Олег Блохин: «Золотого мяча» ждал больше года

В эти дни исполняется сорок лет с тех пор как нападающий «Динамо» и сборной СССР Олег Блохин был признан лучшим футболистом Европы.

Обладателем «Золотого мяча» по итогам ежегодного опроса авторитетного европейского издания France Football он стал первым из украинских игроков, проторив дорожку Игорю Беланову и Андрею Шевченко.

- Поздравляю с сорокалетием исторического для вас и для нас события! - сказал я, набрав накануне номер Блохина.

- Какого? - успел переспросить собеседник, но тут же сообразил, о чем речь. - Имеете в виду «Золотой мяч»? Действительно, о победе в референдуме France Football мне стало известно за неделю до Нового года. 

ЭТО БЫЛ НЕ РОЗЫГРЫШ!

- Что из событий 1975-го, сделавших вас обладателем «Золотого мяча», первым делом всплывает в памяти?

- В том году мы с «Динамо» выиграли чуть ли не все турниры, в которых участвовали: чемпионат, Кубок кубков, Суперкубок. Больше всего запомнились решающие матчи - финал с «Ференцварошем» в Базеле и суперкубковые поединки с «Баварией». Все они завершились победами и принесли «Динамо» два европейских трофея.      

- Помните, при каких обстоятельствах узнали, что стали лучшим футболистом Европы?

- Кажется, сидел дома - у меня тогда вроде бы что-то с ногой было. Мне позвонили из редакции «Советского спорта» - и сообщили о выигрыше «Золотого мяча».

- Хорошо, что в этот момент вы сидели…

- Вот-вот! (Смеется). Поначалу подумал, что это предновогодняя шутка. Оперативно удостовериться в правдивости этой информации, позвонив кому-то из динамовцев, я не мог - мобильных-то в те годы еще не было. Тем более перед Новым годом все находились в отпуске. Но когда следом стали раздаваться звонки от разных людей - коллег, друзей и журналистов, сразу понял: надо мной не подшутили.

- С кем поделились новостью в первую очередь?

- Мои родители находились рядом - они первыми и узнали.

- Как отреагировали? Тоже подумали, что это розыгрыш?

- Не-е-ет! Поздравили, сказали: «Молодец!»

- От переизбытка положительных эмоций долго не могли заснуть?

- Если честно, не помню. Но в молодости (Блохину незадолго до этого исполнилось 23 года. - Прим. «СЭ») такие события сперва вызывают большую эйфорию, а потом эмоции постепенно сглаживаются.

ОТ ВЕЛИКОГО ДО СМЕШНОГО

- Вам тогда не казалось, что происходящее с вами - волшебный сон?

- Трудный вопрос. Тогда было другое время: если сейчас по поводу выигрыша столь ценного приза наверняка был бы устроен помпезный праздник, то в ту пору все было просто и скромно. Более компактным был и сам «Золотой мяч».

Сон сном, а вот в 1976-м мне было не до иллюзий. Успехи прошлого сезона обернулись тем, что год спустя на меня вылили ушат грязи. И за проигранную Олимпиаду, и за неудачу в чемпионате. Как говорится, от великого до смешного - один шаг. 

- Надо полагать, что вы как обладатель «Золотого мяча» обязаны были чуть ли не в одиночку тянуть «Динамо» и сборную СССР к очередным вершинам?

- Именно так. Раз ты получил «Золотой мяч» и являешься лучшим футболистом Европы - так давай, работай!

- Но вернемся к событиям 1975-го. Как восприняли завоеванный вами приз одноклубники и Валерий Лобановский?

- Поздравили и похвалили: молодец, поддержал реноме команды. Мы ведь в ту пору играли за честь клуба, были единым коллективом. В моем успехе была заслуга всей команды, ее старшего тренера. «Золотой мяч» - это престиж «Динамо»!

- «Выставлялись» перед командой?

- Уже не помню. Но думаю, что да. (Смеется). Хотя особо-то и выставляться было негде - на весь Киев существовали лишь несколько солидных ресторанов - «Лыбидь», «Москва», «Днепр» и «Кукушка», что на Парковой аллее...

ЭЙФОРИЯ ДЛЯ МЛАДШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА

- Косые взгляды завистников на себе ловили?

- Наверняка кто-то был доволен моим успехом, а кто-то нет. Если и были завистники, то вы же понимаете, что никто в лицо ничего не скажет. К тому же, когда тебе 23 года, все воспринимается по-другому, хочется играть и играть. Это с приобретенным жизненным опытом начинаешь понимать, кто рад за тебя, а кто нет.  

- В ту пору главным болельщиком киевского «Динамо» считался Владимир Щербицкий. На аудиенцию к нему вас приглашали?

- Нет. По-моему, вскоре после Нового года мы уехали на сборы. Но что Владимир Васильевич любил футбол и развивал спорт в Украине, готов подтвердить. За давностью лет не припомню, но поздравления мне он, кажется, передавал.

- Между присуждением вам «Золотого мяча» и его вручением прошло немало времени…

- Больше года. Приз мне вручили в марте 1977-го - на Республиканском стадионе в Киеве. Кстати, перед началом матча с той же «Баварией».

- Каждый динамовец той поры числился в МВД. Повышение в звании за «Золотой мяч» получили?

- Нет. На тот момент, если не ошибаюсь, я носил звание младшего лейтенанта. Позднее стал лейтенантом, затем - капитаном. Кстати, по штатному расписанию выше футболисты «Динамо» или ЦСКА подняться не могли, а тренер мог вырасти лишь до подполковника. Лобановскому, насколько я помню, присвоили это максимальное звание, а его помощник Анатолий Пузач был майором.

Спустя годы, когда я заканчивал игровую карьеру, меня и нескольких советских хоккеистов за особые заслуги сделали майорами. Хотя, по правде говоря, эти чины для меня не имели абсолютно никакого значения.  

ПРИЗНАНИЕ ДЛЯ ГОЛКИПЕРА

- Где хранили «Золотой мяч»?

- Дома. В квартире на Уманской, где жили родители. 

- Договор с «Госстрахом» по поводу столь ценного приза сразу же заключили?

- Да вы что - какой «Госстрах», какая страховка! (Хохочет). 

- Вы стали вторым обладателем «Золотого мяча» в истории советского футбола после Льва Яшина. С легендарным голкипером как познакомились?

- К сожалению, на поле мы с ним не пересеклись - я был пацаном, когда в 1971-м он закончил карьеру. Со Львом Ивановичем могли пересекаться на тренировочных сборах, куда он приезжал. А в 1989-м я пригласил Яшина на свой прощальный матч. Накануне он присутствовал на концерте, а на следующий день - на игре. Уже тогда он был болен…

- Вы как-то сказали, что какой бы впечатляющей ни была игра вратаря, «Золотой мяч» все равно отдадут игроку атаки. Выработался стереотип?

- Так и есть. Вот свежий пример: блиставший в 2014 году в «Баварии» и сборной Германии вратарь Мануэль Нойер только за чемпионат мира в Бразилии заслуживал этот трофей. Но «Золотой мяч» достался Криштиану Роналду. 

- Объяснить это можно только тем, что болельщикам больше по душе техничная и результативная игра нападающих…

- Ну, тогда мы придем к тому, что еще долго в один год «Золотой мяч» станет получать Месси, а на следующий - Роналду. Потом - наоборот. Я понимаю, что они много забивают и показывают классную игру. Таких бомбардиров болельщики всегда любят, и это давно известно. Но ведь есть вратари, защитники и полузащитники, которые также заслуживают признания. Ведь были же лучшими футболистами Яшин, Беккенбауэр, Платини… Теперь же интрига практически сошла на нет.

 ФУТБОЛ, ВОДКА, ЧЕРНАЯ ИКРА    

- Как считаете, кто выиграет «Золотой мяч» в 2015 году?

- Даже не задумывался об этом. 

- С кем из иностранных футболистов, становившимися лауреатами France Football и ФИФА, вы лично знакомы?

- Таких много. С Беккенбауэром встречался, с Румменигге. С тем же Платини. Время от времени пересекаемся на разных футбольных форумах. У нас нормальные отношения. 

- На каком языке общаетесь?

- Да мы всегда найдем общий язык! При таких встречах проблем не возникает. Немецкий я, правда, начал немного подзабывать - так на английском же можно! 

- Вам неоднократно приходилось участвовать в выставочных матчах в составе звезд мирового футбола. Какие оставили наиболее яркое впечатление?

- Все были по-своему памятны, особенно первые. После завоевания «Золотого мяча» меня часто приглашали. По молодости лет чувствовал себя не в своей тарелке, стеснялся. Вроде как неудобно было. К тому же, футболистов из СССР считали вторым сортом. 

- Один футболист, игравший в подобных матчах, рассказывал мне, что в раздевалке кто-то из западных звезд то ли в шутку, то ли всерьез его громко спросил: «Дружище, а водку ты привез?» А с вами нечто похожее случалось?

- Вообще-то по таможенным правилам разрешалось провозить лишь одну бутылку водки. И какой смысл ее брать - одну на всех, что ли? (Смеется). А вот пару 56-грамовых баночек черной икры иногда привозил -  угостить кого-то или подарить. Хотя ее тоже нельзя было много провозить.

- После этого к вам с постоянными заказами иностранные звезды не обращались?

(Улыбается). Нет. А вот когда я устраивал прощальный матч, они приехали в Киев и наелись этой икры вдоволь. 

- Ели прямо ложками?

- Да! (Смеется)

 ВЕЛИЧИНА - НЕ ГЛАВНОЕ

- Обращались ли к вам коллекционеры, готовые выложить круглую сумму за ценный приз?

- Такого не было.

- Ваш бывший партнер по киевскому «Динамо» и сборной СССР Игорь Беланов, ставший лучшим футболистом Европы 1986 года, сделал копию «Золотого мяча», которая хранится в музее «Черноморца». У вашего приза копия есть?

- Нет. 

- А не хотите ли сделать, чтобы она хранилась в каком-нибудь музее?

- Пока об этом не думал, да никто и не просил. Беланов - одессит, по этой части он более раскрученный… (Улыбается).

- Не обидно, что ваш «Золотой мяч» по размерам значительно меньше, чем у других звезд, получавших его с 1983 года по сей день?

- Да какая разница! Ведь определяется его весомость не величиной, а футбольной историей.