Есть такая примета: если в Украине вдруг заговорили о (не)справедливости при(х)ватизации созданной в советское время потом и кровью миллионов граждан государственной собственности, — это к передерибану ранее раздерибаненного. Особенно, если о незаконной приватизации говорит такой известный «законник», как олигарх и, по совместительству, глава Днепропетровской ОГА Коломойский, имеющий аж целых три гражданства, что является грубейшим нарушением закона вообще, тем более если речь идет о госслужащем.
Неужели кто-то поверит, что Коломойский вдруг стал ревнителем закона и справедливости?
Есть и другая примета. Если в Украине вдруг заговорили о честной приватизации находящихся в государственной собственности объектов с тем, чтобы наполнить бюджет, привлечь инвестиции и эффективного собственника, — это к дерибану недодерибаненного, проще говоря, хотят украсть то, что не разворовали ранее.
Именно с такой инициативой 5 марта 2015 года выступил президент Порошенко на заседании некоего Национального совета реформ. Кстати, напрашивается ряд вопросов: что сие есть за «совет» такой? Состоят ли «реформы» только в дерибане того, что создано в советское время, или бывают и другие «реформы»?!
Даёшь дерибан!..
По мнению Порошенко, к концу лета 2015 года следует начать приватизацию находящихся в государственной собственности объектов, которые могут принести в бюджет сотни миллиардов (!) гривен. В этом месте почему-то вспомнилась украинская поговорка «про дурня, який думкою багатіє»... Известно, что за все постсоветское время приватизация не дала в бюджет копейки, за исключением разве только Криворожстали.
Порошенко поручил министерству экономического развития и торговли (МЭРТ) и лично министру, новоиспеченному гражданину Украины Айварасу Абромавичусу проработать этот вопрос в Верховной Раде: «Просил бы представить в парламенте, провести дискуссию с фракциями, исключить то, что мы считаем рискованным, из перечня объектов, подлежащих приватизации, но принять очень важное решение, чтобы продемонстрировать всему миру — мы другие. Мы по-другому будем обеспечивать прозрачную и эффективную приватизацию»
О каких объектах идет речь, доподлинно неизвестно. Имеют место лишь некоторые «сливы» информации, согласно которым под приватизацию могут пустить такие стратегические объекты и корпоративные права, как «Укрзалізниця», газотранспортная система (ГТС), Одесский припортовый завод, блокирующие пакеты акций облэнерго.
Подобные прожекты в исполнении Порошенко вызывают не просто непонимание, но и естественную классовую ненависть! Ведь еще не так давно он жаловался, что не может продать свои производственные и иные активы, хотя обязан это сделать, занимая должность президента. Причина, по словам Порошенко, кроется якобы в том, что во время нынешнего кризиса отсутствует нормальный спрос на объекты собственности, и поэтому за них невозможно получить адекватную цену. Выходит, продавать свое по бросовой цене для Порошенко жалко, зато не жалко дерибанить народное добро, за которое сейчас тоже невозможно получить нормальную цену. Зато приватизируемая по низкой цене собственность может попасть в «нужные» руки, и, очевидно, именно в этом смысл аферы с «последней распродажей», поскольку в нынешний острый кризис ни один нормальный хозяин ничего продавать не станет!
Вполне возможно, что в данном случае имеет место еще и очередной всплеск конкуренции Порошенко с премьером Яценюком, который тоже успел отметиться с подобной инициативой. Осенью 2014 года Яценюк уже заявлял, что правительство подготовило список на приватизацию 1250 государственных объектов. В этот список вошел «Нафтогаз Украины», «Укрспирт», ряд других важных предприятий. Обращает на себя внимание тот факт, что в списке значились даже лесные хозяйства, что чревато утратой лесных ресурсов, которых Украине критически не хватает. Впрочем, список официально опубликован не был, и до его рассмотрения тогда дело не дошло.
Но сейчас, похоже, этой афере могут придать новый импульс, что особо опасно при наличии в парламенте коалиции «еврореформаторов», главная «реформизменность» которых заключается в стремлении додерибанить недодерибаненное и передерибанить раздерибаненное! К тому же, ходят слухи, что в перечень приватизируемых объектов, наряду с ГТС, «Нафтогазом» и «Укрзалізницею», могут быть включены такие лакомые куски, как флагман отечественного энергомашиностроения «Турбоатом» и — «Укрнафта»., являющаяся важнейшим элементом энергетической, по сути, национальной безопасности страны, особенно сейчас, во время войны с сепаратизмом и московской агрессией.
К тому же, в нынешних условиях продажа указанных объектов проблематична в принципе, поскольку основным их покупателем может быть только российский капитал. Едва ли россияне что-то сейчас будут покупать в Украине даже через подставные фирмы, да и нельзя им ничего продавать из соображений все той же национальной безопасности. Тем более что уже имеется печальный опыт в виде ряда нефтеперерабатывающих предприятий, «Лугансктепловоза», «Азовмаша» и других объектов, которые российские капиталисты, купив за «недорого», довели до ручки и бросили, угробив целые отрасли.
Конечно, вслед за некоторыми экспертами можно рассуждать о том, что Одесский припортовый завод, «Турбоатом» и «Укрнафта» в сумме при продаже их по реальной цене могут дать не менее 7 млрд долларов, что, кстати, не так уже и много, если учесть, что одна только «Криворожсталь» была продана за 5 млрд долларов. К тому же, продажа — акт единоразовый, а указанные предприятия, если не воровать, будучи в государственной собственности, могут служить для государства долговременным источником дохода. Пример той же «Криворожстали» показал, что даже очень большие деньги, вырученные от приватизации, бесследно исчезают в «закромах родины» по причине все того же воровства и коррупции.
Да и не будут за указанные и не указанные объекты выручены большие деньги, поскольку все та же «Криворожсталь» была единственным исключением из правила. А правило это простое, как первый советский трактор: «прихватизировать» подешевле в «нужные» руки!
Об особенностях дерибана в Украине
Ярчайшим тому подтверждением может служить приватизационный скандал, который был инициирован «enfant terrible» отечественного олигархата Коломойским.
Неожиданно для многих Коломойский решил самолично дать показания Специальной комиссии по приватизации Верховной Рады о том, что 11 лет назад, в 2004 году, бывший государственный холдинг «Укррудпром» был незаконно приватизирован в пользу олигарха Пинчука при соучастии тестя последнего — бывшего президента Кучмы. Очевидно, что Коломойским двигало отнюдь не пламенное желание восстановить попранную справедливость, а «разборки» с другими олигархами, прежде всего, с тем же Пинчуком, «терки» с которым длятся еще с 1990-х. В частности, в 2013 году в Лондонском суде началась тяжба, с одной стороны, Пинчука, а с другой стороны, Коломойского и его бизнес-партнера по группе «Приват» Боголюбова.
По справедливому мнению Коломойского «как непосредственного участника тех событий и одного из бенефициаров этой приватизации», приватизация «Укррудпрома» изначально задумывалась так, «чтобы ограничить круг участников будущей возможной приватизации, и для того, чтобы это попало в определенные руки». По его словам, в результате подписания Кучмой закона об особенностях приватизации «Укррудпрома» государство лишилось контрольных пакетов, блокирующих пакетов прендприятий Южный горно-обогатительный комбинат (ГОК), ГОК «Сухая балка» и Криворожский железорудный комбинат (КЖРК). Коломойский полагает, что даже сейчас, при «плохом рынке», стоимость этих предприятий составляет 10 млрд долларов США.
Суть продавленного в парламенте и подписанного Кучмой закона об особенностях приватизации «Укррудпрома» состояла в том, что приобрести эти предприятия имели право только те, у кого на момент приватизации было 25% одного из предприятий, входящих в «Укррудпром». Коломойский обоснованно сомневается в конституционности такого требования, поскольку оно ограничивало права других субъектов, желавших принять участие в конкурсе. Более того, Коломойский пообещал подготовить для Специальной парламентской комиссии по приватизации пакет документов «с подробностями и хронологией», чтобы достоянием парламентариев и общественности стала информация о том, как законопроект принимали в первом и втором чтении, кто отвечал за его продавливание в Раде, «кто кому заносил деньги, ну и так далее».
И это еще далеко не все откровения Коломойского. Олигарх заявил, что в 2004 году платил Пинчуку 5 млн долларов ежемесячно за право управления «Укрнафтой». Напомним, что эта компания, сосредоточившая почти всю добычу украинской нефти, значительную часть добычи газа, а также существенные объемы нефтепереработки, по сей день контролируется структурами Коломойского, хотя контрольным пакетом в размере 50%+1 акция владеет государство.
Приватизацию времен Януковича в 2010-2014 годах Коломойский охарактеризовал также весьма колоритно и метко: «Там Фирташ покупал по нескольку облгазов каждый день, больше никто не участвовал в конкурсе, а ДТЭК (Рината Ахметова) покупал облэнерго и генерации... То есть у нас играют в футбол все, а выигрывает Германия. В приватизации участвуют все, а покупает исключительно Ахметов».
Собственно, ничего нового Коломойский не сказал. Хорошо известно, что приватизация в Украине изначально проводилась «за недорого в нужные руки», а при Кучме дерибан тех или иных объектов происходил по специальным «законам», в названии которых прямо так и значилось: «Об особенностях приватизации объекта имярек». Причем законы эти выписывались так, чтобы приватизировать объект мог только «нужный» субъект, норматив протаскивался через парламент путем шантажа и подкупа депутатов, а Кучма его подписывал, являясь соучастником. Но опять-таки, Коломойским движет вовсе не жажда справедливости, а стремление свести счеты с конкурентами — Пинчуком, Фирташем, Ахметовым, а желательно еще и откусить часть того, что сумели прикарманить последние, то есть Коломойский стремится передерибанить раздерибаненное.
Игра Коломойского построена на том, что он практически не участвовал в первичной приватизации, то есть не покупал свои активы у государства, а именно здесь имели место тотальные нарушения закона. Насколько можно понять, подавляющее большинство активов группы «Приват» приобретены со вторых, третьих и так далее рук. Подобные обстоятельства дают возможность олигархам утверждать, что активы приобретены «добросовестно», хотя ответственность за скупку краденого пока никто не отменял.
Несмотря на то, что все это давно известно, Коломойский, очевидно, чувствует безнаказанность и стал первым, кто решился все это произнести вслух. Его заявление привело к серьезному переполоху.
Большой шухер вокруг дерибана
Специальная контрольная комиссия Верховной Рады по приватизации решила проверить передачу в частные руки крупнейших предприятий страны. Среди них «Укррудпром», «Укртелеком», «Киевэнерго», Киевский водоканал, а также все «облгазы» и «облэнерго», Одесский припортовой завод, все морские порты, предприятия агропромышленного комплекса и земли Академии наук.
В полный рост стал вопрос о приватизации во время правления Януковича такого стратегического объекта, как «Укртелеком», которым сейчас владеют структуры Ахметова. Впрочем, последнему удалось устроить приватизацию «через вторые руки», о чем в свое время много писали СМИ. Известно, что сначала «Укртелеком» на приватизационном конкурсе приобрел по номинальной стоимости единственный участник — австрийская компания EPIC. Фирма эта сразу вызвала подозрение в том, что она является подставной, поскольку ранее ни в чем телекоммуникационном замечена не была. Вскоре австрийцы перепродали «Укртелеком» компании СКМ Ахметова, чем, по сути, подтвердилось подозрение, что это была лишь специально разыгранная схема. Теперь это дает возможность СКМ заявлять, что «Укртелеком» куплен из «вторых рук», а потому СКМ является «добросовестным покупателем», который приобрел актив у «законного владельца». Здесь можно еще раз вспомнить о скупке краденого...
Впрочем, в настоящий момент структурам Ахметова выдвигаются несколько иные претензии. «Укртелеком» был стратегическим объектом, на основе которого была построена правительственная связь специального назначения, что было заложено еще с советских времен. По условиям приватизации, «Укртелеком» должен был построить и передать в государственную собственность новую, независимую от «Укртелекома», сеть. Но по окончании работ в Государственной службе специальной связи заявили, что созданную инфраструктуру невозможно отделить от «Укртелекома». Это обстоятельство приобретает особое значение сейчас, когда идет война, когда страна насыщена вражеской агентурой, а владелец «Укртелекома» Ахметов является фигурантом дела по сепаратизму и допрашивался в этом качестве прокуратурой.
Вот еще одно крайне опасное следствие дерибана стратегически важных объектов, кроме собственно финансовых потерь и обострения социальной несправедливости.
А ведь если верить указанным выше «сливам» информации, нынешняя «демократическая» власть намерена, кроме «Укртелекома», пустить под дерибан такие стратегические активы, как ГТС, «Укрзалізниця» и другие... Не дай Бог, чтобы под болтовню об «эффективном частном собственнике» государство лишилось контроля, например, над железной дорогой, да еще в условиях войны и внешней агрессии, конца которым не видно! Тем более что ни одного эффективного частного собственника в Украине после развала Союза не наблюдалось...
И напоследок еще одно замечание. Очевидно, что начавшиеся «танцы» вокруг грабительской «прихватизации» прошлых лет имеют целью отнюдь не восстановление попранной справедливости и «возвращение награбленного в трудовые руки». Целью наверняка является передерибан ранее раздерибаненного, каковой процесс затеял Коломойский, контролирующий значительную часть депутатов в разных фракциях, а потому могущий влиять на приятие соответствующих решений. Но как бы то ни было, а «Беня» правильно ставит вопросы по поводу тотального дерибана облгазов Фирташем, а тепловой генерации и «Киевэнерго» — Ахметовым! Последний, кстати, таким образом, а также имея своих ставленников в органах государственной власти и управления, умудряется держать за горло столицу и всю страну, поскольку тепловая генерация обеспечивает до половины всей электроэнергии в Украине.
Главное, чтобы дело не ограничилось разговорами, и все награбленное Пинчуком, Ахметовым и Фирташем начало возвращаться законным владельцам — гражданам страны. А там, глядишь, и до Коломойского дело дойдет...