Коммандос как новый способ демонстрации силы и влияния США в мире

За последний год американские отряды специального назначения высаживались в 81 стране — главным образом, для того, чтобы научить местных военнослужащих воевать и исключить участие в войне самих американцев.

Город Мао, Чад — «Это что, хорошо?», — кричит сержант спецназа США. — «Нет, это плохо!».

Он размахивает бумажной мишенью с неудовлетворительными результатами занятий по огневой подготовке в спецподразделении армии Чада, для проведения которых он сюда и прибыл. Судя по десяткам следов от пуль на нарисованной ростовой фигуре, они не поразили жизненно важные органы, а лишь попали в мягкие ткани, а то и вообще в «молоко».

Чадцы, известные как прекрасные воины пустыни, в смущении переминаются с ноги на ногу. В наказание они падают в мелкий песок Сахары и делают 20 отжиманий. «В следующий раз все пули должны попасть вот сюда», — говорит один из солдат чадской армии, показывая на солнечное сплетение на мишени.

И такие сцены происходят повсюду в мире, что свидетельствует о том, как США поддерживает свое доминирующее положение на планете, с помощью элитных военных подразделений.

Теперь американские спецназовцы работают без отдыха. За последний год они высаживались в 81 стране — главным образом для того, чтобы научить местных коммандос воевать и чтобы американским военным не приходилось воевать самим. В Гондурасе и Монголии, в Эстонии и Джибути спецназовцы США обучают местных военнослужащих дипломатическому искусству, чтобы те могли защитить свою страну от влияния экстремисткой идеологии, а также боевым навыкам — для борьбы с наступающими боевиками.

В рамках своего плана по сокращению зависимости США от традиционных боевых действий президент Барак Обама пообещал создать целую сеть подобных соединений — от Южной Азии до Сахеля. Столкнувшись с угрозой со стороны мобильных соединений врага, действующих независимо от властей иностранных государств, армия США дислоцировала отряды быстрого реагирования во многих странах вместо того, чтобы содержать крупные формирования лишь в некоторых из них.

За финансовый год, закончившийся 30 сентября, бюджет командования сил специальных операций в городе Тампа, штат Флорида, направляющего элитные войска в разные точки земного шара, был значительно увеличен до 10 миллиардов долларов по сравнению с 2,2 миллиарда долларов в 2001 году. В этом году Конгресс США увеличил численный состав сил спецназа почти вдвое — до 70 тысяч человек по сравнению с 33 тысячами в 2001 финансовом году. Дополнительное финансирование осуществляется за счет бюджетов армии сухопутных войск, военно-морских сил, морской пехоты и военно-воздушных сил.

Например, силы спецназа морского флота США («Морские котики») и «Зеленые береты» (войска специального назначения США) расквартированы в странах Балтии для проведения учений военнослужащих Литвы, Эстонии и Латвии в условиях войны чужими руками, то есть таких непрямых военных действий, которые Россия вела в Крыму и ведет на востоке Украины.

Кроме того армия США сворачивает успешную (по мнению командования) миссию, начавшуюся вскоре после захватов самолетов 11 сентября для оказания помощи филиппинской армии в блокировании связанной с «Аль-Каидой» группировки «Абу Сайяф». Помимо этого, командование считает, что подготовка американскими специалистами военнослужащих Колумбии позволила переломить ситуацию в борьбе с боевиками и наркодилерами.

Иногда войска специального назначения СГА сами принимают участия в боевых операциях, как например, в случае, когда в 2011 году «Морские котики» ВМС США во время своей операции уничтожили скрывавшегося в Пакистане Усаму бен Ладена. Или в 2009 году, когда они освободили от сомалийских пиратов капитана грузового судна Ричарда Филлипса (Richard Phillips).

Спецназ США совместно с военнослужащими Уганды прочесывают леса Центральноафриканской Республики в поисках предводителя Господней армии сопротивления Джозефа Кони (Joseph Kony). Эта повстанческая группировка, которую США считают террористической, насильно привлекала в свои ряды детей.

Однако в подавляющем числе случаев миссии войск специального назначения сводятся к комплектованию и обучению иностранных армий для ведения боевых действий против экстремистов, которые, по мнению США, представляют собой угрозу.

Выбор в пользу такой стратегии был сделан после 14-летних боев в Афганистане и постоянно возобновляющейся войны в Ираке — дорогостоящих боевых действий, ослабивших политическую поддержку многих американцев. При этом США сталкиваются с угрозами со стороны таких пользующихся полной свободой террористических организаций как «Аль-Каида» в исламском Магрибе — в Мали, «Аль-Каида» на Аравийском полуострове — в Йемене, «Исламское государство» в Сирии и Ираке, «Аш-Шабаб» в Сомали и «Боко Харам» в Нигерии. Большинство из этих боевиков не скрываются среди простых граждан, недовольных коррумпированными или некомпетентными властями в своей стране, а действуют повсюду, не признавая государственных границ.

Стратегия применения специальных операций на протяжении современной истории приводила к разным результатам. США применяли их во Вьетнаме, но консультативная военная помощь переросла в дорогостоящую полномасштабную войну. На протяжении нескольких лет США занимались обучением армии Мали, от которой под стремительным натиском «Аль-Каиды» и ее союзников в 2012 году остались лишь отдельные разрозненные отряды.

Альянс, созданный войсками специального назначения США и Йемена для борьбы с «Аль-Каидой» на Аравийском полуострове, был разрушен в начале этого года, когда антиамериканские повстанческие группировки свергли проамериканского президента.

Один из скептиков — вице-президент и эксперт по вопросам обороны и внешней политике консервативного фонда «Наследие» (Heritage Foundation) Джеймс Карафано (James Carafano) — говоря о войсках спецназа, сказал нечто вроде: «Я вам не буду делать операцию на головном мозге, потому что я дам вам аспирин. Мир подобным образом не работает».

Спецназовцы могут выследить врага или обучить небольшие отряды местной армии, но в одиночку создать боеспособную национальную армию они не в состоянии, считает г-н Карафано.

Иногда для противодействия внезапно возникающим угрозам выбранная стратегия не обладает достаточной гибкостью. Реализация американской программы по формированию, обучению и вооружению умеренных сирийских ополченцев шла настолько медленно, что некоторые потенциальные союзники отказались от мысли сотрудничества с Вашингтоном. Ряды многих из этих формирований заполнили именно те экстремистские группировки, с которыми США собирались бороться.

Трехнедельные военные учения в Чаде, закончившиеся в прошлом месяце, стали неким миниатюрным воплощением стратегии США. Ежегодная миссия началась десять лет назад с небольшой программы, а теперь превратилась в масштабный проект, в котором задействовано 1300 военнослужащих, и инструкторы-спецназовцы из 18 стран тренируют отряды специального назначения из 10 африканских стран.

«Мы противостоим общей угрозе в виде „Аль-Каиды“, действующей в исламском Магрибе, „Боко Харам“ и других экстремистских организаций, угрожающих нашему образу жизни», — говорит генерал-майор Джим Линдер (Jim Linder), командующий сменяемого контингента сил специального назначения в Африке.

Союзные государства, в частности, Великобритания, Испания, Италия, Бельгия, Германия, Дания и другие, которые на протяжении последних десяти лет создавали всемирную сеть сил специального назначения — главным образом, путем совместных действий по обучению местных вооруженных сил Афганистане. В этом году на учения в Чад направили своих наблюдателей Литва и Латвия, что повышает вероятность участия этих двух стран в учениях, которые состоятся в следующем году в Сенегале.

В ряде африканских стран существует угроза со стороны экстремистов того или иного толка. Десантники Мавритании воевали в Мали с боевиками «Аль-Каиды» и ее сторонниками. Инструкторы сил специального назначения Германии обучали военнослужащих Туниса, граничащего с повергнутой в хаос Ливией.

Нигер и Камерун защищают свои страны от «Боко Харам» — группировки, печально известной похищением сотен молодых людей и зверскими убийствами тысяч человек на северо-востоке Нигерии.

Многочисленные спецназовцы Службы десантных кораблей специального назначения Нигерии, прошедшие обучение под руководством «Морских котиков» США, приезжали в Чад для прохождения тактических учений с участием британских инструкторов. Они учились устраивать засады, выносить раненых товарищей из зоны опасности, а также передвигаться в условиях характерного для данной местности редколесья.

За последние шесть лет США, Чад, Нигер и другие страны неоднократно выступали с критикой в адрес Нигерии за применение жестких мер против местного гражданского населения, которое могло бы оказывать содействие и выбивать боевиков с территории страны.

Действия Нигерии против боевиков «Боко Харам» оказывались неэффективными и «в некоторых местах фактически ухудшили ситуацию», — заявил в январе командующий силами специального назначения в Африке генерал Дэвид Родригес (David Rodriguez), обратившись к аудитории в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне. США и их союзники надеются, что недавно прошедшие учения помогут нигерийской армии изменить события в свою пользу.

Учения под руководством американских военных инструкторов помогли войскам Чада блокировать наступление боевиков. Однако, по мнению командования, вряд ли Чад сможет отбросить боевиков «Боко Харам» с завоеванных территорий до тех пор, пока Нигерия, являющаяся самой экономически развитой в регионе страной с самой мощной армией, не начнет собственное наступление.

«Пока мы не можем объявить о победе и своем превосходстве, — говорит бригадный генерал армии Чада Зэкерия Нгобонгве (Zakaria Ngobongue).

Учения под названием Flintlock проходили в Чаде, однако, по словам военных, руководящую роль выполняло командование сил специального назначения в Африке, которое выделило для этих целей от 6 до 7 миллионов долларов, что составило львиную долю всех расходов. Грузовые самолеты для перевозки личного состава, материалов и продовольствия предоставили ВВС национальной гвардии штата Западная Виргиния, а также ВВС Канады и Испании.

Несмотря на то, что население Чада составляет всего 12 миллионов человек, это внутриматериковое государство занимает площадь в три раза большую, чем Калифорния, причем значительную часть его территории занимает пустыня Сахара. Чад граничит с целым рядом стран, являющихся «горячими точками» — Ливией, Суданом, Центральноафриканской Республикой и находящейся на другом берегу озера Чад Нигерией.

Контрабандисты, занимающиеся торговлей оружием, наркотиками и людьми, пресекают Чад и соседний Нигер — многие их них направляются в Ливию или из Ливии на север. «Это огромная пустынная территория с плохо охраняемыми границами, которая представляет огромную террористическую угрозу», — комментирует полковник армии Чада Хассим Мусса (Khassim Moussa).

Граждане Чада на протяжении длительного времени боролись с врагами США — от фашистов до ливийского лидера полковника Муаммара Каддафи (Moammar Gadhafi). После терактов 11 сентября США убедили Чад создать войска специального назначения для противостояния существующим в регионе угрозам. В 2012 году Чад создал свою специальную антитеррористическую группу, понимая, что обучать ее членов будут инструкторы из спецназа США.

За прошлый год США передали этой группе свыше 50 автомобилей, а также униформу, запасные части, радиостанции, генераторы и кареты скорой помощи, рассказывает начальник штаба полковник Хассим. По его словам, американские инструкторы-спецназовцы проводят учения для чадских военнослужащих три-четыре раза в год.

Чадские коммандос производят потрясающее впечатление — в клетчатых платках на голове и в темных очках они прочесывают районы боевых действий на открытых грузовиках-«лэндкрузерах», оснащенных крупнокалиберными зенитными пушками. Они первыми пойдут в бой, когда начнутся боевые действия — а они случаются нередко.

Например, в 2013 году войска Чада вместе с подразделениями французской армии воевали против «Аль-Каиды» в Мали. Антитеррористические войска недавно попробовали свои силы в Нигерии в рамках операции, во время которой в прошлом месяце должны были проходить учения солдат под руководством американского спецназа.

Не исключено, что задействование сил специального назначения в рамках новой стратегии может случайно привести к нарушению закона, согласно которому американские войска не имеют права взаимодействовать с иностранными вооруженными силами, замеченными в нарушении прав человека, к числу которых относятся и некоторые подразделения нигерийской армии. Предположительно, в подобных преступлениях были замечены и вооруженные силы Чада. Чадцы были задействованы в качестве миротворцев во время религиозных столкновений в Центральноафриканской Республике, но в прошлом году они покинули страну после того, как их обвинили в том, что они принимали сторону одной из противоборствующих сил и стреляли в гражданских лиц.

По заявлению властей Чада, их войска иногда применяли грубую силу по отношению к людям, которых они должны были защищать. Как утверждает полковник Хассим, военные учения под руководством американских военных инструкторов помогло решить эту проблему. «Теперь солдаты ведут себя совсем не так как раньше, — заявил он в феврале, обращаясь к жителям расположенного в пустыне города Мао, в котором находится учебный центр. — И вы, гражданское население, не должны бояться военных».

Американским военным инструкторам рекомендуется изучать местную культуру, язык и политическую обстановку в стране, поскольку они отчитываются, о том, в какой степени эта страна уязвима и насколько защищена от террористов. «Это не шпионаж, а вооруженная антропология», — утверждает бывший полковник спецназа Дэвид Максвелл (David Maxwell), который теперь работает в Джорджтаунском университете.

Такая работа привлекает солдат, которые стремятся не только служить в миротворческих войсках. Командир одного из подразделений спецназа Чада вырос в соседнем Камеруне в семье миссионеров. Он знает французский язык, на котором говорят в Чаде, бывшем когда-то колонией, а также упрощенный вариант английского, на котором говорят в странах Западной Африки. Такие познания очень удивили нигерийских спецназовцев в лагере. Он редко заводит разговор с африканскими сослуживцами, не спросив их вежливо, хорошо ли они спали ночью — такой вопрос в этих краях является проявлением уважения.

В ходе операций по борьбе с экстремизмом американским спецназовцам часто приходится вникать в те сферы, которые раньше считались исключительно гражданскими — и помимо тактических учений вести разъяснительную работу по социальным и экономическим вопросам.

Американские инструкторы-психологи помогли провести радиосвязь в джунглях Уганды, Южного Судана и Центральноафриканской Республики, чтобы спровоцировать дезертирство в рядах повстанцев Господней армии сопротивления. Отряды сил специальных операций, занимающиеся делами гражданского населения и работающие при посольствах трех десятков стран, взаимодействуют с американскими дипломатами и экспертами в области развития для усовершенствования системы коммунального хозяйства, например, водоснабжения. Целью такой работы является повышение популярности правительств, поддерживающих интересы США.

В городке Мао спецназовцы сделали перерыв в занятиях по созданию засад и организации учебных патрулей, чтобы развернуть бесплатную поликлинику. Пока американские, датские, итальянские и немецкие медики удаляли жителями безнадежно испорченные зубы, щупали лбы младенцам и раздавали средства против паразитов, спецназовцы местной армии раздавали обработанные пестицидами надкроватные сетки и презервативы Prudence.

«Идея заключается в том, что если жители Чада увидят, что у них есть законная и боеспособная армия, то они будут чувствовать себя более защищенными, — говорит один из врачей сил особого назначения. — В условиях безопасности и стабильности Чад станет гораздо менее уязвимым для „Боко Харам“ и других повстанческих организаций».

«Мы проводим черту на песке и ставим точку именно здесь», — сказал он.