В конце недавно ушедшего в прошлое 2015 года было множество пессимистических прогнозов относительно развития мировой экономики в 2016 году. Называемые причины в основном сводились к повышению процентных ставок Федеральной резервной системой США, а также торможению экономики Китая, о чем, в частности, в самый канун нового года заявила глава Международного валютного фонда Кристин Лагард, опубликовавшая статью во влиятельном издании Handelsblatt.
Существенное торможение глобальной экономики, по мнению главы МВФ, происходит также по причине низкой производительности, старения населения и последствий мирового финансового кризиса 2008 года, которые так и не преодолены.
Все эти прогнозы почему-то не учитывают цикличности развития капиталистической экономики. Зато они вполне обоснованно предрекали, что от намечающейся рецессии пострадают страны третьего мира, ориентированные на экспорт сырья и полуфабрикатов, а также страны с высоким уровнем государственного долга. Украина относится как раз к таким...
Капиталистической экономике присуща прежде всего цикличность развития, которую постулировал еще Карл Генрих Маркс. В начале ХХ века выдающийся российский экономист Николай Кондратьев эмпирическим путем пришел к выводу, что циклы рыночной экономики составляют 8-11 лет с тенденцией к сокращению цикла, претерпевая кризисы перепроизводства, сопровождающиеся крахом в финансовой сфере. Последние мировые экономические кризисы происходили в 1980–1982, 1990–1991, 1998–2001 и 2008–2009 годах. Очевидно, что мы стоим на пороге следующего кризиса, о приближении которого свидетельствует рецессия, разворачивающаяся в ведущих экономиках планеты.
Действительно, не успели отзвучать указанные выше пессимистические предсказания, как в целом ряде стран стали сообщать о рецессии и прогрессирующих экономических проблемах.
Президент Франции Франсуа Олланд 18 января заявил, что Франция оказалась в чрезвычайном экономическом положении из-за высокого уровня безработицы, составляющей 3,6 млн человек, или около 10% трудоспособного населения страны. «Восходят новые экономические державы, стремительно развивается цифровая экономика. Нам придется переосмыслить нашу экономическую и социальную модели», — многозначительно заявил Олланд. Кроме того, в конце 2015 года французская служба статистики INSEE сообщила о снижении внутреннего спроса на 1,1% по сравнению с 2014 годом, причиной которого стала теплая погода и обвал цен на нефть. В итоге расходы на энергоносители сократились на 5,6%, на новую одежду — на 4,7%. Это помешало французской экономике выйти из стагнации в четвертом квартале.
Экономика Китая замедляется настолько сильно, что это вынуждены уже признавать даже власти Поднебесной, хотя ранее они в подобных случаях отделывались лозунгами. Если в 2013 году темпы роста китайской экономики составляли 7,7%, в 2014-м — 7,3%, то в 2015-м, по прогнозам МВФ, они составят 6,8%, а в 2016-м — уже 6,3%. Торможение затронуло производственный сектор, что привело к сокращению импорта и ударило по поставщикам сырья. В числе пострадавших от падения цен на сырье и полуфабрикаты находится и Украина.
Пытаясь сгладить нарастающие проблемы, центральный банк Китая с ноября 2014 года шесть раз снижал ключевую процентную ставку, но фондовый рынок продолжает снижаться из-за негативных макроэкономических результатов. В декабре 2015 года китайский экспорт упал на 1,4%, а импорт сократился на 7,6%. Оба показателя оказались хуже прогнозов. Народный банк Китая активно проводит интервенции в поддержку юаня, неуклонно снижая золотовалютные резервы, которые сократились впервые с 1992 года. В 2015 году объем валютных резервов Китая снизился на 513 млрд долларов, или на 13,4%, составив на 1 января 2016 года 3,33 трлн. долларов.
В связи с этим китайские власти намерены переориентироваться на построение экономики, растущей за счет сферы услуг и внутреннего потребления, а не экспорта и инвестиций.
Торможение экономики Китая, являющейся крупнейшим потребителем сырья и энергоносителей, привело к падению цен на сырье. По данным ООН, за последние 18 месяцев цены на сырье в мире снизились в среднем на 20%, а на нефть — на 60%. Это, в свою очередь, подрывает экономики стран-поставщиков сырья, включая Украину.
Согласно опубликованным недавно уточненным прогнозам МВФ по ВВП разных стран, падение экономики России в 2016 году ожидают на уровне 1%. В целом экономика стран СНГ будет иметь нулевой рост. По данным фонда, ВВП России по итогам 2015 года снизился на 3,7%, хотя рост мировой экономики при этом составил 3,1%.
Несмотря на благоприятствующий для экономики обвал цен на нефть и сырье, темпы экономического роста в Европе не достигнут и 2%, а Япония стоит на грани рецессии.
В США ситуация несколько лучше. К концу второго президентского срока Обамы удалось существенно (до 5%) снизить безработицу. Однако и там темпы роста ВВП составляют 2,5%, что далеко от желаемого, а экспорт товаров осенью 2015 года упал до четырехлетнего минимума. Торможение экономики США во многом определяется сокращением темпов развития Китая, с которым Штаты тесно связаны экономически.
Кризисные явления на развитых рынках на фоне падения цен на сырье и нефть являются своего рода парадоксом, поскольку снижение цен на ресурсы должно, наоборот, привести к росту развитых экономик. Но сейчас ситуация резко изменилась. Резкое падение цен, особенно на нефть и энергоносители, ведет к масштабным потерям в торговых балансах стран-производителей сырья. Если ранее значительная часть поступлений от экспорта сырья доходила до населения этих стран даже при условии разворовывания средств коррумпированными властями и приближенным к власти компрадорским бизнесом, то сейчас до населения стало доходить намного меньше таких поступлений. Массовое снижение доходов ведет к сокращению потребления населением этих стран, а это уже больно бьет по производителям потребительских товаров на развитых рынках. Если ситуация на сырьевых и энергетических рынках в ближайшие пару лет не нормализуется хотя бы частично, это может привести к резкой эскалации напряженности в международных отношениях и к обострению социальных противоречий внутри зависимых от экспорта сырья стран.
А прогнозы по таким странам весьма пессимистичны. Согласно последнему докладу МВФ о перспективах мировой экономики, наибольшему риску подвергнутся страны-экспортеры сырья и страны с большим корпоративным и государственным долгом. С учетом неблагоприятного прогноза цен на биржевые (сырьевые) товары (commodities) эксперты фонда прогнозируют, что сокращение темпов экономического роста в странах-экспортерах таких товаров в 2015–2017 годах может ежегодно составлять почти 1% по сравнению с 2012–2014 годами. Для экспортеров энергоносителей ежегодное падение может оказаться еще более сильным — в среднем примерно 2,25%.
Для преодоления указанных отрицательных явлений в экономике странам третьего мира предлагается создавать новые производства, позволяющие диверсифицировать доходы, увеличивать глубину переработки и добавленную стоимость, что касается и Украины. Но, как говорится, не с нашим счастьем...
Есть еще один, самый простой, что называется, «дубовый» способ — девальвация национальной валюты. Это позволяет временно снизить себестоимость экспортируемой продукции и оживить доходы от мировой торговли. Но если не осуществлять структурных реформ по развитию производств с глубокой переработкой и, соответственно, с большой добавленной стоимостью, то рано или поздно все возвращается, как говорил Экклезиаст, на круги своя, и приходится опять девальвировать национальную валюту.
С момента введения гривны, которой, кстати, в сентябре 2016 года исполнится 20 лет, она девальвировала более чем в 15 раз с 1,76 до примерно 27 гривен за 1 доллар США. Только за последние два года гривна обвалилась в 3 раза, а за 8 последних лет — в 5 раз. Каждый раз олигархический капитал и государство решали таким образом свои проблемы за счет граждан путем обесценивания их гривневых доходов, причем больше всех страдали малообеспеченные слои населения.
Украина полностью соответствует указанным выше критериям стран, имеющих шансы пострадать от возможной рецессии. Имея огромный внешний долг, Украина, является экспортером сырья, прежде всего металла и сельхозпродукции — зерновых и масличных культур. Разговоры о диверсификации доходов и развитии технологичных производств остаются пустой болтовней. Более того, в Украине окончательно добивается и разваливается т, высокотехнологичное производство, которое осталось со времен Советского Союза.
Мировые биржевые котировки на основные продовольственные товары (за исключением сахара) в 2015 году снижались под давлением высокого предложения и усиления доллара. Столь же негативными являются тенденции на мировом рынке металлов. Они вызваны переизбытком в мире металлургических мощностей и недостаточным восстановлением строительной отрасли. Словом, в дополнение к войне и чисто внутреннему экономическому кризису тенденции на мировых рынках станут дополнительными факторами, ведущими к падению экономики Украины. Попытка решать эту проблему, как обычно, путем девальвации еще больше обострит и без того накаленную социально-экономическую ситуацию в стране.
На фоне указанных тревожных прогнозов предсказания отечественного правительства заставляют усомниться в адекватности членов Кабмина и прочих чиновников. Согласно принятому в ночь на 25 декабря бюджету, в 2016 году экономику Украины ожидает рост в размере 2%, инфляция в размере 12,5% и — что самое смешное! — среднегодовой валютный курс в размере 24 гривны за 1 доллар, хотя год еще только начался, а «бакс» уже перешагнул отметку 27 гривен за доллар. Комментарии, как говорится, излишни!..