Минкульт превращает культуру в базар

После событий последних полутора лет Майдан стали называть «Территорией достоинства» и «Местом силы». Зафиксировать эти гордые определения призвана грядущая реконструкция центральной площади страны. Но, как это часто бывает у нас, под высокими идеями подло маскируются корыстные цели.

В результате реконструкции площади из-под неё не будут убраны торговые площадки. По крайней мере, до сих пор власти не заявляли о таких намерениях. Хотя ни в одной другой европейской столице центральная площадь не отведена под магазины. Да и изначально, по проекту последней реконструкции Майдана, под ним планировалось оборудовать автостоянку и музей государственности. Последний должен был находиться в той части сегодняшнего ТЦ «Глобус», который находится рядом со стелой «Оранта-Украина».

«Когда мы начали реконструкцию Майдана в 2000 году, по очереди появилась „Оранта-Украина“ и скульптурная композиция основателям Киева. А когда дошла очередь до строительства фасада самого музея, то вдруг ни с того ни с сего прекратилось финансирование и готовые помещения музея быстро передали под торговые площади... То есть, как только были готовы помещения, финансирование реконструкции Майдана сразу же прекратили», — вспоминает скульптор Анатолий Кущ, автор монумента Независимости на Майдане.

Так что площадь могла бы выглядеть сегодня так:

Колоннада за «Орантой-Украиной» должна была стать входом в музей государственности. Между колоннами планировалось поставить скульптуры князей, гетманов и Михаила Грушевского. А по бокам портика должны были быть масштабные рельефы с портретами деятелей украинской культуры и духовных лидеров.

Но власти отдали предпочтение торгашам. Сиюминутный заработок для них важнее национальной идеи и культурной памяти.

Одним из ярких примеров того, как эти же продажные принципы действуют уже после Евромайдана, является ситуация в Национальном газетно-журнальном издательстве. Госпредприятие издаёт пять журналов («Український театр», «Музика», «Пам’ятки України», «Театрально-концертний Київ», «Українська культура») и две газеты («Культура і життя», «Кримська світлиця»).

На волне люстрации в издательстве сменили руководство. Управлять им стали Роман Ратушный и Анатолий Сериков. С их приходом дела стали идти всё хуже и хуже. Ежемесячный выход журналов и еженедельная публикация газет сменились выходом изданий от случая к случаю. За шесть месяцев 2015 года вышло не шесть номеров каждого из журналов, а всего лишь по одному номеру журналов «Музика», «Пам’ятки України» и «Театрально-концертний Київ». То есть в свет вышло не около 30 журналов, а только 3. В свою очередь газета «Культура і життя» стала появляться не раз в неделю, а (в среднем) раз в две недели.

Начальство оправдывает такое положение дел кризисом и сокращением госфинансирования. Но, принимая во внимание коррупционное прошлое Анатолия Серикова, напрашиваются абсолютно иные выводы. О его паразитирующей деятельности в этом же издательстве мы писали ранее.

Вместо того, чтобы попытаться восстановить график выхода журналов и газет издательства, Роман Ратушный и Анатолий Сериков направили силы на выпуск глянца «Киев и не только», в который приловчились продавать рекламу. Создаётся он силами сотрудников издательства. Хотя его нет в статуте госпредприятия. Насколько грубым нарушением это является, надеюсь, решит суд.

Когда годичный контракт Романа Ратушного на работу в издательстве истёк, то, уходя, он прихватил с собой официальную печать издательства, наотрез отказавшись её возвращать. Так что вскоре наверняка выплывут новые подробности коррупционных схем, которые он проворачивает вместе с Анатолием Сериковым.

Архитектура нынешнего Майдана — это символ того, как национальные ценности с лёгкостью продаются и забываются. Например, вышеупомянутым журналам «Українська культура» и «Український театр» в этом году исполняется 94 и 98 лет соответственно. Отечественные издания со столь долгой историей ещё стоит поискать. Но из-за того, что сиюминутная выгода интересует нынешнее руководство этих журналов больше, чем верность традиции, они вместо этих журналов издают собственный — «Киев и не только».

Так же и на самом Майдане вместо рельефов с портретами наиболее важных деятелей украинской культуры и истории решили открыть торговые площади.