Резонансное (само)убийство бывшего народного депутата и видного представителя Партии регионов Михаила Чечетова продолжило цепь таинственных смертей, истинные причины и виновники которых, скорее всего, никогда не будут раскрыты. Искать же эти причины следует, прежде всего, в криминальной истории становления в Украине олигархического строя и так называемой приватизации, проще говоря, в дерибане доставшегося после развала Советского Союза бывшего народного хозяйства.
Такое допущение кажется тем более справедливым, что у Чечетова была во всех смыслах коллега Валентина Семенюк, которая точно так же погибла в результате (само)убийства при крайне подозрительных обстоятельствах...
И это не говоря уже о таинственных смертях Вадима Гетьмана, Вячеслава Черновола и особенно Валерия Кравченко, глубоко посвященного в таинства становления криминально-олигархического уклада во времена Кучмы.
Итак, в ночь на субботу, 28 февраля Михаил Чечетов был найден мертвым после падения из окна своей квартиры на 17 этаже. По свидетельству очевидцев, накануне суицида экс-депутат находился в подавленном состоянии. Причиной депрессии принято считать уголовное преследование по подозрению Чечетова в злоупотреблении служебным положением во время «ручного голосования» 16 января 2014 года за законы, резко ограничивающие права человека и получившие поэтому прозвище «диктаторских» или даже «фашистских». Но думается, что истинные причины (само)убийства нужно искать намного глубже и раньше — в 1990-2000-х годах, когда Чечетов занимал ряд ответственных государственных постов, был причастен в приватизации государственной собственности и к финансовым потокам, о чем далее.
Чтобы убедить общественность в том, что это было именно самоубийство, в СМИ было оперативно слито содержание предсмертной записки экс-нардепа: «Нет никаких моральных сил больше жить. Я ухожу. Думаю, так будет лучше для всех. Спасибо всем за поддержку».
Впрочем, подобный тест совершенно не убеждает в том, что причиной депрессии и суицида было уголовное преследование за участие в фальсификации голосования за «диктаторские законы». Скорее наоборот...
Ведь после первых неудачных попыток взять Чечетова под арест по указанному обвинению он даже пытался в присущей ему шумной демагогической манере публично высказываться в том смысле, что в принятии подобных решений не было ничего из ряда вон выходящего. Чечетов подчеркивал, что нынешняя «демократическая» власть берет на вооружение подобные «творческие наработки» своих «папередников». И надо сказать, что здесь покойный был прав: буквально одновременно с его таинственной гибелью как гром среди ясного неба прозвучала информация о том, что некий депутат Матейченко из пропрезидентского Блока Порошенко внес в парламент законопроект о внесении в Уголовный кодекс поправок, согласно которым критика власти повлечет за собой криминальное преследование. И хотя это пока законопроект, а перспективы его принятия выглядят довольно сомнительными, но уже сам этот факт выглядит весьма показательным. Наконец, Чечетов заявлял, что готов сотрудничать со следствием в целях установления истины, а также публично призывал власть и правоохранителей воздержаться от раздувания политических страстей вокруг этого дела.
Ситуация с этим уголовным преследованием складывалась для Чечетова в целом не так уж и плохо. Действительно, 20 февраля 2015 года Генпрокуратура сообщила покойному о подозрении в содействии противоправному принятию «фашистских» законов 16 января 2014 года. Экс-нардепа обвинили в том, что он, будучи членом счетной комиссии, подписал протокол о голосовании с недостоверными данными. Обвинение, скажем прямо, не слишком убедительное. Следует понимать, что это решение парламента, то есть коллегиального органа, отличительной особенностью которого является коллективная ответственность, точнее безответственность. Известно, что когда виноваты все сразу, то никто конкретно не виноват. А что Чечетов как член счетной комиссии протокол подписал, так ведь он мог не знать, что данные сфальсифицированы, что подсчет голосов при голосовании руками, которое, кстати, регламентом Рады не запрещено, мог быть совершен неверно. Словом, при достаточном профессионализме адвокатов, да еще при условии «правильного» мотивирования суда, подобное обвинение выглядит, мягко говоря, не слишком перспективным в плане доведения его до серьезного приговора. Хорошо понимая это, Чечетов и его адвокаты уже намекали на то, что имеют место гонения власти на своего оппонента, и бодро заявляли о готовности пройти все возможные суды, включая Европейский суд по правам человека. Кстати, в последнем едва бы согласились с обвинением Генпрокуратуры...
В пользу скептического отношения к судебным перспективам ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся вокруг бывшего однопартийца Чечетова, экс-депутата и в прошлом тоже видного регионала Александра Ефремова. Напомним¸ что Ефремова обвинили в тех же грехах, связанных с принятием «фашистских» законов 16 января 2014 года, приведших к резкому обострению ситуации и всплеску насилия. Но суд хоть и удовлетворил сначала ходатайство прокуратуры о взятии под стражу, но затем выпустил бывшего главу фракции Партии регионов из-под стражи под залог немалой суммы в 3,6 миллиона гривен. Попытка прокуратуры все же арестовать Ефремова по другому делу, а именно по обвинению в разжигании межнациональной розни, и вовсе потерпела фиаско.
Точно так же, 21 февраля 2015 года, по ходатайству Генпрокуратуры Печерский районный суд столицы в отношении Чечетова избрал меру пресечения в виде содержания под стражей, но назначил денежный залог с сумме уже 5 млн грн. Сумма повышается — девальвация, однако! Указанная сумма была вскоре внесена, по слухам, якобы другом Чечетова олигархом Вадимом Новинским, также бывшим депутатом от Партии регионов, к тому же, «новообращенным» гражданином Украины, поскольку еще не так давно он был «русско-подданым».
Как бы то ни было, но Чечетов был освобожден под залог, вернулся в родные пенаты, пусть даже со специальным браслетом. Через средства массовой информации он радостно сообщил об этом, поблагодарив всех, кто его поддерживал. Правда, с поддержкой у Чечетова не слишком сложилось: его бывшие партайгеноссен-регионалы, пригревшиеся ныне в так называемом оппозиционном блоке, на заседание суда не явились, не воспользовавшись прекрасной возможностью покрасоваться на фоне «политически гонимого» товарища и лишний раз гневно заклеймить позором новую «демократическую» власть, которая, впрочем, мало чем отличается от предыдущей.
И все же будущее Чечетова выглядело не настолько мрачными, уж во всяком случае, не таким, чтобы выбрасываться с 17-го этажа.
Складывается обоснованное подозрение, что перелом в настроении последовал после того, как 27 февраля, то есть буквально накануне рокового падения Чечетова из окна, новоиспеченный Генеральный прокурор Виктор Шокин заявил, что вскоре Чечетову могут выдвинуть дополнительные обвинения. Что это за обвинения, главный прокурор не сказал, но в СМИ была «слита» очень «своевременная» информация о том, что новые уголовные дела могут касаться деяний Чечетова в его бытность главой Фонда государственного имущества.
Здесь следует напомнить, что Чечетов подвизался не только на парламентской ниве, но также в органах исполнительной власти и государственного управления. Здесь он принимал решения, в том числе, о распоряжении объектами государственной собственности, включая их приватизацию. В 1998-1999 годах покойный был заместителем министра экономики Украины. В период с 1998 по 2005 годы, когда в стране имел место масштабный дерибан крупных государственных активов новообразованной олигархией под «омофором» экс-президента Леонида Кучмы, Чечетов был членом комиссии по вопросам возвращения в Украину валютных ценностей, незаконно пребывающих за ее пределами, членом наблюдательных советов ОАО «Укртелеком», НАК «Нефтегаз Украины», членом координационного комитета борьбы с коррупцией и оргпреступностью при президенте Украины Леониде Кучме. Правда, «прикольно» — криминальный строй, построенный на коррупции и организованной преступности, создает «комитеты» по борьбе с указанными социальными язвами?!
А самое главное, с сентября 1999 года по апрель 2003 года Чечетов был первым заместителем председателя Фонда госимущества Украины (ФГИУ), а с апреля 2003 года по апрель 2005 года — главой ФГИУ. После «оранжевой революции» Чечетова на этом посту сменила член Соцпартии Валентина Семенюк, которая не так давно тоже покинула этот мир при крайне подозрительных обстоятельствах, якобы застрелившись из охотничьего ружья.
В августе-сентябре 2005 года Чечетов дал правоохранительных органам ряд показаний, в которых признавал, что, пребывая на посту главы ФГИУ, нарушал действующее законодательство, осуществляя приватизацию объектов государственной собственности под давлением олигархов и даже лично самого президента Кучмы.
Так, 25 августа 2005 года отделом по борьбе с экономическими преступлениями в центральных органах исполнительной власти МВД Украины был составлен протокол явки с повинной Михаила Чечетова. В этом любопытном документе говорится, что под давлением бывшего главы Администрации президента Виктора Медведчука и бывшего нардепа, а теперь видного футбольного деятеля УЕФА Григория Суркиса покойный Чечетов был вынужден незаконно приватизировать дачные дома в Пуще-Водице в пользу ООО «Футбольный клуб „Динамо Киев“. Чечетов оправдывал свои действия тем, что якобы умышленно провел приватизацию так, чтобы „когда Медведчук перестанет влиять на процессы в государстве“ у государства была возможность вернуть это имущество». Правда, о дальнейшей судьбе домиков широкой общественности ничего не известно. Впрочем, домики в Пуще-Водице — это мелочи, за исключение разве того, что стараниями подобных «государственных деятелей» курортно-лесная местность в Пуще-Водице после развала СССР была в значительной мере раздерибанена и превращена в помойку. Но признался Чечетов также и в более крупномасштабных злоупотреблениях...
В объяснении, которое Чечетов давал упомянутому правоохранительному органу 14 сентября 2005 года, речь уже шла о незаконной приватизации таких крупных промышленных объектов как Криворожский металлургический комбинат «Криворожсталь» и Никопольский завод ферросплавов. Чечетов утверждает, что решения об ускоренной приватизации этих предприятий в пользу структур, связанных с олигархами Ахметовым, Тарутой и Пинчуком, являющимся, по совместительству, зятем экс-президента Кучмы, принималось под давлением не только указанных бизнесменов, но и лично Кучмы. По словам Чечетова, он понимал, что эти предприятия намного выгоднее оставить в государственной собственности, что дало бы существенные поступления в бюджет. Но он не мог противостоять давлению Кучмы и олигархов, а потому условия приватизации были выписаны специально таким образом, чтобы структуры указанных олигархов могли их заполучить по крайне заниженной цене. Хотя имелись претенденты, в том числе иностранные, готовые заплатить намного больше, и в результате государственная казна недополучила огромные средства в твердой валюте.
Кроме того, Чечетов поведал правоохранителям, что к приватизации объединения «Павлоградуголь» проявлял нездоровый интерес бывший тогда премьером Виктор Янукович, а бывший глава Луганской облгосадминистрации Александр Ефремов требовал увеличить долю частного инвестора в ходе приватизации «Северодонецкого объединения «Азот» до 60% — с 40%.
И это только те показания Чечетова, которые стали достоянием СМИ. Вполне возможно, что покойный сделал еще какие-нибудь крайне неприятные для нынешнего «элитняка» признания, а еще больше мог бы сделать, вздумай он сейчас, почти через 10 лет, откровенничать в правоохранительных органах.
Кстати, в 2010 году эти показания дали возможность некогда пламенному социалисту, тогдашнему министру внутренних дел, затем «ющенковскому» национал-патриоту, во времена Януковича «сидельцу» и, наконец, нынешнему «верному порошенковцу» Юрию Луценко, развернуть бурный пиар. Но дальше «бла-бла-бла» у Юры, как всегда, дело не пошло: сенсационные откровения Чечетова дальнейшего следственного и судебного развития не получили.
Таким образом, если учитывать изложенное выше, смерть Чечетова предстает в совершенно ином свете. В его «неожиданном» выпадении из окна высотного здания объективно заинтересованы очень и очень многие, особенно с учетом способности покойного откровенничать в органах. По факту гибели Чечетова было возбуждено криминальное производство по статье 115 Уголовного кодекса — умышленное убийство — для проверки всех возможных версий. Впрочем, складывается впечатление, что это было именно самоубийство, но вполне возможно, кем-то спровоцированное. Впрочем, доведение до самоубийства практически недоказуемо. И все же трудно избавиться от ощущения, что Чечетову кто-то убедительно пояснил, что его исчезновение решит очень многие проблемы. Кстати, текст предсмертной записки — конечно, если он подлинный! — это подтверждает.
Есть еще некоторые интересные аспекты.
Похоже, что в ведомстве Шокина наконец-то поняли бесперспективность возбуждения разного рода трудно доказуемой, точнее, вообще недоказуемой «пурги» на тему «разжигания межнациональных страстей» и даже «сепаратизма». Генпрокуратура попыталась, наконец, заняться настоящим делом — расследованием фактов масштабного дерибана государственной собственности во времена Кучмы, в результате которого и была создана экономическая база существующего ныне в стране ублюдочного криминально-олигархического строя, который не в состоянии пока свергнуть никакие революции — ни «оранжевые», ни «гідності». Безотносительно к степени «кровавости» этих революций, как бы это цинично ни звучало, кровь была пролита напрасно, поскольку экономический фундамент строя, базовые социально-экономические отношения остаются неизменными со времен Кучмы, когда они были заложены. Это очевидно для любого адекватного индивида, нормально успевавшего в изучении курса основ марксизма-ленинизма в советской даже средней школе, не говоря уже о высшей!
В случае с Ефремовым, его экономические прегрешения пока не трогают, а вот с Чечетовым решили провести эксперимент — вспомнить масштабный дерибан времен его пребывания в Фонде госимущества, тем более что он сам дал показания на сей счет и, похоже, готов был продолжать в том же духе. Результатом стал его «неожиданный» «выход в окно»...
Еще один нюанс — это фигура генпрокурора Шокина и возможная направленность следствия против Кучмы и его зятя Пинчука. В то же время в СМИ уже давно циркулируют слухи (впрочем, непроверенные) о том, что Шокин очень внимательно относится к интересам днепропетровского олигарха Коломойского. То есть, кроме всего прочего, «наезд» на Чечетова, окончившийся трагедией, вполне может быть связан с давними днепропетровскими разборками между «Беней» (Коломойским) и «Пиней» (Пинчуком), жертвой которых оказался Чечетов. С недавнего времени Коломойский через подконтрольные СМИ принялся «наезжать» и на тестя Пинчука — экс-президента Кучму, в частности, принявшись в очередной раз педалировать дело Гонгадзе.
Но в данном случае представляется, что была перейдена определенная грань, было нарушено табу на «разборки» относительно того, как при Кучме дерибанилось национальное богатство, как данное нам природой, так и созданное в советское время потом и кровью миллионов граждан. Если зацепить эту тему серьезно, то подавляющее большинство отечественно «элитняка» можно сажать, причем даже не на нары, а на кол!
В результате Чечетов, который много чего знал и мог рассказать о дерибане, «неожиданно» для всех «вышел из окна» на 17 этаже. При всей несимпатичности этого персонажа, чисто по-человечески его жаль... А не так давно, повторим, «застрелилась из охотничьего ружья» предшественница Чечетова на посту главы ФГИУ и пламенная социалистка Валентина Семенюк, которая что-то там безуспешно пыталась изменить с системе дерибана и, очевидно, много чего знала.
Обращаем внимание на персону ныне пока — слава Богу! — здравствующего Александра Рябченко, главу Фонда госимущества времен Януковича, который тоже много чего знает и много чего натворил. Например, именно при нем происходил масштабный дерибан государственных пакетов акций обл- и горгазов в интересах олигарха Фирташа, и не только это. Настоятельно советуем правоохранителям взять его под надежную охрану, чтобы он случайно не подавился куриной косточкой или не утонул в ванной...
Напоследок отметим следующее. Причиной указанных и очень многих неуказанных смертей, равно как причиной нынешнего грандиозного кризиса и, с рядом оговорок на Путина, причиной нынешней войны и разрухи на Донбассе является уродливый олигархический уклад, созданный в Украине после развала Советского Союза. Пока эта ублюдочная система общественных отношении не будет разрушена и заменена на что-нибудь более приличное, у нас будут продолжаться войны и кризисы, а разного рода причастные к становлению этих отношений персонажи будут загадочно покидать этот мир.