Комикс — это звучит гордо

Пока в мировом и, в частности, украинском прокате успешно идут «Мстители: Эра Альтрона», многие критики упорно продолжают использовать по отношению к комиксу слово «попса». В Америке комикс — отдельная культура, масштабное движение и многолетняя традиция. На постсоветском пространстве комикс — чужая и чуждая заокеанская «ересь», бездумный аттракцион, предназначенный либо для детей, либо для зрителя с попкорном и пепси, неотягощенного интеллектом и не желающего напрягать скудные извилины.

Высоколобые критики не опускаются до рецензирования голливудских «глупостей». А публика продолжает смотреть на экран, но не видеть: смеяться над шутками, восхищаться спецэффектами, но не вовлекаться в подтекст. А меж тем юмористический десант первых «Мстителей» в «Эре Альтрона» трансформировался в настоящую психологическую драму с внутренним конфликтом, местами слишком глубокую как для зрителя-пловца, привыкшего наматывать круги на безопасной легкомысленной поверхности. Студия Marvel показала свой новый ракурс: суровый, тяжеловесный, депрессивный. И заставила парней в спандексе задаваться философскими вопросами.

У супергероев оказалось куда больше проблем, чем суперсилы. Вылезли страхи, комплексы, «детские психологические травмы» и скелеты в шкафу. Различия в характерах, приоритетах и происхождении привели к разобщенности и расколу. И если спроецировать ситуацию на реальность, чем это не различия в ментальности, культуре и политических взглядах?

В одной из первых сцен Мстители накрывают бункер, в котором последователи злодейской нацистской организации «Гидра» проводят запрещенные военные эксперименты. Бункер находится в Восточной Европе, в вымышленном государстве Соковия, которую, естественно, так и тянет назвать СоВковией. То есть Америка выступает против фашизма, в рамках которого в равной степени фигурируют как нацистская Германия, так и «совок». Тут США вполне можно было бы обвинить в выгораживании себя, если бы не персонаж Тони Старка, владельца корпорации Stark Industries, разрабатывающей оружие (родители Ртути и Алой ведьмы, обычные ни в чем не повинные люди, погибли во время бомбежки от снаряда с надписью Stark).

Титулованный мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту, получивший в этом году «Оскар» за «Бердмена», в одном из недавних интервью назвал комиксы «геноцидом культуры». «Такое кино отравляет современную индустрию», — посетовал он. Возможно, отравляет своим количеством, но точно не качеством. Да и связи с реальностью в супергеройском фильме гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Когда Тони Старк создает Альтрона — искусственный интеллект, призванный якобы защитить человечество от любой угрозы, — раскрывается темная сторона «хороших парней». Самым большим злом и угрозой Альтрон определяет самих Мстителей, которых, следовательно, необходимо уничтожить. Так ли уж он неправ?

Железный человек — амбициозный, самовлюбленный эгоист, циник, мизантроп, которому люди, по сути, побоку. Халк — монстр, агрессия и разрушительная сила которого не поддаются контролю (в одной из сцен Старк пытается утихомирить взбесившегося Халка, но в процессе парочка успевает разнести полгорода: расплющиваются авто, разваливаются постройки, летят в стороны случайные прохожие...). Черная вдова — бывшая КГБистка, а в КГБ, как известно, «бывших не бывает». Тор — самодовольный бог с другой планеты, для которого Земля и человечество — короткая туристическая поездка, поход в гости. Капитан Америка — действительно альтруист и защитник, но в то же время абсолютный архаизм, размороженный мамонт из 40-х, которому непонятен и чужд современный мир. Соколиный глаз — просто человек, слабый и уязвимый, которому беременная жена и дети, конечно же, важнее и дороже всего человечества.

Сомнительная защита, не так ли? (В картине есть символичный кадр, где Тор случайно наступает и ломает детскую игрушку).

И на этой сомнительности и разобщенности играет Альтрон, возомнивший себя Богом (неспроста он обосновывается в церкви, которую возвели ровно в центре мира, чтобы каждый человек был на равном расстоянии от Господа). «Вы создаете себе подобных... эээ... забыл это слово... детей, которые превосходят вас и ускоряют вашу смерть», — говорит Альтрон, детище Тони Старка. Альтрон — олицетворение диктатора и диктаторского режима, который оказывается наверху за счет разобщенности сильных и безмозглой стадной преданности слабых (не зря в фильме он руководит армией дроидов, лишенных собственного интеллекта). Опять же, спроецировать на сегодняшнюю реальность — раз плюнуть.

Скажете «Ну какая реальность? Это же всего-навсего комикс о парнях в трико!»? В том-то и парадокс, что в то время как серьезные военные и исторические драмы на выходе получаются пустышкой, комикс, как бы существующий в плоскости ирреальности и даже местами абсурда и клоунады, оказывается глубоким, непопсовым и проблемным полотном, цепляющим гораздо крепче и острее...