Одной из наибольших проблем современной Украины является отсутствие сильной и серьезной оппозиции. Имеется в виду не олигархическая группировка, оказавшаяся «не при делах» и воюющая за место под солнцем с другой группой, дорвавшейся до власти, вроде регионаловских недобитков, изображающих сейчас так называемый оппозиционный блок. Страна крайне нуждается в настоящей левой политической силе и/или в широком общественном движении, защищающем классовые интересы, права и социальные гарантии людей наемного труда.
Но последнее «сольное выступление» такого движения в лице шахтерских и энергетических профсоюзов показало свою полнейшую никчемность! Проблема даже не в том, что своими акциями они ничего не добились. Трагедия состоит в том, что шахтеры, энергетики и их профсоюзы в принципе не дозрели до понимания своих классовых интересов и борьбы за эти интересы. Они не стали, как говорил когда-то Карл Генрих Маркс, «классом для себя», поскольку выступают в интересах крупного капитала, каковым в современной Украине являются так называемые олигархи, а в данном случае, в интересах одного, «чисто конкретного» олигарха, прибравшего к рукам практически всю тепловую энергетику и значительную часть угольной промышленности. Таким образом, вместо Марксовых «железных батальонов пролетариата», борющихся за справедливое социальное устройство, к сожалению, имеем продажную и деградировавшую тусовку, которую можно назвать «пролетарскими батальонами олигархата», обслуживающими шкурные интересы, в данном случае, Ахметова.
Шахтерские выступления в столице были банальными и нетипичными одновременно. Акция была мирной. Ее участники ожидаемо стучали касками под зданиями высших органов власти, а именно под Администрацией Президента, у Верховной Рады и Кабинета Министров. Требования также были ожидаемыми — выплата зарплаты и отказ от закрытия шахт. Последнее требование связано с тем, что профильный министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин незадолго до акций протеста высказался в том смысле, что ряд шахт будет закрыт по причине убыточности. В связи с этим шахтеры потребовали увольнения министра за непрофессионализм, что, в общем-то, справедливо, поскольку этот персонаж имеет довольно слабое представление как об энергетике, так и об угольной промышленности.
Участники акции требовали встречи с президентом, но под администрацией гаранта их встретил первый заместитель главы канцелярии Виталий Ковальчук, заявивший, что тревожащие шахтеров вопросы находятся вне компетенции президентской вертикали, а относятся к ведению правительства, особенно если это касается увольнения министра. В подробности того, что министров теперь фактически назначает парламентская коалиция путем закулисных торгов, исходя из шкурных интересов групп влияния, в главной канцелярии решили не вдаваться, справедливо полагая, что не слишком грамотные пролетарии в лукавых хитросплетениях лживой либерал-буржуазной демократии не разбираются. Проще говоря, Яценюк уволить министра просто так тоже не может! Пресловутое разделение властей тем и хорошо, что способствует безответственности и позволяет банально «разводить лохов»!
Переместившись под Кабмин, протестующие потребовали встречи с премьером Яценюком. Правительство, как и во времена «папередников» Януковича-Азарова, отгородилось от протестующих кордонами милиции, которой было едва ли не больше, чем участников акции. Такие же кордоны потом наблюдались и под Верховной Радой, которая теперь у нас, как известно, является демократичной, постмайданной, проевропейской и так далее.
Ясное дело, что Яценюк к народу выйти не соизволил. Взамен была предложена встреча с министром финансов Натальей Яресько, министром экономики Айварасом Абрамавичусом и даже с министром Кабинета Министров Анной Онищенко. Предложение пообщаться с последней персоной вообще является издевательством: мало того, что эта барышня никому не известна, так министр Кабмина является, по сути, кабминовским завхозом, который уж точно не решает те вопросы, с которыми пришли шахтеры. Впрочем, фигуры «варягов» Яресько и Абрамавичуса в этом плане мало чем отличаются.
Словом, свезенные в столицу шахтеры явно играли роль массовки для подкрепления закулисных торгов.
Чиновники тоже понимали, что шахтерская массовка на улице — это всего лишь декорация, к тому же неопасная. Вопросы решаются другими и в другом месте. Поэтому протестующим предложили где-то с кем-то садиться за какой-то стол, что-то там изучать, обсуждать и так далее.
Одновременно с протестами шахтеров проходило расширенное заседание профсоюза энергетиков Украины. Здесь выдвигаемые требования, как для профсоюзов, были довольно оригинальными. Представители энергетиков потребовали от Нацкомиссии по регулированию энергетики и рынка коммунальных услуг (НКРЭКУ) срочно составить единый энергетический баланс, являющийся прогнозным документом, в котором отражена рыночная цена угля для ТЭС, установлены экономически обоснованные тарифы на электроэнергию. Раньше энергетики получали такой документ и планировали свою работу, но в этом году энергобаланс не был принят.
В том, что в центральных органах власти и государственного управления имеет место бардак и некомпетентность, особого секрета нет, как и в том, что подобный документ, несомненно, крайне необходим для нормальной работы отрасли. Но вызывают удивление такие, мягко говоря, странные, как для работников и профсоюзов, требования. Вместо требовать работу и зарплату, речь идет о каких-то бюрократических планах-бумажках, пусть даже важных!
Зато из этих требований отчетливо «торчат уши» интересов Ахметова и его структур. Ситуация в его бизнес-империи складывается все более напряженная. Практически утерян контроль над значительной частью промышленных активов, расположенных на териториях, подконтрольных так называемым ДНР и ЛНР. Кроме того, существенно ослабели позиции в столице: если раньше Нацкомиссия по регулированию энергетики в значительной мере контролировалась структурами Ахметова, то о нынешней НКРЭКУ этого сказать нельзя. Ранее премьер Яценюк, по слухам, очень внимательно относился к проблемам не только Коломойского, но и Ахметова, но теперь в дело все более вмешивается Порошенко и прочие, и уже зазвучали лозунги о национализации бизнес-империи донецкого олигарха. Объективно повышение тарифов играет на руку Ахметову, но плату с обедневшего населения еще надо собрать, а дотации из бюджета уже сокращаются пропорционально росту тарифов. В профильном министре Демчишине Ахметова и компанию не устраивает не столько его слабая компетентность, сколько то, что он не является ставленником Ахметова.
Именно поэтому на заседании профсоюза энергетиков были поставлены не те вопросы, которые волнуют работников отрасли прежде всего, а те, которые интересуют менеджмент ахметовской Донецкой топливно-энергетической компании (ДТЭК), особенно если учесть, что из Донецка Ахметова выдавили вместе с его «компанией».
В этом смысле требования шахтеров выглядят более вменяемыми и, если так можно выразиться, более профсоюзными, то есть свойственными для профессиональных объединений. Накануне акций протеста прошел профсоюзный съезд шахтеров, на котором были сформулированы следующие требования. Прежде всего, это восстановление основных социальных прав: повышения минимальной зарплаты (сейчас 1218 грн), ликвидации долгов по зарплате и отмены налога с пенсий (15% от пенсии, превышающей три минимальные зарплаты), возобновление оздоровительных программ в санаториях для рабочих и их семей. Шахтеры также требуют пересмотреть политику власти в вопросе импорта угля из России, Южноафриканской республики и Австралии. Шахтеры требуют закупать уголь отечественного производства. Выдвинуты также требования принять законы о прожиточном минимуме, о забастовках и введении моратория на закрытие шахт. Обращает внимание тот факт, что в «демократической» Украине для организации митинга и оформления всех документов трудовому коллективу нужно не меньше двух месяцев из-за множества бюрократических нюансов.
Горняки обращают внимание властей, что отрасль находится в плачевном состоянии. Глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец заявил: «Сегодня задолженность по зарплатам достигла 900 млн грн, и она продолжает расти. На фоне полной остановки бюджетного финансирования шахт в 2015 году, сворачивания программ развития, отсутствия средств на безопасность труда прогнозы для отрасли — катастрофические». По его словам, проблемы также усугубились из-за волны взаимных неплатежей на энергорынке страны, общая сумма которых сегодня достигла 10 млрд грн, а добыча угля на госпредприятиях, находящихся на подконтрольных Украине территориях, сократилась в течение года почти вдвое.
Еще раз обратим внимание на тот факт, что требования горняков в целом выглядят намного более адекватными, очевидно, потому, что, в отличие от объединений энергетиков, шахтерские профсоюзы являются намного более независимыми от внешнего влияния, в том числе, от Ахметова и его структур. Возглавляются же шахтерские профобъединения известными деятелями, вроде того же Волынца, прошедшего шахтерскую школу и имеющего определенный авторитет среди шахтеров.
Вместе с тем назвать выступления шахтеров полностью независимыми тоже нельзя. Как раз во время проведения акций в СМИ была слита информация о некоем плане «Крепость», разработанном структурами Ахметова для защиты своих интересов. Одним из важнейших пунктов этого плана являются как раз уличные протесты. И хотя в структурах Ахметова от этого плана открестились, их участие в организации акций очевидно.
Окололиберальная тусовка и разного рода «эксперты» сосредоточились, как и следовало ожидать, на заказном и проплаченном характере акций, за участие в которых участникам раздавали деньги, что отчетливо видно на кадрах, слитых в Интернет и на телевидение.
Несколько воспрянул духом и сам Яценюк. Если поначалу он требовал от министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина немедленно внести на рассмотрение Кабмина программу реформирования угольной отрасли, то затем выступил с заявлением о том, что организованные и проплаченые олигархами акции не способны дестабилизировать ситуацию в стране.
Таким образом, заказной характер акций и их явная связь с олигархами существенно дискредитировали протесты. Между тем оснований для массового выступления более чем достаточно. Социальная ситуация и дальнейшая деиндустриализация в стране влекут за собой все более катастрофические последствия. Можно по-разному относиться к последним акциям, но шахтеры и энергетики, в отличие от подавляющего большинства других, имеют свои достаточно мощные профсоюзные движения, имеющие потенциально широкую социальную базу, которая насчитывает сотни тысяч работников.
Для нормального идеологического обрамления профсоюзов нужна боевая левая политическая сила, способная устранить влияние олигархии на профессиональные союзы и направить движение в правильном направлении, а в частности к экономическим лозунгам добавить социальные и политические. Прежде всего, речь должна идти о социальном равенстве и коренном сломе существующего в стране олигархического социально-экономического уклада. По сути, речь идет о создании в Украине нормального, полноценного, как минимум, социалистического движения.
Пока же этого не сделано, рабочее и/или профсоюзное движение будет объективно обслуживать интересы не людей наемного труда, а олигархов.