Хуто-хуторянка, или История одного переселения. Часть 44 (жизнь по укладу, продолжение)

Социологи считают, что село интегрируется в город незаметно. Основная проблема — оторванность от города из-за неразвитой инфраструктуры. До сих пор для многих селян выехать в райцентр — событие, а примерно половина из них ни разу в жизни не бывала в Киеве. Большая часть сельских жителей никогда не видела море. Даже в пределах Украины, не говоря уже о заграничных курортах. В то же время в Европе и вообще в развитых странах расстояние, например, в 200 км препятствием не является.

Начало темы читайте здесь.

Все части «Истории одного переселения» читайте здесь.

Зачастую человеку городскому, редко бывающему в селе, кажется, что время тут остановилось навсегда: глиняные горшки для печи в местной лавке, антикварная мебель в домах, настенные часы с кукушкой... Многие селяне до сих пор сами пекут хлеб, и не в какой-нибудь новомодной хлебопечке, а в обычной электро- или газовой духовке, а то и в русской печи. А выпечка в печи — целое искусство. Часто печи сейчас разбирают, переделывая их в небольшие варочные «грубки». Зато на чердаках пылятся бабушкины прялки, а лет тридцать-сорок назад ткацкий станок образца конца XIX века был нормальным явлением в хозяйстве. На подворье до сих пор можно встретить ступу в стиле бабы Яги, в которой дед еще толок зерно. Передвигаются традиционно в селах, помимо автомобилей, летом на телеге, а зимой на санях. И пастух с планшетом среди стада — такое тоже бывает. Паноптикум! Я, к примеру, до сих не могу привыкнуть к тому, что в кухне из крана течет горячая вода, и в то же время горит огонь в русской печи.

И все же патриархальность — неизбежная сторона сельской жизни. Чем дальше от города село, тем более патриархальный уклад жизни. Он красной нитью пронизывает все естество селянина, весь его быт, хозяйство, порядки. Вот, к примеру, на всей территории Руси, как правило, недалеко от дома где-то в районе калитки высаживали березу, а то и целый березовый палисад. Даже в моем дворе росла старая береза, которую пришлось спилить после одной из зимних бурь по причине угрозы падения на дом и машину. Она так страшно скрипела и кряхтела, что я решила не рисковать. А традиция посадки березы возле подворья имеет еще языческие корни. В старину говорили, что береза — дерево капризное и своенравное. Но если уж она полюбит кого, то быть тому человеку счастливым и удачливым. Это дерево вообще обладает очень теплой и мягкой энергетикой, поскольку дерево женское, и ощущение от него возникает то как от молоденькой девушки, то как от мудрой матушки. А березовые почки издавна считались природным антибиотиком и были незаменимыми при простудах. Не высаживали березу в близости от дома еще и от того, что по поверьям язычников в листве прячутся духи и тени мертвых. Посему под березой ставили скамейку, чтоб в нужный момент попросить у дерева помощи. А вдруг предки услышат. Казалось бы, Русь давным-давно стала христианской, а языческие поверья живы до сих пор.

Помню, свой первый год в селе. Соседка Лена спросила, где мой красный угол. Я ответила, что не имею такового. Между тем в селах, как и сто-двести лет назад, дома без красного угла с божницей (домашним иконостасом) не бывает. В языческие времена там также размещали божницу, но с идолами (дедами — духами предков), которые, как считалось в дохристианские времена, охраняли род. Красный угол, как правило, обращен на юг или восток, то есть в сторону, противоположную печи. Это отождествлялось с дневным путем Солнца — главным божеством у славян. Под красным углом ставили обеденный стол. Место под самим Углом считалось самым почетным и предназначалось хозяину. Чем дальше от красного угла, тем меньше «почетности».

Красный угол был издревле связан с культом предков. Головой к нему клали на стол или лавку покойника. Считалось, что душа умершего пребывает в красном углу от трех до сорока дней.

В селах красный угол украшают льняными ткаными «рушниками». В славянской культуре это были самые популярные обереги, ведь полотенце — символ человеческой жизни, линии судьбы. Вообще, «рушник» имеет обрядовое значение. В древности, как и сейчас, на него вставали молодожены на свадьбе. С «рушником» приходили к роженице, встречали и провожали гостей, провожали в последний путь. «Рушники» имели и чисто практическое значение, в связи с которым им давали название. К примеру, полотенце для вытирания лица и рук — утиральник, для украшения образов в красном углу — покутник, для бракосочетания — свадебный, для похорон — похоронный, для повязывания сватов — плечевой. Служил «рушник» и неким талисманом для начала и окончания какого-либо дела. В старину при строительстве дома такими полотенцами застилали нижний уровень строения, хлебом-солью освящалось начало жатвы, скрепляли сделки, обмениваясь «рушниками», на них же опускали в могилу гроб с телом покойного. Отсюда и пошла примета, по которой дарить полотенце считается дурным знаком. Как впрочем, любые колюще-режущие предметы и животных. Маги и экстрасенсы советуют нейтрализовать такой подарок символическим откупом — монетой любого достоинства.

Специфическое отношение у селян к животным. С одной стороны, бытует позиция — «как бог даст», то есть собаку или кошку могут вообще не лечить. Да и местные ветеринары — по совместительству зоотехники — весьма часто понятия не имеют о простейших болезнях наших четырехлапых друзей. Соответственно, диагностировать симптомы заболевания практически невозможно. Меня лично спасает приобретенный опыт по ветеринарии, в следствие чего приходится консультировать и соседей. К слову, вот банальный пример. Каждый год в марте районная ветслужба делает обход всех дворов с целью бесплатной вакцинации от бешенства кошек и собак. Выглядит это примерно так: какого зверя поймают, тому и делают прививку. Ветпаспорт не оформляется — его заменяет отметка во врачебных бумагах. И вот жалуется мне соседка Валентина, мол, пришли-укололи, а на следующий день все кошки дружно померли. Начинаю выяснять подробности. Оказывается, никто о вакцинации заранее не предупреждал. Никто котов-собак не «глистогонил». В селах, в принципе, большинство хозяев не озадачивается дегельментизацией. Коров, как правило, обрабатывают из-за молока, лошадей редко. Мне приходилось бывать на скотобойне и я видела, что делается в кишечнике у коней и некоторых коров. Но на котов и собак мало кто желает тратиться. А присутствие гельминтов при прививке ведет к сильнейшей интоксикации. То есть исход очевиден.

С другой стороны, весьма трепетное отношение к приблудным котам. Я уже рассказывала, что по сельским обычаям кошку, пришедшую в дом, выгонять нельзя, иначе отгонишь удачу. И если кошка прижилась в новом доме, то хорошо. А вот котам делают всяческие поблажки. Недавно фермер Григорий Иванович признался, что у них при одной кошке живут еще четыре кота: два котенка и два приблудных. «Не многовато ли?» — спросила я. «Нет, — ответил Григорий Иванович. — Всех оставим себе. Если в доме плодятся именно коты, значит, в хозяйстве тоже ожидается крепкое и здоровое потомтсво». А это немаловажно в селе, ведь сельхозживотные составляют основу крестьянской жизни. Тут радуются каждому новорожденному теленку, поросенку, цыпленку. Кстати, с цыплятами есть своя примета. Если из целой кладки яиц вылупились одни петушки, то это хорошо. Также нельзя сажать курицу на четное количество яиц — из них вообще никто не вылупится. Я спрашивала у соседей про эти приметы. Они подтвердили, что это работает. К слову, был в моей сельской практике один случай. Правда, не знаю, насколько связан он с приметами, либо же просто стечение обстоятельств. Курица-наседка подложила под индюшку два десятка своих яиц. Стояла июльская жара — термометр зашкаливал под сорок. Вылупился один петушок, а девятнадцать яиц банально протухли.


Нередко сейчас в окошках сельских домов можно увидеть наряженных кукол. Не мотанок, а обычных кукол. Это неспроста, ведь кукла у славян имела сакральный смысл — обережный. Современная кукла своим рождением обязана мотанке. Наши предки верили, что кукла помогает в делах насущных. Пышногрудую куклу «Рожаницу» ставили на почетное место, она должна была обеспечивать достаток в доме. «Берегиню» размещали на окнах. Помогали куклы и при исполнении желаний. На таких кукол нашивали множество бусин — каждая бусина означала желание. Была и своя «приворотная» кукла, которую ставили на окно незамужние девушки для привлечения женихов. Но лицо куклам-мотанкам никогда не делали — по поверьям с появлением у куклы лица приобреталась и душа, через которую можно навредить. Недаром в магии «вуду» самые страшные порчи наносятся кукле, максимально сходной с объектом магического воздействия. Основу кукол часто делали из кукурузного початка либо наполняли зерном — символом благополучия и здоровья. А дом без игрушек считался энергетически пустым и лишенным духовности.

Как бы научно-технический прогресс ни двигался вперед, но сельские традиции до сих пор живы, независимо от нашего желания. Многие обычаи передаются от матерей к дочкам, от отцов к сыновьям, и пусть порой даже истинное значение их давно позабыто, но... «так делали наши деды». Вот основной принцип сельского мировоззрения!