Одной из главных украинских кинопремьер этого года обещает стать драма Тараса Ткаченко «Гнездо горлицы». Фильм рассказывает о судьбе женщины, которая отправилась на заработки в Италию. Эта поездка навсегда изменит жизнь всей её семьи. На украинские экраны картина должна выйти осенью. В эксклюзивном интервью «Фразе» Ткаченко рассказал о том, что этот фильм напомнит украинским эмигрантам о важных истинах, которые помогут сохранить благополучие, а также о том, почему среди наших «заробитчан» совсем немного счастливых людей.
Снимая «Гнездо горлицы», вы много общались с женщинами-эмигрантами, которые подолгу работают за рубежом. Скажите, есть ли среди них такие, кто доволен своим положением?
Счастливых людей среди них точно нет. Большинство женщин, которые покинули Украину в поисках работы, уехали в зрелом возрасте. Каждый ведь живёт надеждой на будущее. А те, кто уехал на заработки , по сути, отрёкся от будущего. Если у человека исчезает надежда на будущее, он становится несчастным.
Лишь некоторые смогли там реализоваться и обрести новую семью или профессию. Но в основном уехавшие находятся в угнетённом состоянии или замерли в какой-то растерянности: ни там, ни здесь.
Ваш фильм нацелен прежде всего на тех, кто ещё здесь, или на тех, кто уже эмигрировал?
Скорее на тех, кто здесь. Я хочу, чтобы мой фильм заставил людей лишний раз задуматься перед отъездом. Чтобы они остановились и посмотрели на то, что оставляют в Украине.
В принципе, трудовая миграция — нормальное явление, которое влечёт за собой множество позитивных последствий. К тому же трудовые мигранты вливают в нашу экономику около 14 млрд. евро. Это колоссальная сумма, в обмен на которую Украине не приходится принимать какие-то невыгодные условия, как в случае с кредитами МВФ. Кроме того, за рубежом наши люди учатся европейским стандартам. А потом возвращаются и открывают в Украине, например, пиццерии или кафе по западным стандартам.
Как и трейлер, сам фильм будет открываться документальными интервью с реальными эмигрантами.
Фильм дорогой. Его бюджет составляет 16,4 млн. гривен. Как планируется возврат этих средств?
Когда нам подписывали бюджет фильма, это были $2 млн. Но пока деньги выделили и они дошли до нас, сильно подскочил курс. Сегодня же эта сумма и вовсе составляет около $630 тыс. Приблизительно столько стоят два рядовых телефильма. Так что 16,4 млн. гривен — это совсем немного.
Возвращать мы будем через кинотеатральный прокат, а также за счёт показов по ТВ. Также мы планируем дополнительно смонтировать четырёхсерийную версию фильма. Для этого нам необходимо доснять совсем немного — хватит трёх-четырёх дней. Целый ряд украинских полнометражных фильмов последних лет обзаводится подобными телеверсиями. Это всегда было популярно и в Европе, и в США.
Весной 2014 года Олесь Санин говорил, что украинские телеканалы на тот момент без особого желания брали украинские фильмы в эфир. Сегодня ситуация как-то изменилась?
Из-за запрета на показ российских фильмов наше ТВ начало интересоваться украинским кино. Это очень хорошая тенденция. Во всех цивилизованных странах всегда действовали квоты, ограничивающие доступ иностранного кино. Самые строгие ограничения действуют в США.
Знаю, что процесс создания фильма несколько раз прерывался. А с чего началась работа над ним?
В 2010 году благодаря конкурсу «Коронация слова» ко мне в руки попал сценарий этого фильма. Тогда я его прочитал и забыл, потому что не было возможности снимать. А в 2012-м автор этого сценария черновчанин Василий Мельник, узнав, что в его краях снимают фильм «Иван Сила», пришёл на съёмочную площадку с рукописью «Гнезда горлицы» и уговорил продюсера Владимира Филиппова прочитать текст. Затем около года ушло на то, чтобы переписать сценарий. В этом процессе сам Мельник не участвовал.
В 2013 году мы выиграли четвёртый питчинг и долго ждали денег. Съёмки начались лишь на Вербное Воскресенье 2014 года. Тогда мы за две недели отсняли половину фильма и остановились. Продолжить съёмки смогли лишь осенью 2015 года. И только сейчас мы завершаем окончательную версию ленты.
Практически все украинские фильмы снимаются подобным образом: с большими перерывами и ожиданиями очередных траншей.
Причина в том, что государство неритмично выделяет средства. К тому же из-за инфляции возникают дополнительные проблемы.
Сильно ли отличается сюжетная линия фильма от книги-первоисточника?
Кардинально. В фильме показывается только часть событий, описанных в книге. Кроме того, мы существенно переработали сценарий после гибели Виталика Линецкого в июле 2014 года. От романа в ленте остались только базовые сцены: поездка в Италию, возвращение в Украину и внебрачный ребёнок.
Как работалось с Риммой Зюбиной? Ведь она — очень занятая актриса, которая активно снимается и играет в театре.
Римма очень самоотверженно отнеслась к «Гнезду горлицы» и всегда находила время для работы над фильмом. Доходило до того, что из-за съёмок на два месяца перенесли премьеру спектакля в Молодом театре. Спасибо за это его директору Андрею Белоусу. А в крайний съёмочный день в бюджете фильма не осталось денег, чтобы заплатить Римме гонорар, но она согласилась сниматься бесплатно.
Виталий Линецкий и Римма Зюбина на съёмках «Гнезда горлицы»
В украинских фильмах разных эпох прослеживается перевес персонажей-мужчин. Заметных отечественных лент, в которых бы сюжет разворачивался вокруг женщин, не так много. «Гнездо горлицы» как раз из последних...
Сейчас мы переживаем эпоху, когда мужчины слабеют, а женщины становятся сильнее. Это прослеживается не только в кино, но и во всех сферах деятельности. Например, в Киевском театральном университете больше половины мест на факультете режиссуры занимают девушки. Раньше их было значительно меньше. К тому же девушки сегодня показывают более высокие результаты.
«Гнездо горлицы» — это история о сильной женщине и слабых мужчинах. Это очень ясно прослеживается в Украине. Я не имею в виду, что наши мужчины слабы от природы — они просто больше зависят от системы. Если дать мужчине возможность вкладывать свои силы в какое-то конкретное дело, то он может достичь многого. Но на зыбкой почве мужчина быстрее теряется и впадёт в депрессию. В трудные времена женщина выживает легче. Это очень хорошо прослеживается, например, в военное время.
Ваш фильм снимался в Прикарпатье. За последние два года в Украине вышел целый ряд фильмов, сюжет которых разворачивается в Карпатах: «Последний москаль», «Полёт золотой мушки», «Братья. Последняя исповедь», «Живая ватра», «Синевир», «Тени незабытых предков», «Олекса Довбуш»... Отчего вдруг появилось так много карпатских фильмов?
Если вспомнить эпоху украинского поэтического кино (1960-70-е), то тогда в Карпатах тоже снималось много фильмов. Ну а то, что за годы независимости этот регион редко встречался на экранах, так у нас, в принципе, мало фильмов снималось за всё это время. Просто денег не хватало, чтобы вывезти съёмочную группу в Карпаты. А экспедиции начали организовывать, когда выросло финансирование кинематографа. И, конечно же, для таких экспедиций стали выбирать наиболее красивые уголки Украины. А красиво у нас, среди прочего, в Карпатах.
После «Гнезда горлицы» вы продолжите снимать телефильмы? (в перерыве между съёмками «Гнезда горлицы» Ткаченко работал над сериалом «Никонов и Ко»)
Полнометражное кино в Украине — не для заработка, а для удовлетворения творческих амбиций. Так что если мне предложат взяться за телефильм или сериал, то я с удовольствием возьмусь. Это своего рода творческий тренажёр. К тому же качество украинских сериалов за последние буквально полгода заметно выросло.
Тарас Ткаченко и Василий Мельник