Две книжки из этого обзора укладываются в одну строчку старой песни, а третью лучше не показывать детям. Ведь того, что порой навевает нам музыка, лучше стыдиться в одиночку. Тем не менее об этом пишут, говорят и даже публично обсуждают.
Так, например, никакая, как говорил папа, власть — ни советская, ни немецкая — не влезет нам в больную голову, если мы выйдем из дому без шапки и простудимся. Теперь все иначе, и в «Тайнах мозга» Майкла Шермера, основателя, между прочим, журнала «Скептик», а не «Ярбух фюр психоаналитик», как все подумали, описывается то, с помощью каких именно когнитивных трюков наш ум подменяет рациональные суждения, которые можно проверить экспериментально, на иррациональные верования. Как люди, запрещавшие нам ковыряться в носу и родословной Ленина, доходят до желтых и синих чертей в политике и экономике. Короче, папа, па-па-па-папа, ты сам был такой!
Дальше нам, конечно, предлагают вещи более страшные. Автор книги, психолог и историк науки, напугав фрейдистскими носками в клетку на упомянутом фото в трусах, описывает дальнейшие приключения рационалиста в этом безумном, безумном, безумном мире. То есть там, где все верят — не в бога, так в инопланетян или в то, что 11 сентября устроило ЦРУ. По Шермеру, если хотите знать, за последние 10 000 лет люди создали около 10 000 религий и около 1000 богов. Они создали детскую игрушку «уйди-уйди» и вечную иглу для примуса, а сами не хотят жить вечно, представляете? Хорошую, говорят, религию придумали индусы: «что мы, отдав концы, не умираем насовсем».
Да и вообще, названия некоторых глав этой книги отсылают к временам папиной молодости — «Одиноки ли мы во Вселенной?», «Острова в небе», «Гипотеза „большой галактики“ и загадочные вращающиеся туманности». Иные же напоминают об эпохе раннего накопления капитала и желчи в простуженном из-за телевизора и нерадивого сына мозгу, брошюр в метро и разговоров у подъезда — «Как на самом деле работают заговоры», «Можно ли убить козу взглядом» и «Будут ли представители внеземного разума хоть сколько-нибудь похожи на нас?». Ну, а остальные всего лишь бередят душу меломана без шапки упомянутой строчкой из песни «R.E.M» под названием «Расставаясь с религией». Причем теперь уже, наверное, навсегда. В смысле, расставаясь.
Но речь в данном случае, конечно же, не о лечении детского энуреза, как сами понимаете, потому что «реалити-шоу, которое разыгрывает мозг во сне, — не просто развлечение». Авторы книги убеждены, что во сне мы учимся и репетируем сценарии поведения, перерабатываем эмоции и боремся с депрессией, придумываем гениальные идеи и создаем воспоминания. Ну, как у монархиста Хворобьева в «Золотом теленке», когда он в объятиях Морфея боролся с советской властью — о приезде государя-императора в город Кострому, например. «Рядом с ним, помнится, еще граф Фредерикс стоял, такой, знаете, министр двора».
Вообще-то, анатомия сна, оказывается, «почти идентична анатомии шизофренического психоза, поскольку отключена часть мозга, отвечающая за критическое мышление». И поэтому неудивительно, что названия глав этой увлекательной книги порой изысканно развязны, словно во сне Великого Мастурбатора, вызванном полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения. «Rockettes, ЭЭГ и пирог с банановым кремом», «Уроки колючего муравьеда» и «Великий манипулятор», причем до конца так и неясно, кто именно манипулирует — то ли автор «Атомной Леды» и гениальный сюрреалист, то ли цитируемый тут Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей.
В любом случае, все это приключается в ту стадию сладких сновидений, куда снова врывается папа в носках и верхом на мотороллере под музыку «антирелигиозных» R.E.M., что расшифровываются, как «rapid eye movement», или «быстрый сон» Веры Павловны из неувядаемого «Что делать?».
Что и говорить, необычного в главах этого научно-популярного паноптикума хватает с лихвой, и даже на предыдущие две книжки о больном мозге и снах о чем-то большем. «Эти гадкие, гадкие обезьяны», «Сестрица нимфа, братец сатир», «Амур-психопат» и «Уроки жизни для бесстыжих развратников» — подобное чтиво преподнесено вполне обоснованно, правда, без особых картинок.
На самом деле все это далеко не из репертуара видеосалона в Сочи-90, а куда поближе — из сегодняшней науки об эволюционной психологии. Оказывается, отнюдь не Рафик на кассе, а десятки лабораторий исследуют сегодня врожденные биологические механизмы, влияющие на наше поведение. И уже, представьте, выявлены гены, повышающие склонность к авантюризму; гормоны, обеспечивающие щедрость и доверие к собеседнику; зоны мозга, связанные с религиозным поведением или выбором политических убеждений. И в филармонии, и даже в Украине. Ну а самая важная область исследований, позволяющих понять, как именно в природе человека сочетаются биологические и социальные влияния, — это изучение сексуального поведения Homo sapiens.
И тем не менее о тех, которые все-таки не совсем гомо. «Перевод книги Беринга на русский язык — это очень смелый шаг со стороны издательства „Corpus“, — напоминает автор предисловия, — и я совершенно не удивлюсь, если какие-нибудь активисты, чрезмерно озабоченные чужим сексом (за неимением собственного), начнут сжигать ее на площадях».
Покуда же до массовых сжиганий дело не дошло, можно успеть прочитать о том, как глубоко укоренился дедушка Фрейд в фотоальбомы наших пап в трусах под звуки гимна. Так, например, автор описывает историю о том, как он стал писателем. То есть, по сути, свой детский опыт на пикнике, когда «мужчины чесали затылки, пили пиво и забавно изображали трансвеститов, после чего пришли к мнению, что, вероятнее всего, СПИД — это мудрый способ, придуманный Господом для избавления от педиков».
Неудивительно, что после этого он написал (точнее, написала) книгу, где не только, пардон, педики (т. е. люди с гомосексуальной ориентацией), но даже те, кого особо не затрагивали прежде в научно-популярной литературе, живут и размножаются в безумных сюжетах со страшной силой авторского воображения. Приводятся, например, данные современных исследований, проливающие свет на то, как формируются самые необычные сексуальные пристрастия — от акротомофилии (влечения к людям с ампутированными конечностями) до мелиссафилии (сексуального возбуждения при виде пчел).
Но это не страшно, успокаивает автор, поскольку, «прочитав книгу, вы найдете, что у вас гораздо больше общего с „извращенцами“, чем вы думаете», а все «половые девиации гораздо менее девиантны, чем вам кажется».