2010 году, признался, что пока не готов ответить, пострадает ли от этого храм. Он отметил: «Если возобновят богослужения, то нагрузка, конечно же, вырастет. И чтобы мы понимали, не навредит ли это Малой Софии, нужно будет спросить у наших ученых».
В национальном комитете Международного совета по сохранению памятников отреагировали более категорично, подчеркнув, что действия Минкульта грубо нарушают обязательства, взятые на себя Украиной при ратификации Конвенции об охране всемирного наследия. «В этом контексте решение о передаче в бесплатное пользование УПЦ КП Трапезной (Теплая София) должно быть безусловно отменено», — заявили в ИКОМОС, отметив, что украинское законодательство запрещает передавать кому-либо имущество национальных заповедников.
Наряду с этим в ведомстве Кириленко убеждают, что они учли мировую практику использования памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО как культовых зданий для проведения богослужений и обрядов.
Ну, а в УПЦ (МП) строят критику решения Минкульта на следующих позициях:
1. Кабмин согласовал передачу Киевскому патриархату храмового помещения на территории заповедника почти тайно в сжатые сроки;
2. Почивший Предстоятель УПЦ (МП) митрополит Владимир не раз обращался к власти с просьбой о восстановлении богослужений на территории Софии Киевской, в частности в Трапезной, но эти просьбы были проигнорированы;
3. Правительство уже открыто прибегает к протекции Киевского патриархата;
4. Отказ в обращении УПЦ (МП) и удовлетворение аналогичного предложения от УПЦ КП свидетельствует о неуважительном отношении чиновников к пастве УПЦ (МП).
Семейная справедливость
Принято считать, что предыдущая украинская власть отдавала предпочтение Московскому патриархату, а действующая — Киевскому. Однако история с Трапезной вносит в эту логику заметную трещину: видно, «регионалы», находясь у руля страны, были не настолько преданы УПЦ (МП), как сегодняшнее правительство по отношению к УПЦ КП.
Иначе как объяснить тот факт, что за годы правления бежавшего президента ни София Киевская в целом, ни Трапезная в частности не были переданы УПЦ (МП), а нынешний Кабмин, долго не размышляя, вручил Малую Софию КП?
Похоже, в области религиозной политики команда Арсения Яценюка пошла по методологическим стопам ее предшественников. Это — традиция, согласно которой все решается оперативно, мутно и по-семейному.
А кто не согласен, тот иностранный агент украинофоб.