Чего не хватает украинскому кинопрокату?

Репертуар украинских кинотеатров деградирует. Поклонники не то что фестивального артхауса, но даже высококлассного популярного кино обречены дрейфовать на пиратских торрентах в ожидании очередной новинки. Ведь в отечественных кинообителях такие фильмы — большая редкость.

Не вышел в украинский прокат ни один из прошлогодних победителей Каннского, Берлинского и Венецианского кинофестивалей. Не было и обладателя «Оскара» за лучший фильм — «Бёрдмена». А из лауреатов премии Европейской киноакадемии до наших экранов доходят лишь считанные ленты.

В связи с этим мы отобрали ленты, которых не было и не будет в украинском прокате, но они придутся по вкусу поклонникам высококлассного фестивального и популярного кино.

С июня вступает в силу запрет на российское кино в украинских кинотеатрах. Это одна из причин, по которой на наши экраны не выйдет картина Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками». А ведь это один из наиболее знаковых фильмов, в создании которого принимала участие Украина.

За работу над ним украинский оператор Сергей Михальчук был отмечен «Серебряным медведем» Берлинале (и это лишь вторая такая награда в истории нашего кино). Кроме того, часть денег на съемки картины было выделено из украинского госбюджета. Они проходили сразу в нескольких украинских городах. И многие украинские актёры в ней снялись...

Из других, безусловно, высококлассных российских фильмов, которые мы не увидели на широких экранах, стоит отметить «Испытание» Александра Котта, «Левиафан» (http://fraza.ua/analitics/21.01.15/215126/leviafan_navsegda.html) Андрея Звягинцева, «Дурак» Юрия Быкова, «Класс коррекции» Ивана Твердовского... Во многих из них показывается реальность, предельно близкая Украине. Герои этих лент сталкиваются с проблемами, которые вынуждены решать наши рядовые граждане. Но из-за банального и близорукого запрета на всё российское кино, ленты уже не дойдут до наших экранов.

Прокатчики в большинстве своём относятся к нашим зрителям, как к полуобразованному стаду, которое ходит в кинотеатры за «хлебом и зрелищами» (читай: «попкорном и экшеном»).

Один из главных аргументов в решении выпускать тот или иной фильм на наши экраны — присутствие в ленте актёра с мировым именем. «Посмотреть на звезду» зритель обязательно идёт. Но тут прослеживается одна малоприятная закономерность: плохой, но попсовый фильм со звездой доходит до нашего проката, а хороший, но авторский с той же звездой — нет.

Поэтому мы так и не дождались в прокате, например, фильма «Дикая» (2014) с прославленной красоткой Риз Уизерспун.

Эта лента номинировалась на два «Оскара». На IMDb она получила высокий рейтинг — 7,2. Вышеупомянутая Риз сыграла здесь одну из своих лучших ролей за последние годы. Да что там говорить, даже тот факт, что фигуристая звезда «Жестоких игр» и «Блондинки в законе» появляется в «Дикой» топ-лесс, не стал решающим.

Фильм приглашает зрителя в долгое и нелёгкое путешествие по дикой природе. Главная героиня пытается самостоятельно пройти пустыни, горы и леса, чтобы провести таким образом в жизни символическую черту. Своё горькое прошлое она после этого похода попытается окончательно оставить позади, дабы начать новую жизнь с чистого листа.

Увы, не суждено нам было встретить в кинотеатрах и один из наиболее ярких американских фильмов прошлого года «Врождённый порок», в котором, кстати, тоже появляется красотка Риз. Эту картину многие критики если не окрестили «сенсационной», то похвалили, назвав «блестящей».
Новое творение одного из знаковых американских режиссёров своего поколения Пола Томаса Андерсона рассказывает о сыщике-неудачнике Ларри. Действие разворачивается в Лос-Анджелесе, задымленном наркотическим облаком 1960-х. Главный герой пытается найти свою подругу. Затем сталкивается с каким-то случайным персонажем, которых здесь целое множество, и начинает искать уже кого-то другого. Но вскоре его цель вновь меняется. Так что во второй половине картины сюжетная нить, сплетая все эти бесконечные странности, становится едва уловимой. Однако финал всё расставит на свои места...

В Украине огромное количество суеверных людей, а также поклонников эзотерики. Но выращенные на благодатной почве этих тем ленты живого классика Терренса Малика «К чуду» (2012) и «Рыцарь кубков» (2015) на наши экраны так и не попали. Наверное, звёзды не сошлись... Хотя в самих этих лентах звёзд сошлось целое множество. Натали Портман, Кристиан Бэйл, Кейт Бланшет, Бен Аффлек, Рэйчел МакАдамс — это далеко не полный список знаменитостей в титрах данных фильмов. Не исправил ситуацию даже тот факт, что в ленте «К чуду» одну из главных ролей исполнила украинка Ольга Куриленко.

Пусть эти картины буквально одной хромосомой отличаются от прославленного (хоть и достаточно контроверсионного) маликовского «Древа жизни», они, безусловно, стоят внимания.

Также не напрямик через главные экраны страны, а окольными «огородами» торрентов до Украины вскоре дойдёт фильм Эндрю Хэя «45 лет».
Картина погружает в пучину возрастных страстей. За неделю до празднования 45-летия совместной жизни супруг узнаёт, что в Альпах нашли тело его давнишней возлюбленной. Эта новость переворачивает с ног на голову устоявшуюся десятилетиями жизнь семейства. Фильм отмечен двумя «Серебряными медведями» Берлинале-2015.

Старческой походкой в кинематографе продолжает движение тренд на фильмы о пожилых людях. Высокой популярности в мейнстриме он достиг после премьеры «Отеля „Мэриголд“: лучшего из экзотических» (2011). А в мире фестивального кино — после «Любви» (2012), триумфовавшей на Каннском киносмотре. «45 лет» достойно поддерживает эту волну.


Кадр из фильма «45 лет»

Азиатские и африканские фильмы — непрошеные гости в нашем кинопрокате. И то, что они с треском проваливаются в наших кинотеатрах, стало обидным правилом.

Учитывая, что в фестивальном мире азиатское кино считается едва ли не законодателем мод, а африканское — ещё не раскрытым кладезем новых идей и образов, отношение к ним наших прокатчиков вызывает ужас. Ведь человек не может постоянно интересоваться лишь одними и теми же образами. Время от времени ему просто необходима «смена картинки». А наши дистрибьюторы продолжают кормить зрителей всё тем же пресным, приевшимся киноваревом, что и 5-10-15 лет назад...

Отчасти именно из-за этого у украинского зрителя выработался внутренний расизм. На фильмы о людях с другим цветом кожи наши соотечественники привыкли не ходить.

Из множества замечательных африканских картин выделю хотя бы мавританскую драму «Тимбукту». Она номинировалась на «Оскар», а до этого получила две награды в Каннах и семь (!) премий «Сезар».

По её сюжету, в провинцию приходит вооруженная власть, которая начинает устанавливать жестокие законы. Одна скромная семья изо всех сил пытается держаться в стороне от ужасов тирании. Но против своей воли они вдруг оказываются в самом эпицентре всей этой несправедливости. (А ведь этот сюжет можно с минимальными правками перенести в сегодняшние т. н. ДНР и ЛНР).

Не продвигаются в украинский прокат и отечественные ленты, которые раскрывают актуальные для нас проблемы. Например, кинотеатральная премьера карпатской драмы Виктории Трофименко «Братья. Последняя исповедь» неоднократно переносилась. Хотя окончен был фильм около двух лет назад. Неизвестно, попадёт ли на широкие экраны и украинский победитель престижнейшего кинофеста Sundance «Русский дятел», в котором рассказывается о нераскрытых загадках Чернобыльской катастрофы.

Несмотря на то, что иностранные кинематографисты крайне редко берутся за съёмки фильмов об Украине, лента чешского режиссёра Иржи Стейскала «Яма» также не попала даже в ограниченный прокат. А ведь этот фильм — результат пятилетних (!) наблюдений за жизнью в одном из частных домов на киевских Позняках.


Кадр из фильма «Яма»

Поскольку отечественное кино — большая редкость, они должны были бы получать прописку в наших кинотеатрах автоматически. Однако по разным обидным причинам большинство из них не удостаивается даже ограниченного проката.

Так, из-за непрофессиональности госструктур мы не увидим прекрасный документальный фильм о кобзарях «Свободные люди» (реж. Анна Яровенко). А из-за манипуляций продюсеров — мелодраму «Лёгкая как пёрышко» (реж. Андрей Рожен) и историческую драму «Излечить страх» (реж. Александр Пархоменко).

Все вышеперечисленные и другие факты заставляют любителей небанального кино ещё прочнее отабориться среди он-лайн кинотеатров и торрентов. Вот ещё несколько картин, которые, получив высокие оценки критики, станут хорошей альтернативой репертуарам наших кинотеатров:

«Цена человека» Паоло Вирдзи
«Уильям Тёрнер» Майка Ли
«Столетний старик, который вылез в окно и исчез» Феликса Хенгрена
«Форс-мажор» Рубена Остлунда
«Бабадук» Дженнифер Кент
«Джек и Механика сердца» Стефана Берла и Матиаса Мальзьё
«Лок» Стивена Найта
«Белый Бог» Корнела Мундруцо

Приятного просмотра!