Украинский Донбасс: как интегрировать регион в культурное пространство страны

Министерство культуры запускает общенациональный проект «Украинский Донбасс», направленный на культурную интеграцию региона. Текста указа в открытых источниках пока нет, поэтому черпать информацию об этой инициативе приходится только из сообщения, опубликованного 4 января на сайте ведомства.

«Проект „Украинский Донбасс“ призван путем межрегионального культурного партнерства создать условия для полноценной интеграции Донецкой и Луганской областей в единое культурно-художественное пространство Украины», — говорится в сообщении.

Подчеркивается, что «реализация проекта предусматривает проведение в течение года в городах и поселках Донбасса художественных, музейных, библиотечных и других культурных мероприятий с участием творческих коллективов из разных регионов Украины».

Даже если в основе этой идеи лежит очередная попытка министра культуры Вячеслава Кириленко напомнить о себе широкой патриотической общественности, как минимум, по форме проект выглядит весьма актуальным и созидательным.

Правда, далеко не все из тех, кто записывает себя в передовые отчизнолюбцы, отреагировали на эту инициативу положительно.

К примеру, один украинский специалист в области футбола, расширяя на просторах Фейсбука границы своей экспертной компетенции, раскритиковал Кириленко и заявил, что территория Донбасса максимум годится для выращивания подсолнечника и дислокации баз НАТО.

Пост собрал немало лайков и единодушных комментариев. К слову, одна пользовательница, развивая мысль футбольного эксперта, предложила сделать из Востока Украины национальный парк закрытого типа, «щоб на тій гомняній зємлє шахтьорской слави бігали великі свині, лосі і качки»...
Обо всем этом не стоило бы говорить, если бы не одно «но»: подобных взглядов придерживается заметный сегмент украинского общества, чьи оценки и эмоции — нравится это нам или нет — являются частью национального сознания, определяющего нашу политическую реальность.
В связи с этим Минкульту следовало бы задуматься над инициативой, не менее актуальной, чем культурная интеграция Донбасса, а именно над проектом культурной интеграции граждан Украины, стоящих на позициях «подсолнухо-НАТОвского» патриотизма.

Предполагаемая цель — познакомить эту группу населения с подлинной украинской реальностью, а также с тем, что такое общечеловеческие ценности и какова их роль в построении цивилизованного общества и государства.

Ну а пока ведомство Кириленко бросает все силы на интеграцию Донецкой и Луганской областей, остановимся подробнее на этом.

Не навязывать, а искать общий язык

Здесь сразу возникает несколько вопросов:

1. Какая ментальная установка относительно Донбасса закладывается в этот проект?

Если это предубеждение, что украинская культура изначально чужда большинству жителей региона, стратегия заведомо ошибочная. Наиболее оптимальный подход — построить проект вокруг национально-культурных ценностей, которые являются родными как для Востока, так и для других частей страны.

В данном случае стоит исходить из того, что сегодня многие жители Донбасса не оторваны от культурно-ценностного пространства страны, а переживают определенный кризис национальной идентичности.

2. Что понимается под «культурно-художественным пространством Украины»?

Наша культура многообразна и разнолика; если выставлять ту или иную региональную модель (например, галицкую) главной, едва ли это приведет к успеху.

3. Кто будет основной целевой аудиторией проекта?

Понятное дело, что подход к детям, молодежи, людям зрелого и пожилого возраста не может быть одинаковым.
Кроме того, для повышения эффективности проекта не помешало бы провести соцопрос, чтобы определить группы донбасского населения с наиболее прохладным отношением к украинской культуре и сделать упор на работу с ними.

4. Какие исторические символы будут продвигаться в рамках этой инициативы?

Программа культурной интеграции Донбасса, как отмечается на сайте Минкульта, предусматривает закрепление за каждым из областных подразделений в сфере культуры отдельного района или города Донецкой и Луганской областей.

Чем больше жители Донбасса будут видеть общего с населением других украинских регионов, тем лучше они будут чувствовать свою связь со всей страной. Исходя из этого, работая на Востоке, областным отделам культуры стоит продвигать прежде всего те национально-исторические символы, которые объединяют их регионы с Донбассом.

Основываясь на последних данных фонда «Демократические инициативы», с Западом страны Донецкую и Луганскую области консолидируют такие символы, как Киевская Русь, Крещение Руси и Богдан Хмельницкий, а в случае с Центром, Югом и другими восточными регионами добавляется еще победа СССР и антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

При этом Донбасс с остальной Украиной объединяет негативная оценка голодомора 1932-1933 годов, а также отрицательное отношение к таким персонам, как Иосиф Сталин и Виктор Янукович (правда, как по первому, так и по второму донбасские показатели заметно ниже, чем у других частей страны).

Постскриптум

6 января исполнилось 78 лет со дня рождения украинского поэта и диссидента Василия Стуса. Он родился в Винницкой области, но с раннего детства жил в шахтерской столице, где учился на историческо-филологическом факультете Донецкого государственного педагогического университета (ныне Донецкий национальный университет, базирующийся в Виннице).

В 1965 году Стус написал стихотворение «Додому!», посвященное краю терриконов. Это произведение может послужить более чем убедительным ответом всем тем ура-патриотам, которые упорно продолжают считать Донбасс чужеродным наростом на теле украинской культуры:

В ілюмінаторі
вже труби заводські
і терикони —
головою в хмари.
Аеродром!
Спалахують пожари
далеких домен.
Вже крила вечора
відлопотіли.
Замріли зорі.
День гойднувсь і згас.
А ти гориш,
ти твориш, вічно поривний,
о залізнобетонний
мій Донбас!
Йдем на посадку...
Спраглими грудьми
розкрилений
літак на землю падає.
Я скучив за тобою,
рідний мій,
моя важка,
моя вагома радосте.