В 40 лет жизнь только начинается? Едва ли. В нынешние суровые времена она заканчивается в 30. Если прошерстить сайты вакансий, полным-полно встретишь работодателей, требующих работника чуть ли не до 25, при этом желательно с опытом. А что делать в 26? Не говоря уже о 50 и дальше.
Под конец третьего десятка и в начале четвертого современный человек сталкивается с заметными сложностями не только в поиске труда, но и в попытках настраивания личной жизни, если до сих пор настроить ее не успел или не получилось.
— Сколько Вам? 32... 33...
— 34.
— 34??? А семьи все нет. Не получилось, не повезло... Это бывает...
Вроде бы сорок лет прошло с того монолога из культового советского фильма, а по сути ничего не изменилось, и на цифру «34» сегодня реагируют точно так же. Непременно возникает вопрос «Где и как знакомиться?». Двадцатилетние без всяких проблем и неловкостей делают это повсюду, где только придется: в барах, на улице, в кино, на концертах, в больших шумных компаниях. Но после тридцати подбежать на улице и попросить телефончик вроде как-то уже не комильфо. В баре — пошло. В кино и на концерты в таком возрасте ходят парами. А больших шумных компаний либо уже просто-напросто нет, либо они состоят из семейств, обсуждающих новости и бытовуху. На поверхность снова вылезает вся та тьма комплексов, что в пубертате бушевала, в расцвете молодости благополучно дремала, а затем по новой навострилась.
В распоряжении оказываются только пресловутые сайты знакомств, где неуверенность можно спрятать за удачными (или отфотошопленными) снимками и ловкими репликами, над которыми насиловал мозг полчаса, дабы выдать нечто почти остроумное.
Комедия «Стажер», стартовавшая на днях в украинском прокате, как раз намеревается поразмыслить над тем, как все это выглядит. Только не в 30, а в 70. Главный герой Бен в исполнении Де Ниро овдовел и принялся искать новый смысл жизни. Вдоволь попутешествовав (а американский среднестатистический пенсионер, видимо, легко позволяет себе предсмертный кураж и расширение кругозора), он впадает в уныние, так как чувствует себя далеко за бортом кипящей общественной жизни. Бен отчаянно жаждет снова быть полезным, деятельным, быть в тренде, как говорится. И в итоге устраивается практикантом в популярный онлайн-магазин модной одежды, хотя с трудом справляется с компьютером. Вдобавок еще и закручивает роман с массажисткой.
Фильм совершенно мармеладный и вялый, словно он не только о пенсионере, но и снят пенсионерами. Тем не менее задается вполне насущным и занимательным вопросом: «Что делать на пенсии?». Правда, в нашей стране куда острее стоит несколько иная проблема: «На что жить на пенсии?», так что терзания собственной неприменимости и ненужности уходят на второй, если не двадцать второй план. И все же интересно, как в столь внушительном возрасте возможно обратно вклиниться в колею и круговорот актуальных событий, если, к примеру, последним местом твоей работы было издательство телефонных справочников, которые нынче поголовно перекочевали в электронную форму, да и стационары вытеснились мобильными.
А что делать с личной жизнью, если овдовел, но еще полон так называемых сил? Тут уже даже сайт знакомств не особо подсобит. У нас «овдовел» значит забаррикадировался с котами, телевизором, кроссвордами, лото в лучшем случае и периодически с тоской (а подчас и с облегчением, но в основном равнодушно) бросаешь случайный взор на картинную фотографию в черной рамке, укоризненно поглядывающую из книжного серванта или с дубового трюмо. Бен же, обладая обаянием (и ухоженными стопами) Де Ниро, решительно пускается в любовную авантюру.
То ли в Америке так жить хорошо, то ли это непомерно далекая от реальности киноиллюзия, но там «в 70 лет жизнь только начинается», а у нас в 30 кажется, что все уже прожито и изжито.
К слову, в фильме еще затрагивается тема межполовой перестановки: отчего женщины стали мужественными, а мужчины женственными... Но это совсем другая история.