Арсений орел наш Яценюк в последнее время возомнил себя Франклином Делано Рузвельтом. Как известно, этот президент во времена «Великого Депрессняка» и Второй мировой войны развлекал американцев регулярными задушевными беседами по радио, поскольку телевидения тогда еще не было. Практической пользы от этой говорильни было мало, за исключением психотерапевтического эффекта. Впрочем, это весьма важно для американцев, помешанных на разговорах с психоаналитиками, психотерапевтами и прочими персонажами, готовыми слушать и изрекать любой бред, если это оплачивается соответствующей суммой денежных знаков, выпускаемых в оборот Федеральной резервной системой США.
Но вернемся к Яценюку, который в последние месяцы также подвизается на ниве регулярной телевизионной болтовни перед измученными его же «рехвормами» отечественными обывателями. Сеансы этого маразма получили название «10 минут с премьером». Примерно так в свое время назывались и упражнения в радиоэфире Рузвельта. Словом, орел наш Сеня — тот еще плагиатор!
Но поскольку до уровня Рузвельта он явно не дотягивает, 30 августа, в последнее воскресенье лета 2015 года от Рождества Христова Яценюк решил испытать себя в роли психотерапевта. С этой целью он пообещал гражданам досрочное повышение минимальной зарплаты, доходов бюджетников и даже — аж страшно сказать! — коренную реформу оплаты труда. Правда, узреть реформу в словоизвержении Яценюка как-то не удалось, очевидно, по причине крайне слабых умственных способностей автора этих строк. Зато отчетливо просматривалась пошлая и банальная предвыборная подачка электорату...
Итак, прежде всего Яценюк объявил, что с 1 сентября 2015 года минимальная зарплата в Украине увеличивается до 1378 гривен. Если учесть, что до сих пор минималка равнялась 1218 гривнам, то увеличение составит 160 гривен.
Напомним, что минимальная зарплата в размере 1218 гривен была установлена еще правительством Януковича—Азарова с декабря 2013 года в условиях, когда курс составлял 8 гривен за 1 доллар, то есть минималка равнялась 150 долларам, а цены были значительно, даже в разы меньше. Таким образом, Яценюк, пришедший на смену своему «учителю» Азарову, продержал минималку в размере 1218 гривен без малого два года, несмотря на многочисленные пламенные призывы к его напрочь отсутствующей совести.
Повышение минималки до 1378 гривен было предусмотрено законом о государственном бюджете на 2015 год, но с декабря. Правда, Яценюк и министр финансов Наталия Яресько неоднократно, хотя и весьма туманно намекали, что если финансовая возможность вдруг появится, минимальную зарплату поднимут раньше декабря. Очевидно, невиданные финансовые возможности вскрылись совершенно неожиданно, поскольку еще совсем недавно Яресько заявляла, что для повышения минималки и социальных стандартов ресурсов нет...
Напрашивается совершенно закономерный вопрос в стиле присной памяти Владимира Семеновича Высоцкого: откуда деньги, Сень?! Ведь хотя падение экономических показателей во втором квартале несколько замедлилось, но все равно производство и экономика продолжают падать. Правда, некоторые социально-экономические показатели в Украине показывают устойчивый рост — инфляция, цены, безработица, нищета.
Если верить официальным данным, то согласно последней опубликованной информации Государственной службы статистики, ВВП Украины во втором квартале 2015 года упал на 14,7% год к году. Правительство считает это едва ли не достижением, ведь в первом квартале падение достигло 17,2%. Темпы падения промышленного производства в июле тоже замедлились до 13,4% год к году. Процесс замедления падения идет уже третий месяц подряд: в апреле он составлял 21,7% к году, 20,7% — в мае, 18,1% — в июне. Совокупное падение промышленного производства за 7 месяцев составило 19,5%, то есть почти пятую часть. Существенное сокращение падения экспорта с 42,3% в мае до 29,8% в июне произошло исключительно из-за резко возросших продаж сельхозпродукции. Импорт тоже приостановил свое падение с −45,2% до −38,7% в годовом выражении. При этом недавно проскочила информация о том, что на казначейских счетах скопились изрядные суммы...
Словом, налицо «некоторое улучшение обвального ухудшения», а потому остается в силе поставленный выше вопрос: откуда при таком, пусть и несколько замедляющемся, обвале вдруг взялись деньги?
Яценюк безуспешно пытается доказать, что источником средств является героическая борьба фискальной службы с теневой экономикой, в результате чего существенно увеличились поступления в бюджет. По его словам, в августе за счет детенизации и борьбы с коррупцией в Государственной фискальной службе удалось дополнительно собрать почти 2 миллиарда гривен налога на добавленную стоимость. В целом общий финансовый ресурс, который необходимо было найти для повышения заработных плат, пенсий, выплат и других соцстандартов, составил около 10 миллиардов гривен.
И все же о главном источнике дополнительных средств Яценюк стыдливо промолчал: это инфляция! В начале года инфляция зашкаливала: 60% в годовом измерении, например, в апреле — 60,9%. Правда, в июле годовой темп роста индекса потребительских цен замедлился до 55,3% по году, но и это огромная цифра. Именно инфляция позволила правительству сформировать определенный ресурс обесценившихся гривен, чтобы теперь ими несколько повысить минималку и прочие социальные стандарты. Образно говоря, с одной стороны, инфляцией у граждан отобрали 100 гривен, а с другой стороны, добавили десятку!
Кроме минимальной зарплаты, по словам Яценюка, будут увеличены также пенсии, стипендии, социальные выплаты и зарплаты для работников бюджетной сферы, о чем в Верховную Раду правительством вносится соответствующий законопроект.
Так, выплаты учителям вырастут на 474 — 605 грн (в зависимости от категории), семейным врачам — на 453 грн, медсестрам — на 304 грн, работникам соцсферы — на 304 грн, работникам культуры (в частности, библиотекарям) — на 348 грн. Стипендия студентам, которых в стране насчитывается около 1,5 млн человек, будет увеличена на 112 гривен для учебных заведений 1-2 уровня и на 95 гривен в вузах 3-4 уровня аккредитации. Выплаты одиноким матерям вырастут на 350-727 грн. Пенсионеры, численность которых составляет около 7,5 млн. человек, будут получать минимальную пенсию в размере 1074 грн. Лица с ограниченными возможностями получат дополнительно 100-200 грн.
Яценюк выразил твердую уверенность, что повышение минимальной заработной платы коснется не только бюджетной сферы. По его словам, предприятия всех форм собственности должны поднять заработную плату для работников. На чем основано это убеждение, Яценюк не пояснил.
Зато он замахнулся — ни много ни мало! — на реформу системы оплаты труда в Украине.
Яценюк подчеркнул, что на повестке дня правительства стоит «в целом реформирование системы оплаты труда». «В ней не хватает справедливости. Поэтому правительство вместе с Президентом и парламентской коалицией будет работать над новой реформированной системой оплаты труда для всех украинцев», — сказал премьер.
Он также сообщил, что поручил Министерству социальной политики вместе с руководителями областных государственных администраций и правоохранительными органами безотлагательно созвать комиссии по погашению задолженности по заработной плате «и сделать все для того, чтобы человек, который работает, получил свою заработную плату в полном объеме».
«То предприятие, которое уклоняется от выплаты заработной платы, должно понести как административную, так и уголовную ответственность», — подчеркнул Яценюк.
«Мы рассчитываем на то, что украинские профсоюзы станут на сторону работников и помогут правительству взыскать задолженность по заработной плате и поддержат нашу позицию относительно увеличения минимальной заработной платы, социальных стандартов и пенсий», — подчеркнул он.
С одной стороны, оплата труда в процентном отношении к ВВП и к единице продукции в Украине является одной из самых низких в мире, в чем наша страна «успешно» конкурирует с Африкой. Посему вопрос премьером поставлен более чем актуальный.
Но, с другой стороны, в его словах ничего реформаторского не видно. Те меры, которые назвал Яценюк, направлены лишь на то, чтобы заставить работодателей платить хоть какую-то зарплату. И здесь ничего нового и героического в словах Яценюка нет, поскольку действующим законодательством предусмотрена даже уголовная ответственность за невыплату, несвоевременную или неполную выплату заработной платы. Но коррумпированная правоохранительная и судебная система сводят на нет все эти строгости, что часто позволяет работодателям эксплуатировать бесплатный труд. Кстати, часто этим грешат не только частные, но и государственные предприятия.
Что же касается увеличения зарплаты, то здесь у правительства реальных рычагов влияния нет. Например, «пряник» в виде существенного сокращения величины единого социального взноса при условии увеличения зарплат на предприятии особого успеха не принес.
Государство могло бы существенно повлиять на уровень оплаты труда, если бы имело достаточное количество государственных предприятий, на которых платилась бы высокая зарплата. Это послужило бы своеобразным маяком, а трудовые ресурсы могли бы мигрировать на госпредприятия в поисках высокой зарплаты и социальной защищенности. Но на госпредприятиях зарплата, как правило, мизерная, самих этих предприятий осталось мало, да к тому же в планах правительства Яценюка — распродать остатки.
Таким образом, указанные повышения и обещания являются не чем иным, как подачкой с психотерапевтическим эффектом перед местными выборами. Правда, как заявил Яценюк, его «Народный фронт» на местные выборы не пойдет, очевидно, по причине смехотворно низкого как для правящей партии рейтинга, сравнимого со статистической погрешностью. Но если верить в слухи об объединении политических сил Яценюка и Порошенко, то объяснение такому «аттракциону невиданной щедрости» становится вполне очевидным.
Другое дело, что на фоне нынешних катастрофических цен и тарифов указанные повышения являются издевательски низкими. А о громко заявленной «реформе оплаты труда», думается, скоро и вовсе забудут...