Ввиду многократных нарушений незаконными вооруженными формированиями минских договоренностей, Украина не может пойти на навязываемую ей спешную демилитаризацию с. Широкино в востоку от Мариуполя, заявляет экс-министр обороны Евгений Марчук, представляющий Украину в подгруппе по безопасности трехсторонней контактной группы.
«Украинская сторона, которая неоднократно предлагала России несколько вариантов демилитаризации Широкино, не может спешно и безоглядно идти на демилитаризацию этого многострадального населенного пункта. И именно поэтому эксплуатация так называемого „жеста доброй воли“ (одностороннего выведения боевиков из Широкино) и навязывания украинской стороне неприемлемого поведения никоим образом не влияет на украинскую позицию. Демилитаризация Широкино еще только начинается», — отметил Марчук, сообщает «Интерфакс-Украина».
Он пояснил, что главной проблемой является то, что боевики при поддержке РФ не выполняли минские договоренности от 12 февраля 2015 года и сентября 2014 года, под которыми стоят их, и РФ, и т.н. «ДНР» и «ЛНР», подписи. «Они в нарушение этих договоренностей заняли Дебальцево, часть Широкино и вторглись в несколько так называемых серых зон по всей линии столкновения, и в нарушение этих соглашений, продолжают и дальше использовать тяжелые вооружения при обстрелах», — отметил Марчук, подчеркнув, что Украина не может пойти на быструю демилитаризацию с. Широкино именно по этой причине.
Он также напомнил о безуспешной договоренности вокруг Широкино, имевшей место полтора месяца назад. «Это была первая попытка. Но тогда режим тишины продержался только полтора суток», — отметил экс-министр обороны.
Кроме того, Марчук подчеркнул, что «боевики вышли из Широкино, но артиллерийские позиции не изменили».
«Предварительно согласованно, что в центре Широкино будет установлен круглосуточный наблюдательный пункт Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ, которая увеличивает для этого количество персонала. Завершается согласование участия также украинских и российских военных, которые входят в СЦКК (Совместный центра контроля и координации) в мероприятиях по контролю ситуации в Широкино во взаимодействии с ОБСЕ, — рассказал он.
По словам экс-министра обороны, в вопросах демилитаризации Широкино «еще очень много работы, здесь еще не все окончательно согласованно». Речь идет, в частности, о разминировании, обеспечении правопорядка, решении санитарно-эпидемиологических проблем, функционировании объектов жизнеобеспечения, а также отводе тяжелых вооружений (артиллерия, танки и минометы) на 15 км от центра Широкино. «То есть создание 30-километровой зоны безопасности. Идет согласование с российской стороной. Это рутинная и нервная работа — точные географические координаты, топография, оценка на местности, обстоятельства тактического и стратегического характера и многое другое», — рассказал Марчук.