Что бы почитать: Андрей Кокотюха, Мария Матиос и Константин Дорошенко

В книжный обзор вошли три из ярчайших премьер современной украинской литературы последних месяцев. Поклонников детективов (и Львова) вдохновит новое творение Кокотюхи «Привидение с Валовой». Фанаты Матиос, на первый взгляд, не встретят ничего кардинального нового в её последней на сегодня повести «Черевички Божьей матери».

Но в сегодняшних обстоятельствах русскоязычная версия этого произведения приобретает неожиданное значение. Ну, а сборник статей арт-критика Дорошенко «Конец эпохи позднего железа» расширит мировоззрение если даже не чем-то новым, то уж точно — неожиданным.

Пожалуй, наиболее продуктивный современный украинский писатель Андрей Кокотюха активно взялся за создание книго-сериала. Его новая серия детективных романов о смекалистом следователе Климе Кошевом переносит читателя во Львов начала ХХ века. На данный момент в этой серии вышло уже две книги. Всего же писатель планирует выпустить до десяти таких романов.

«Привидение с Валовой» (книга для рецензирования любезно предоставлена издательством «Фолио») — так называется вторая часть приключений детектива Кошевого. Сюжет разворачивается в 1909 году, когда город Льва переживал строительный бум. Старые дома перестраивались, а пустыри уступали место новым строениям. По городу расходится молва, что в одном из брошенных зданий появился призрак Чёрной панночки. Все, кто попадал к ней на глаза, — погибали. Жизненные обстоятельства заставляют  главного героя переступить через страх и взяться за расследование этих смертей.

Роман добротно спаян по схемам классического детектива. В книге часто наталкиваешься на клише, позаимствованные, скажем, из хрестоматийных произведений Конана Дойла или Агаты Кристи. Несмотря на это, «Привидение с Валовой» — достаточно самобытное и стильное произведение. Оно заставит вас не только зачитываться до поздней ночи, но и сразу после прочтения поспешить за билетами во Львов, дабы походить по славным старинным улочкам и отыскать на Валовой тот самый загадочный дом с привидением.

Обновлённого мистического антуража городу Льва не хватало уже давно. Пустая хипстерская мода предыдущего поколения на этот город себя исчерпала. Посмотреть на сателлит Европы, не покидая границ Украины, — уже слабый мотив для путешествия. Более убедительный и долговечный повод для туристов — мифы и легенды. К счастью, Кокотюха — не единственный, кто закладывает фундамент для этого, ещё не оформившегося до конца, тренда.

В отличие от большинства популярных детективов, главный герой «Привидения с Валовой» — весьма неказист. Это не изысканный денди с несколькими престижными дипломами за плечами. И не учёный-фанатик, разоблачающий своими изобретениями самых предприимчивых злодеев. Клим Кошевой не впечатлит даже своими боевыми способностями. Его главный конёк — смекалка и умение выпутываться даже из безнадёжных ситуаций. Именно этим он и вызывает ещё большее доверие у рядового читателя.

Роман очень точно воспроизводит ретро-эпоху. От манеры общения и нравов, до одежды и быта той поры – всё здесь описывается с архивной убедительностью. Но главное, в сюжете практически отсутствуют общие места, а мистификации в начале пугают, а в конце — впечатляют своей изобретательностью.

Продолжается работа над экранизацией легендарного романа Марии Матиос «Солодка Даруся». Если случится чудо и этот фильм будет успешным настолько, что создатели всерьез задумаются о сиквеле, — подоснова для него уже, считай, готова. Это «Черевички Божьей матери» (книга для рецензирования любезно предоставлена издательством «Фолио»).
Впервые повесть была опубликована на украинском осенью 2013 года. А в начале этого года вышла на русском языке. В сегодняшней ситуации издание современной отечественной литературы на языке нашего северо-восточного соседа — едва ли не важнее, чем её французская или немецкая публикация. Ведь в таком случае повесть становится своего рода мостиком примирения двух, нынче враждующих, культур.
«Черевички Божьей матери» раскрывают трагические страницы истории Буковины июня-июля 1941 года, когда в эти края пришла советская власть. Эти события читатель видит глазами двенадцатилетней девочки Иванки Борсук. В её родном селе девчонку считают словно не от мира сего. То она жиром вымоет полы, то разложит под дождём все запасы коморы, дабы задобрить разыгравшуюся непогоду. А то и вовсе отправится в лес на поиски дивного цветка, название которого вынесено в заголовок книги. По убеждению Иванки, если этот цветок вложить в надрез в ладони, то обретёшь силу Богоматери.

Однако первопричина таких, на первый взгляд, странностей девочки заключается в том, что она очень остро чувствует разницу между Добром и Злом. Так что когда придут «советы», и эти два понятия спутаются — она окажется одной из немногих, кто всё ещё сможет отличить подлость от помощи и жестокость от лицемерия.

Народные обычаи — конёк Матиос. Подробнейшие описания традиций и обрядов западноукраинских регионов встречаются практически во всех его произведениях. И то, что они не повторяются ни в одной её книге, — заслуга не только нашей богатой этники, но и самой писательницы.
Местами произведение напоминает художественные воспроизведения исторических событий. От общего сюжета повести откалываются подробные описания быта, зданий, устоев буковинского общества. Воспринимается это — словно компенсация белых пятен в исторических архивах.

Словно пульсирующая спираль, сюжет «Черевичек божьей матери» погружает читателя в бездну горя, которое разразилось в финале повести. Ноккаутирующий, тяжёлый осадок после этого произведения перекликается с эмоциями от чтения новостей с востока Украины. Заголовки со словами «Захватили», «Вывезли», «Расстреляли» лишний раз убеждают, что история повторяется. А ещё — что на русском языке эта повесть сегодня в некоторой степени даже более актуальна.

За последние пару месяцев в свет вышло сразу несколько сборников эссе, альбомов с украинской живописью, а также других ярких изданий, родившихся на территории изобразительного искусства. Одним из знаковых среди них стал сборник статей об актуальной культуре «Конец эпохи позднего железа».

Книга состоит из более чем сорока статей известного арт-критика и куратора Константина Дорошенко. Практически все эти тексты ранее можно было встретить как в периодических изданиях, так и в каталогах отдельных арт-проектов.
Открывает сборник блестящее эссе Любка Дереша, заверяющее, что эта книга «изменяет своего читателя», помещая его в яркий свет озарения. Где-то в середине книги — то ли это невнимательность типографии, то прикол фатума — первые страницы книги, а вместе с ними и само эссе Дереша в моей книге появилось вновь. Но лишить себя удовольствия и не перечитать его ещё раз – я был не в силах.

Среди героев статей Дорошенко соседствуют Леонид Кравчук и Жан Бодрийяр, Микола Вересень и авторитетнейший арт-критик Акилле Бонита Олива, Фредерик Бегбедер и будда, его святейшество XVII кармапа Тринле Тхае Дордже… Столь же контрастно на страницах книги сплетаются реплики о философии культуры и об украинском медиапространстве, устройстве социума и абортах, Венецианском биеннале и Евромайдане.

В сборнике слишком мало иллюстраций арт-объектов, о которых пишет автор. Наверное, лишь каждое десятое упомянутое в тексте произведение искусства – можно увидеть на соседней странице. Жаль, ведь смотрелись бы они в книге куда уместнее многочисленных портретов самого Дорошенко, позирующего в компании известных личностей.

Во время чтения «Конца эпохи позднего железа», складывается впечатление, что Дорошенко — словно охранник, сидящий перед стеной из мониторов, каждый из которых фиксирует то или иное событие или персоналию. Имея возможность влиять на всё и вся, за чем он наблюдает, дистанционно: одним он перекрывает выход, другим — подсказывает нужную дверь, кому-то даёт право высказаться, а чей-то голос — глушит. Диалог с объектами своей критики он выстраивает деликатно и отстранённо, как фехтовальщик.

В течение уже нескольких лет автор выступает своего рода арбитром культурных процессов в Украине и мире. И сколь бы хорошо вы не ориентировались на этом поприще — статьи арт-критика всегда откроют вам нечто новое.

В конце книги издатели предусмотрительно оставили несколько пустых страниц. То ли, чтобы читатель мог выписать очередной мастерский афоризм из книги, то ли чтобы записать свой парафраз. Ведь книга действительно вдохновляет.