В 1915 году младотурецкие лидеры отдали армии приказ начать физическое истребление армянского населения в провинциях страны. Именно «армянская резня» заставила польского юриста Рафаэля Лемкина придумать новый термин — «геноцид», которым сегодня обозначается процесс физического уничтожения наций и народов нашей планеты.
Геноцид армянского народа «открыл» в ХХ веке кровавый парад массовых убийств людей по этническому признаку. Он стал преддверием Холокоста, режима красных кхмеров в Кампучии, тотального уничтожения иракских курдов, руандийского племени тутси, боснийских мусульман в Сребренице. Этнические чистки в Таджикистане и в грузино-абхазской войне — повторяют природу первого армянского геноцида.
Где находится первоисточник такой масштабной нациопатии? Какова глубинная мотивация этнического противостояния народов?
Скрытые причины конфликтов отслеживают историки, однако на поверхности они «тлеют» в сегодняшней бытовой ксенофобии.
***
В Османской империи мирно сосуществовали более 250 различных этносов. Турецким султанам никогда не приходило в голову уничтожать племена в своих завоеванных провинциях. Им нужны были купцы, торговцы, ремесленники и крестьяне, которые бы содержали армию, флот и исправно платили налоги.
В 1909 году султан Обдул-Хамид II был свергнут с престола офицерами-заговорщиками, которые называли себя младотурками. Новые лидеры обещали народу провести либеральные реформы, но... не успели. Началась Первая мировая война и Турция выступила на стороне Германии.
Тотальная мобилизация в армию, усиленное налогообложение и растущая нищета привела к усилению кризиса в экономике и росту социального напряжения в обществе.
Правительство с трудом держало ситуацию под контролем. Лидеры обещали скорую победу над врагом и «облегчение участи народа». Однако в начале 1915 года турецкая армия на кавказском фронте под Маригамишем потерпела сокрушительное поражение от русских войск. Правительство осталось один на один с разгневанным населением. Нужно было срочно «размагнитить народ» и направить недовольство в «нужное» русло.
Найти крайних было легко. Во-первых, на Кавказском фронте в российской армии против турок воевали 7 армянских дружин, а один «армянский легион» был во французском экспедиционном корпусе. Во-вторых, население армянских провинций, где велись боевые действия, не выказывало должного сочувствия турецкой армии. Крестьяне сопротивлялись продовольственным реквизициям и отказывались бесплатно предоставлять лошадей для транспортировки грузов в горах. Это раздражало военных.
В-третьих, армянская диаспора в Турции была экономически благополучна. Армянские мануфактурщики контролировали 13% промышленного капитала, банкиры — 60% торгового.
Ограбить процветающий народ и переключить финансовые потоки на нужды военной экономики — главная политическая причина «армянской резни».
***
24 апреля 1915 года три младотурецких лидера: Талаат-паша, Энвер-паша и Джемаль-паша отдали приказ казнить в столице 800 человек. Это был цвет армянской интеллигенции. На окраине Константинополя расстреляли врачей, учителей, священников, журналистов, композиторов и поэтов.
25 апреля министр внутренних дел Талаат-паша отправил во все провинции незашифрованную (!) телеграмму, которая впоследствии цитировалась газетами всего мира: «... В каждом округе необходимо физически уничтожить всех армян, невзирая на женщин, детей и больных, любыми методами уничтожения. По отношению к государственным изменникам и вражеским шпионам не должно быть жалости, сочувствия и совести. Или мы их, или они нас. Ведите себя твердо, ответственность за дело нации я беру на себя. Убейте всех!».
Местные шовинистические газеты, которые еще недавно робко критиковали армян за «непатриотизм», вышли с воззваниями на первых полосах: «Убей армянина!». Правоверным мусульманам разрешалось брать имущество неверных.
Началось массовое убийство людей по всей территории страны. Мужчин отделяли от женщин и уничтожали. Депортация армянского населения сопровождалась резней, насилием и принуждением к сексуальному рабству.
Для казни армян использовались прототипы будущих газовых камер — закрытые пещеры и огонь на входе. Армянские церкви, памятники, кварталы и города были разрушены в процессе массовой резни. Многие были сожжены заживо в храмах и домах. В течение последующих трех лет погибло 70% всего армянского населения Турции. В количественном отношении источники называют разное количество уничтоженных людей: от 1 000 000 до 2 100 000 человек.
Весь мир онемел от средневековой жестокости младотурок. Мировая либеральная пресса откликнулась на армянский геноцид гневными статьями, воззваниями и призывами «обуздать зверя». Однако влиятельные политики воюющих стран воздержались от прямых высказываний. Никто не хотел влезать в чужие проблемы. Европа была занята войной.
***
В 1943 году польский юрист Рафаэль Лемкин, изучая историю «армянской резни», ввел в научный оборот термин «геноцид». Он хотел найти общие социальные причины масштабного уничтожения армянского народа и еврейского Холокоста. Благодаря правоведу, это слово вошло в международную практику.
Сегодня армянский геноцид юридически признан «геноцидом» такими странами, как: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Россия, Польша, Литва, Греция, Словакия, Кипр, Ливан, Уругвай, Аргентина, Венесуэла, Чили, Канада, Ватикан и Австралия.
В Бельгии и Швейцарии за отрицание исторического факта геноцида армян введена уголовная ответственность, а 12 октября 2006 года парламент Франции принял закон, в соответствии с которым отрицание геноцида армян становится уголовным преступлением, аналогично с отрицанием Холокоста.
Повторяющаяся в ХХ веке трагедия народов, заставила политиков, юристов, социологов и психологов пристально посмотреть на проблему чередующихся «холокостов».
Профессор Израэль Чарни — известный специалист в области этнорелигиозных конфликтов, уже много лет издает в Иерусалиме «Энциклопедию геноцида». Именно он открыл главную причину трагедии — это бытовая ксенофобия межличностных отношений.
***
Бытовая ксенофобия — питательная почва масштабного этнического конфликта. Хочется сказать: «Тоже мне открытие. Это и так всем известно». Тем не менее, правовое сознание населения государств Америки и Европы данный тезис усваивает тяжело.
В 1971 году суд города Портленд (США) приговорил шерифа графства Виндхоуэр Рональда Штольмера к 5 (!) годам тюрьмы только за то, что он оставил в наручниках 14-летнего индейского подростка у себя в участке. Парень был задержан на месте драки в компании с белыми тинэйджерами. С белых нарушителей полицейский наручники снял, а индейца оставил в «браслетах». Судья признал действия шерифа «нарушающими национальное достоинство индейцев сиу», и отправил виновного за решетку.
После всплеска негритянского движения в США южные судебные округа захлестнула целая волна «цветных» процессов. Негры судились с белыми по «бытовым пустякам», и... почти всегда выигрывали гражданские тяжбы и административные процессы.
1020 «негритянских» дел заставили существенно изменить законодательство страны. Исчезло из обращения слово «нигер», появилось — «афро-американец». Все крупные корпорации США теперь обязаны по закону резервировать 20% рабочих мест за черным меньшинством. Президент страны, назначая чиновников исполнительной вертикали, должен строго соблюдать 25%-ю квоту для афро-американцев. Американский народ нашел в себе силы стать «разноцветной» нацией.
Современная Америка боится межрассовых конфликтов и «каленым железом выжигает» бытовую ксенофобию в обществе. Юристы в странах ЕС тоже давно и успешно работают в этой области.
***
Как обстоят дела на Украине? Здесь нужно сделать паузу и оглядеться. С чего начать? Не знаю. Наверное, с того, что географически ближе — с родного Николаева.
Бытовая нациопатия в городе устойчиво «перетекает» в областные СМИ. За последние пять лет у нас вышло более 400 журналистских материалов, где присутствует негативный фон криминальных событий, связанных с лицами кавказской национальности. Убийства, торговля наркотиками, оружием и финансовые махинации — все это увязывается не с гражданами государства Украина, а именно с «кавказцами».
Создается впечатление, что местная власть остро нуждается в «отвлекающих» проблемах. Финансовый кризис, рост безработицы, нищеты и гражданская война на востоке страны нагнетают социальную напряженность. Нужен надежный клапан для выхода негативных эмоций.
Канал «открытого гнева» строится уже два десятка лет. На кого он будет направлен? — Не важно, главное держать под рукой проверенный инструмент управления обществом, который был опробован 100 лет назад на армянах в Турции.
Открываем наугад любой николаевский сайт и смотрим архив новостей. Заголовки впечатляют: «25-летний армянин жестоко убил и обокрал старушку», «Армянин зарезал охранника и беременную женщину в Николаеве», «Драка армян с гаишниками», «Владелец „Сотки“ устроил у себя в баре фэйс-контроль для армян и лиц кавказской национальности», «Четверо армян изготавливали у себя на предприятии фальшивый стиральный порошок «Тайд» и т. д., и т. п.
Некоторые газетные материалы претендуют на аналитические статьи. Однако ни один журналист, несмотря на то, что в Николаеве мирно сосуществуют около 130 национальностей, до сих пор не попытался сделать примитивную статистическую раскладку и ответить на вопрос: «Каково процентное соотношение уголовных преступлений и административных правонарушений приходится на представителей крупных национальных диаспор за определенный период времени?».
Думается, что даже поверхностный анализ будет не в пользу украинцев и русских.
***
По данным переписи населения Советской России 1920 года в Украине проживало 9490 армян, из них на территории современной Николаевщины спаслось от геноцида 850 человек. Эти люди пережили вместе со всеми две революции, гражданскую войну, голодоморы и сталинские репрессии.
Летом 1941-го триста двенадцать армян были призваны в Красную Армию. После войны они восстанавливали судостроительные заводы и разрушенное хозяйство города.
Это николаевцы, плоть от плоти свои горожане. Давайте вместе вспомним печальный юбилей этого года и будем скорбеть с нашими братьями о невинно погибших людях.