Не знаю, как вас, а меня непонятно откуда берущийся в платежках долг выводит из себя. Тот, кто оплачивает коммунальные платежи от случая к случаю, такую мелочь, как вдруг непонятно откуда взявшийся «долг» в 70-80 гривен, наверняка даже не заметит, а вот если вы аккуратно оплачиваете каждую квитанцию, не заметить появление весьма мутного «долга» просто не сможете. И вот тогда возникает совершено логичный вопрос: откуда?
В этом году жильцы многих столичных кооперативных домов в добровольно-принудительном порядке заключили договора с «Киевгазом». С заключением прямого договора, по сути, ничего не изменилось: ни качество газа, ни его цена. Разница лишь в том, что теперь счастливые обладатели заветных прямых договоров оплачивают газ по отдельной квитанции. И вот тут-то начинается самое интересное.
В апреле этого года все, кто перешли на новые договора, получили по две платежки. А если точнее, то платежку за газ нового образца. Но оплату за газ почему-то так и не убрали из платежки за содержание придомовой территории. Реагировали киевляне по-разному: кто-то по привычке платил по старой платежке, кто-то — по новой, а кто-то, решив, что в этом бардаке черт ногу сломает, и вовсе не платил. Потом по Киеву прокатился слух о том, что в почтовые ящики и вовсе кладут фальшивые платежки, которые от оригинала можно отличить только при пристальном изучении.
Но киевляне — народ великодушный и всепрощающий, поэтому бардак с двойными платежками был прощен и забыт. А по поводу «фальшивых» платежек «Киевгаз» дал «Фразе» письменный комментарий, о том, что они не фальшивые. Мол, уважаемые киевляне, все в порядке, вы, главное, платите.
Мы бы и рады платить, только вот что интересно: в платежках от «Киевгаза» у многих вдруг начал с завидной регулярностью появляться какой-то мистический долг. Т.е. вы исправно вовремя оплатили квитанцию, а на следующий месяц вам приносят платежку с долгом, который, как правило, равен оплаченной вами ранее сумме. Первая мысль, приходящая в голову любому здравомыслящему человеку: потерялся старый платеж. Ну ничего страшного, квитанция об оплате есть, значит, доказать отсутствие долга проще простого. Но все оказалось гораздо интереснее.
Решали киевляне эту проблему по-разному: кто-то брал оплаченную ранее квитанцию, ехал в офис «Киевгаза» и убивал целый день, выстаивая в очередях, чтобы доказать необоснованность выставления долга. Другие же садились на телефон и пытались убедить девушку-оператора, что в случае, если предыдущий платеж не прошел, она может сама внести информацию в систему и для этого вам достаточно продиктовать ей данные со штампа, который ставят в сберкассе при оплате квитанции. Но все оказалось не так просто. Если вы никогда не пытались дозвониться в «Киевгаз», будьте готовы к тому, что робот либо будет обещать, что вам перезвонят, и сбрасывать ваш звонок, либо, если вам повезет, он объявит, что вас соединят с оператором в порядке очереди, а вы в этой самой очереди стоите под номером 29.
Но дозвониться — это еще полдела. Главное — объяснить, что долг вам нарисовали ошибочно. А вот это, оказывается, совсем непросто. Во-первых, операторы в «Киевгазе» информацию о проплаченных платежках со слов абонента в базу не заносят. Почему — вопрос весьма риторический, так как здесь не идет речь о честности или нечестности абонента, просто если человек называет информацию со штампа, который проставляется в сберкассе при оплате платежки, обман априори невозможен.
Но самое интересное начинается потом, когда оператор, видя ваш праведный гнев, начинает вам рассказывать, что ваш долг — это вроде как и не долг вовсе, а, так сказать, «перерасчет» за то, что у вас пару месяцев назад на неделю-другую отключали горячую воду. Дескать, горячей воды у вас не было, значит, вы, наверное, грели воду на газу, вот поэтому вам и выслали перерасчет. Кто и на каком основании решил, что я в случае отсутствия горячей воды таскаю выварки с кипятком — вопрос без ответа. Но дальше еще интереснее: убеждая абонента в том, что в августе ему отключали воду, поэтому в декабре (!!!!) ему прислали «перерасчет», почему-то именуемый «долгом» и никак иначе, оператор предложит вам оплатить текущий счет и... хотя бы половину от выставленного долга.
Оплаченная платежка за июль. Обратите внимание: никакого долга нет
А вот в платежке за август откуда-то взялся «долг» в 86.26 гривны, который после общения с оператором был «уменьшен» до 40 гривен.
«Волшебство» продолжается, и в платежке за сентябрь уже нет никакого долга, хотя была оплачена ровно половина суммы, выставленной как долг. Так куда делась вторая половина «долга»?
Простите, а это как? Если долг есть, его нужно оплачивать полностью, если его нет — не нужно платить ни копейки. А это как понимать: если при выставленном «долге» в 86 гривен оператор милостливо советует оплатить 40 гривен и говорит, что «этого будет достаточно»?!
Этот пикантный момент можно было бы списать на то, что в платежке случайно пробили не ту сумму, а добрая девочка-оператор (вот какая она молодец) вовремя увидела ошибку и сказала платить меньше. Так ведь когда история начинает повторяться с завидной регулярностью, ощущение что кто-то там молодец сменяется устойчивым ощущением, что вся эта церемония больше похожа на нищенский девиз: «Люди добрые, подайте, кто сколько может».
Оплаченная платежка за октябрь. Обратите внимание: снова никакого долга нет
Платежка за ноябрь, здесь опять появился мифический долг в 78.24 гривны, который после общения с оператором «Киевзага» был уменьшен до 32 гривен
Поэтому возникают несколько вопросов:
— кто и на каком основании решил, что при отсутствии горячей воды киевляне начинают больше тратить газа? Господа, времена ведер с горячей водой остались в далеком советском прошлом. Я грею воду в электрочайнике и соответственно трачу не газ, а электричество, за которое, кстати, плачу по счетчику. Так почему, когда у меня нет горячей воды, я должна не просто мириться с этим дискомфортом, а еще и платить за газ, который не расходовала?
— почему этот «перерасчет» за бог знает когда отсутствующую горячую воду в платежках называют «долгом»? Господа, это не долг. Долг — это просроченные платежи, а нас же уверяли, что это просто перерасчет. Так почему бы не назвать вещи своими именами и не заменить пугающее слово «долг» на весьма логичное в данной ситуации слово «перерасчет?
— кто помнит, когда и на какой срок ему летом отключали воду? Вы будете помнить сам факт, да и то очень приблизительно. Поэтому возникает вполне логичный вопрос: почему бы не указать в платежке, за какой конкретно период абоненту выставлен перерасчет. Что может быть логичнее? Безусловно, спустя три-четыре месяца мы с вами не вспомним, действительно ли у нас не было в этот период горячей воды, а если и вспомним, то никогда не докажем, что вода была и никаких перерасчетов быть не должно. Но есть такое понятие, как элементарное уважение к абоненту, и уж если людям выставляют счета, именуя их «долгом», было бы неплохо указать в квитанции, за какой период этот «долг» выставлен.
— ну а о том, почему при выставленном долге-перерасчете, если вы начнете «качать права», вам предложат оплатить «хотя бы половину», можно только догадываться.
Так, может, пора навести порядок с платежками: назвать «долг» «перерасчетом», указывать срок, за который сделан этот самый перерасчет и хоть как-то логически его обосновывать? Да и было бы неплохо указывать в платежке реальную сумму перерасчета, а не взятую с потолка по принципу «кто-то да заплатит».
Господа чиновники, поверьте, навести порядок с платежками совсем несложно и необходима для этого самая малость: просто нужно уважать людей, которым вы выставляете эти самые счета.
Украинцы — народ открытый, хлебосольный и терпеливый, но любому терпению рано или поздно приходит конец...