В мае прошлого года на Каннском кинофестивале состоялась премьера американского фильма ужасов «Оно» молодого начинающего режиссера Дэвида Роберта Митчелла. Лента получила мешок положительных отзывов и, судя по рецензиям, смогла напугать даже самых толстокожих скептиков. Целый год картина разъезжала по различным фестивалям всех континентов, продолжая собирать комплименты в копилку, пока наконец не добралась до проката. В конце июня украинский зритель, возможно, тоже ее увидит.
Это совсем не то «Оно», о котором вы подумали. И никакого кровожадного клоуна здесь нет, и вообще Стивен Кинг ни при чем (сценарий целиком принадлежит авторству Митчелла). Собственно, в оригинале название не совпадает с кинговским романом, а звучит как It Follows — «Оно идет за тобой». Девятнадцатилетняя девушка — миловидная блондинка, от которой, что называется, все без ума — решается на первый секс с новоиспеченным бойфрендом. Половым путем ей передается проклятие: не успевает она, грубо говоря, надеть трусы, как появляется «нечто» зловещее, которое начинает повсюду ее преследовать с целью убить.
«Оно» — это зараза, инфекция, которую подхватываешь во время совокупления и можешь передать другому только таким же способом. То есть временно избавиться от проклятия возможно, лишь с кем-нибудь переспав. «Временно» в том смысле, что когда «оно» убьет того, на кого ты перекинул эту «радость», то все равно вернется за тобой, то есть пойдет по цепочке вниз.
Понятно, что вирусная дрянь в виде смертоносной потусторонней нечисти — метафора, подразумевающая СПИД. Метафорический хоррор с социальным подтекстом — крайне редкое явление в кинематографе, так что восторги критиков не удивительны. К тому же, помимо поучительной подоплеки, фильм действительно страшный и убедительный... Похоже, Митчелл снял самую эффективную социальную рекламу против небезопасного секса из всех существующих. Правда, в фильме ни разу не уточняется, с презервативом была «любовь» или без, что, в принципе, верно, так как в противном случае кино и впрямь бы уподобилось рекламному ролику. Единственный риск, что у особо восприимчивых подростков увиденное может отбить охоту заниматься сексом вообще, даже безопасным.
Хотя нет. Конечно, нет. Человек, видимо, устроен так, что никакая смертельная опасность, никакой обещанный кошмар и жуткий ужас не в состоянии заставить его утихомирить основной инстинкт. Не зря у Митчелла в сюжете присутствуют два воздыхателя, пускающие слюнки на героиню. Узнав о проклятии и наблюдая нечеловеческий страх девушки, сходящей с ума от адских видений, оба все равно изъявляют страстное желание с ней переспать и готовы осознанно подцепить заразу. Ладно один просто-напросто не верит в реальность происходящего и считает, что «оно» — плод разыгравшегося воображения подруги. Но второй лично становится свидетелем так называемой паранормальной активности и испытывает ее силу на себе, после чего, невзирая на увиденное, снова предлагает секс.
Стало быть, сексуальный инстинкт отправляет инстинкт самосохранения в безоговорочный нокаут.
И тот факт, что СПИД до сих пор всячески процветает, не испытывая никаких стеснений и затруднений, несмотря на наличие общедоступного элементарного средства защиты, говорит в пользу теории Митчелла: человека от секса ничем не отпугнуть. Можно, конечно, удариться в экономику и в качестве оправдания привести нынешнюю стоимость презерватива. Но ведь и годами ранее, когда контрацептивы обходились в копейки, спада эпидемии не было.
Наверное, даже если посадить у кровати монстра, запрограммированного сожрать сразу по окончании акта, человек все равно спустит штаны с мыслью «Авось пронесет»...